А может быть, деизм?

Наш журнал уже затрагивал вопрос о том, является ли Учение пантеистическим. И был озвучен вывод, что нет, не является, несмотря на целый ряд моментов, роднящих его с пантеизмом. Данное исследование можно продолжить, хотя уже в несколько ином ключе. Ведь есть ещё один вариант, который, на первый взгляд, довольно точно соответствует Учению. Это деизм.

У деизма, как и у пантеизма, также нет однозначного общепринятого определения. Однако в основном всё сводится к следующему. Деизм — это точка зрения, гласящая, что Бог создал и устроил мир, после чего перестал принимать участие в его жизни (так сказать, отошёл от дел). Соответственно, с того момента дела мира, его развитие и т.д. идут самотёком, без контроля свыше. Интересно, что даже в такой простой формулировке концепция деизма вызывает разное к себе отношение среди тех, кто её придерживается. Одни сокрушаются по поводу того, что Бог оставил мир и людей на произвол судьбы, тогда как его присмотр мог бы предотвратить многие беды и страдания. Другие радуются тому, что Бог предоставил миру возможность свободно развиваться, а людям — полную свободу воли и действия, без оглядки на довлеющую надо всем высшую силу. Тут можно было бы поговорить о том, от каких черт человеческой натуры зависит отношение к такой ситуации как к отрицательной или как к положительной, — и это было бы небезынтересно. Но речь о другом. Поэтому мы просто констатируем тот очевидный факт, что в любой ситуации всегда найдутся недовольные (или довольные, — это уж смотря с какой стороны находишься ты сам), и пойдём дальше.

Итак, является ли Учение деистическим? Прежде прочего, нужно отметить коренное несоответствие, которое здесь то же, что и в случае с пантеизмом. А именно: в том и другом случае подразумевается сверхъестественное участие всемогущего Бога. Является ли Вселенная чем-то, что слито с Богом, или чем-то, что нарочито отделено от него, всё равно это сверхъестественный Бог, — а значит, обе концепции лежат в области религии. Учение же не признаёт ничего сверхъестественного, и религией не является. То есть в этом смысле оно по определению не является деистическим. В принципе, здесь можно было бы и закончить. Однако интересно рассмотреть не только основное различие, но и основное сходство. Чем концепция Учения похожа на деизм, — да ещё настолько, что это позволяет поставить вопрос, вынесенный в заголовок?

Мы знаем, что Творец преобразил себя в нашу Вселенную. Перед этим он определил законы, которые будут в ней действовать, и, так сказать, задал общее направление движения. Под движением я здесь подразумеваю эволюцию. Она была запрограммирована так, чтобы вести к появлению осознающих, — т.е. разумных существ, через которых совершенствуется Дух, содержащий в себе личность Творца. Организовав это, Творец преобразил себя, — и перестал осознавать происходящее. Именно тут мы и можем видеть сходство с деизмом. Творец создаёт Вселенную (хоть и без чуда) и далее не вмешивается в ход событий, — просто потому, что уже не осознаёт ни этих событий, ни самого себя. Всё идёт своим ходом, по закону причин и следствий, в заранее заданном направлении. Действительно: если не учитывать фактор отсутствия сверхъестественного, то и впрямь деизм. Ведь принципиально важно не то, является Творец единым целым со Вселенной или отделён от неё, а то, что он в любом случае не держит происходящего в ней под сознательным и волевым контролем. В некотором смысле, он отстранился.

Но именно что «в некотором смысле». Тут мы опять приходим к отличию от деизма. Ведь на самом деле Творец не отстранился полностью. Он воспринимает, мыслит и действует через осознающих. В каждом из них содержится не просто частица его души, но и частица его личности, чувствующая и мыслящая. Творец мыслит множеством разумов, — каждый из которых, правда, более локален, чем разум Творца в целом. Он действует через множество своих частиц. В том числе, через людей. Мы осознаём себя, мыслим, чувствуем, действуем. Мы изменяем себя. Мы изменяем мир. Через осознающих, благодаря их интеллектуальному и моральному развитию, благодаря их деятельности, делается то, что является важнейшей задачей: совершенствование Творца. Именно ради этого он и претворил себя во Вселенную.

Он создал Вселенную и отстранился — но, в то же время, и не отстранился. Он продолжает сознательно действовать, что-то менять во Вселенной. Он активно решает задачу №1 — совершенствуется. Только, как бы, на несколько ином уровне, — на уровне своих частиц. Вроде бы, каждая из них живёт, мыслит и действует за себя; однако в совокупности они живут, мыслят и действуют как Творец. Таким образом он продолжает сознательную активность во Вселенной. Пусть не всегда с полным пониманием того, что происходит, — всё-таки каждая отдельная частица не видит всей полноты картины во вселенском масштабе, — но тем не менее.

Мы начали с того, что Учение не признаёт сверхъестественного, и пришли к тому, что Творец (не сверхъестественное существо, а высокоорганизованная форма жизни), по сути, не устранился и не отстранился от «участия в делах», а продолжает его, — только уже на уровне своих частиц. Можно возразить в том смысле, что частицы — такие, например, как отдельный человек — не управляют жизнью Вселенной, и даже не могут оказать на неё сколь-нибудь значимого влияния. По отдельности — возможно. Но в совокупности они, в прямом смысле слова, вершат её судьбу. Ведь благодаря их развитию и их деятельности она пройдёт весь путь своей эволюции и преобразится в нового, более совершенного Творца. Что же до действующих в ней законов, то их незачем менять. Они и без того работают как надо.

Общий вывод таков: Учение не является деистическим. Хотя в каких-то своих моментах и похоже. Творец продолжает мыслить, чувствовать и активно действовать. Вот сейчас он моей рукой пишет эти строки. А вот сейчас он вашими глазами читает их. И уже сам факт того, что он через нас с вами способен задаться вопросом, вынесенным в заголовок этой небольшой статьи, даёт однозначный ответ на этот вопрос.

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *