Между казнью и безнаказанностью

Уже больше месяца прошло с даты, когда в парламенте Индонезии должен был быть рассмотрен законопроект о внесении ряда поправок в уголовное законодательство страны. Тогда рассмотрение не состоялось и было перенесено на неопределённый срок по причине того, что законопроект вызвал чрезвычайно острую реакцию общества, вплоть до подачи петиций и акций протеста, переходящих в столкновения с полицией. Что же в нём такого? Чем вызвано возмущение населения? Оно вызвано грядущим ужесточением наказаний за ряд правонарушений — оскорбление государственной символики и т.д. Но главное — включением в число уголовных преступлений ряда деяний, прежде не имевших такого статуса. Например, сексуальных отношений до вступления в брак и супружеской измены. Предполагается, что теперь это будет означать до года тюрьмы.

Индонезия — страна преимущественно мусульманская. Ислам же признаёт супружескую измену преступлением, заслуживающим смертной казни через побивание камнями. И хотя по исламским законам доказать такую вину не так-то и просто, сути дела это не меняет: измена всё равно остаётся серьёзнейшим преступлением. Теоретически. Потому что в наше время это уже не практикуется. Конечно, к словам «в наше время» непременно следует добавить «просвещённое». Как же иначе: ведь слово «просвещённость» теперь всё чаще оказывается синонимом слова «безнравственность». Границы между моральным и аморальным постепенно стираются, а личные желания превращаются в абсолютную ценность. В обществе всё вернее насаждается принцип «Это хорошо и правильно, потому что я этого хочу». И одна из причин популярности такого подхода состоит именно в том, что раньше моральные принципы насаждались чрезмерно жёсткими, зачастую жестокими методами, — разумеется, не только в исламе. Безнравственное не просто осуждалось, но подавлялось так усердно, что психологически это приводило к возникновению эффекта чрезмерно сжатой пружины. И когда ограничители стали ослабляться за счёт либерализации общества (в общемировом масштабе), пружина стала резко и жёстко раскручиваться. Чрезмерно резко и жёстко. В итоге происходит то, что всегда происходит в подобных случаях: одна крайность переходит в другую. Ну в самом деле, разве смерть — адекватное наказание за супружескую измену? Конечно, нет. Но и считать измену нормой, просто одной из мелочей жизни, тоже неправильно.

В Индонезии как будто пытаются найти некий компромисс: не казнить за измену, но и не оставлять без наказания. Законодательство страны не менялось с колониальных времён, — а при европейских властях преследование за измену как за уголовное преступление было, конечно, немыслимым. С другой стороны, в наше время даже в исламской Индонезии не представляется возможным действовать по всей строгости шариата. Отсюда такой вот компромисс. Однако общество, вкусившее свободы, в том числе сексуальной, не согласно.

И надо признать, что в этом оно право. По Учению, супружеская измена — абсолютно недопустимая вещь. Секс до вступления в брак нежелателен; измена же гораздо хуже. Это попрание самого института брака и моральное предательство супруга. Но и осуждение за это должно носить морально-этический характер. Не уголовный. Это безнравственный поступок, а не преступление, подобное грабежу или изнасилованию. Адекватными наказаниями тут могут быть общественное порицание и развод, если того пожелает обманутый супруг или супруга. Но никак не тюрьма.

Так что в оценке индонезийских событий приходится встать на несколько двойственную позицию: блуд и измена не должны оправдываться, они должны однозначно осуждаться, — но наказываться как уголовные преступления они не должны. То есть внесение таких поправок в законодательство будет избыточной мерой. С точки зрения европейских законодательств и на сей раз солидарного с ними Учения. А с точки зрения ислама — мерой явно недостаточной. В общем, похоже, что это самый неудачный вариант из возможных, так как он не устроит никого. Как это обычно и бывает с компромиссами.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *