«Что человек во Вселенной?»

Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, это, по сути, вопрос о смысле человеческой жизни. Причём безотносительно к тому, имеется ли в виду один отдельный человек или всё человечество. Ведь чем является человечество, тем является и отдельный человек; для чего существует оно, для того существует и он. Наверное, не было времени, когда люди не задавались бы этим вопросом. И, наверное, чаще всего на него давался неутешительный ответ. Потому что в сравнении с огромным миром, с величием управляющих им незримых сил, с беспредельностью Вселенной человек и его возможности кажутся не просто маленькими, а вообще ничтожными. Ну что он может сделать, что изменить, на что повлиять?

Например, вот что говорил об этом Блез Паскаль: «Что человек во Вселенной? Ничто перед вечностью, всё перед небытием, среднее между всем и ничем. Он не в силах даже приблизиться к осознанию конца мира и его начала и равно не может постичь небытие, из которого возник, и вечность, в которой растворится». Казалось бы, дело не так плохо: по крайней мере, человек — всё перед небытием. Но… В сравнении с небытием как абсолютным «ничто», «всем» окажется даже ничтожнейшая пылинка, ибо она будет ему полной противоположностью. Паскалю вторит Ж. Овре: «Так кто ж он, человек, столь чтимый иногда? / Ничто! Сравненья все, увы, не к нашей чести. / А если нечто он, так суть его тогда — / Дым, сон, поток, цветок… тень — И ничто все вместе». Я привёл лишь два примера того, с каким скепсисом относились к значению человека многие нерядовые личности. Впечатлительных людей подобные пессимистичные выводу способны, мягко говоря, ввергнуть в уныние. Если же принять во внимание то, как нарочито во многих религиях подчёркивается ничтожность человека перед лицом высших сил, то уныние разрастается до уровня беспросветного отчаяния. Потому что если люди и в самом деле таковы, то жизнь не имеет смысла. Сознание этого психологически ломает, уничтожает личность изнутри.

Но ведь человек и впрямь очень мал, микроскопичен в сравнении со Вселенной, разве нет? И что он, в самом деле, может? Вопрос законный. Что ж, давайте разберёмся.

Человечество — одна из разумных рас Вселенной. Как и другие расы, оно служит важнейшему делу: совершенствованию Творца. В нас пребывают частицы его Духа, которые мы должны, так сказать, довести до кондиции. Для этого мы наделены активным разумом и свободной волей, для этого мы познаём реальность и делаем нравственный выбор. Проделывается огромная работа. Сейчас на Земле живёт около семи миллиардов человек, и ещё какое-то количество находится в мире энергии, ожидая очередного рождения. Если бы существовала единица объёма, пригодная для измерения Духа, мы могли бы получить хотя бы приблизительное представление о том, какое невероятное его количество проходит через людей. А ещё были те, кто уже завершил свой путь, усовершенствовав свою частицу по максимуму, и ушёл в мир Духа. А ещё будут те, кому только предстоит родиться и принять в себя новую частицу Духа, — и их, по идее, будет намного, намного больше, чем тех, кто есть в двух мирах сейчас. То есть предстоит ещё бОльшая работа.

Разумных рас во Вселенной очень много. Все вместе они делают то, от чего зависит будущее Творца. Конечно, на общем фоне доля работы, принимаемая на себя человечеством, выглядит весьма скромно. Но даже если уподобить её капле в море, то всё равно не отменится тот факт, что море состоит из капель. Если высохнут капли, перестанет существовать море. Поэтому каждая из них важна для него. И в ещё большей степени это относится к разумным расам. Ведь для того, чтобы появилась каждая из них, потребовались миллионы и миллионы лет эволюции. Каждая из них драгоценна для Творца, и её потеря будет невосполнимой. То же касается и человечества. Если оно погибнет, совершенствование Духа на нашем «участке работ» существенно затормозится, и будет потеряно много времени. А ведь время, которым располагает Творец для прохождения цикла внутреннего совершенствования, ограничено. Гибель любой разумной расы и связанная с этим временная задержка в перспективе может стать причиной смерти Творца. Значит, и гибель человечества тоже. На нас, вкупе с другими разумными расами, лежит ответственность за будущее Вселенной. От кого зависит столь многое, тот много значит, не так ли?

Это что касается человечества в целом. Оно имеет большое значение для Вселенной, потому что делает огромную необходимую работу, а его потеря была бы невосполнимой и повлияла бы на исход эволюции Творца. Ну а что можно сказать об отдельном человеке? Каково его значение?

Если человечество — капля в море разумных рас, то отдельный человек — капля в море человечества. Казалось бы, из этого с необходимостью следует, что его роль на фоне таких масштабов даже не то чтобы незаметна, а её как бы и вовсе нет. Однако это не так. Ведь в нём содержится частица Духа, которая обязательно должна быть усовершенствована. Без её вхождения в мир Духа Творец не сможет испытать новое преображение, не сможет взойти на более высокую ступень эволюции. Если же он чрезмерно замедлит с этим, он погибнет. Что это означает? А то, что, теоретически, один человек может застопорить развитие всей Вселенной и привести Творца к гибели. Одна упрямая частичка Духа, не желающая совершенствоваться, способна поставить под угрозу судьбу всего. Может ли такое произойти на практике — уже другой вопрос. Но в теории — да. То есть можно сказать, что от каждого из нас зависит будущее. И не только его собственное, или будущее его семьи, или даже будущее всего человечества. Ставки в этой игре неизмеримо выше. И сформулировать это можно так: каждый из нас несёт, ни много, ни мало, личную ответственность за будущее Вселенной.

Поэтому мы не согласимся с Паскалем и другими пессимистами, недооценивающими значение человечества. Оно способно познать пусть и не всё, но столько, сколько ему необходимо для выполнения возложенной на него задачи. А задача эта — задача по совершенствованию Духа, а значит, Творца, а значит, Вселенной — поистине велика и жизненно важна для всех и всего. Отдельный же человек пусть и невелик сам по себе, пусть на фоне Мироздания он выглядит как крошечный винтик, — но это такой винтик, который обладает свободной волей, и который, встав в механизм Мироздания криво, в принципе способен нарушить его работу и привести к фатальному сбою.

Значит, тем больше он должен стараться быть таким, чтобы этого не произошло. Мы, люди, имеем значение для Вселенной, сознание чего, безусловно, приятно. Однако грош цена этому сознанию, если вместе с ним у нас не будет сознания лежащей на нас огромной ответственности. И то сказать: мы здесь не для приятности. Мы здесь для того, чтобы быть людьми.

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *