Порок по Учению

Совершенных людей не бывает. Это значит, что у каждого человека имеются недостатки. Речь здесь, конечно же, идёт не о физических недостатках, а о совсем иных. О тех, которые ещё называют пороками. Хотя на самом деле о терминологии можно поспорить. Я бы сказал, что недостатки — не столь уж критические минусы, когда человеку недостаёт, не хватает чего-то положительного в его натуре (сюда же, при определённом обобщении, могут быть отнесены дурные привычки), тогда как пороки — серьёзные нравственные изъяны, отрицательные качества, под влиянием которых человек активно вершит зло в разных его проявлениях. И сейчас нас интересуют именно пороки в таком их понимании.

В том, что под их влиянием люди вершат зло, нетрудно убедиться, бросив ретроспективный взгляд на историю человечества, или же просто посмотрев на мир, в котором мы живём сегодня. Зло в нём вершится не само. Его вершат люди, удовлетворяя своё властолюбие, гордыню, алчность, жестокость, похоть и другие пороки. В истоке любой подлости, любого злодеяния, любой лжи лежит какой-нибудь из пороков, а то и несколько. Все войны, насилие, обман, грабежи, всё дурное, что творится руками людей, служит чьим-то порокам. Так было и так есть. И всё это вполне очевидно. Оттого перечисленное выше в общественном понимании во все времена связывалось с пороками, рассматривалось как их следствие. Властолюбивые и агрессивные правители, трусливые предатели, алчные мошенники и воры, похотливые совратители и насильники, подлые лжецы, жестокие мучители, унижающие других гордецы, паразитирующие на тружениках ленивцы и прочие, и прочие, — галерея персонажей, превращающих мир в место страданий, бесконечна.

Пороки всегда были самым настоящим бичом общества. Естественно, люди упорно пытались понять их, как-то объяснить их существование. Откуда они берутся? Версии бытуют самые разные. Изъяны человеческой натуры, возникшие при творении людей богами; следствия грехопадения первых людей; врождённые психические отклонения; результат плохого воспитания… Список можно продолжать. В нём ещё много пунктов разной степени убедительности. Однако это не обзорный материал. Нас сейчас интересует только одна версия — та, которую предлагает Учение.

Что же оно говорит о происхождении пороков и о их сути? Ответить в двух словах не получится. Поэтому начнём с начала.

Когда Творец преобразовывал себя во Вселенную, он имел в виду самосовершенствование. То есть своё дальнейшее продвижение по пути эволюции. Тут мы сразу видим принципиально важный момент: Творец несовершенен. Это не сверхъестественный абсолютный Бог, а живое существо, которое когда-то появилось на свет, стало жить и развиваться, и продолжает развиваться сейчас. Развитие есть движение от менее совершенного к более совершенному. Творец проделывает этот путь. Он несовершенен, он имеет недостатки, изъяны. Что они из себя представляли в мире Творца и как выглядели их проявления, сказать сложно. Однако мы знаем, что когда Творец претворил себя во Вселенную, — точнее говоря, в Мироздание как систему трёх миров, — его недостатки приняли форму несовершенств Духа.

Дух, о котором идёт речь, это то, что можно назвать душой Творца. Субстанция, являющаяся носителем его разума, его качеств и всего того, что составляет его личность. Личность эта несовершенна, и потому Дух тоже несовершенен. Он может стать лучше, совершеннее, — в чём и состоит смысл настоящего этапа эволюции Творца. Он преобразовал себя во Вселенную именно для того, чтобы получить возможность для более активной внутренней работы над собой. Чтобы, так сказать, более плотно заняться самосовершенствованием.

Для этого существуют те, кто в Учении именуется осознающими, — разумные существа, одним из которых является человек. Эволюция, идущая во Вселенной, направлена на появление осознающих. Потому что именно они проделывают работу по внутреннему совершенствованию Творца.

Каким образом? Во всём, что существует во Вселенной, присутствует Дух. Однако личные качества Творца и его разум, которые несёт в себе Дух, остаются по большей части неактивными. То есть существуют в виде потенциала, в полной степени проявляющегося только в осознающих. Они способны активно мыслить, познавать окружающую действительность, осознавать её и себя в ней, производить самоанализ и работать над собой, сознательно и целенаправленно изменяя себя к лучшему. Здесь мы, уже в который раз, вспомним, что Творец несовершенен. Поэтому помимо лучших его качеств Дух несёт в себе и его несовершенства. И если качества Творца проявляются в осознающих как их лучшие качества и способности, то его несовершенства проявляются в них как пороки. Таким образом они обретают конкретную форму и понятные проявления, и осознающие получают возможность работать над их устранением.

Здесь необходимо отметить два новых важных момента, следующих из вышеописанного. Первый: пороки как таковые, как явление, не берутся ниоткуда, и их первичным источником не являются осознающие. Пороки есть проявления несовершенств самого Творца. Если угодно, отражения его недостатков и пороков. Я уже говорил, что сложно сказать, как они выглядели в его мире. Уж очень тот мир отличается от нашего. Жизнь Творца в нём вряд ли похожа на нашу, и его отрицательные стороны вряд ли имеют те же проявления, что и наши. Но здесь, в нашем мире, они обретают соответствующее его условиям выражение и превращаются в известные нам пороки. Второй момент: несовершенства Творца проявляются не только в людях, но во всех осознающих по всей Вселенной. То есть люди — не какая-то единственная порочная порода. Все осознающие трудятся над исправлением несовершенств Творца, — и, соответственно, все они несут в себе эти несовершенства. У разных разумных рас они могут проявляться по-разному, но принцип един для всех: нужно увидеть в себе худшее, неправильное, и работать над его исправлением, над превращением недостатков в достоинства и пороков — в добродетели.

Здесь мы обнаруживаем ответ на один из вопросов, волнующих умы издавна: рождается ли человек порочным, или же он обзаводится пороками уже потом, в течение жизни? Часто это формулируется следующим образом: испорчен ли человек — любой и каждый — от рождения? Многие уверены, что нет, и потому говорят о маленьких детях как о чистых, непорочных существах, как об ангелочках.

Прежде всего подчеркну вот какой нюанс: когда говорят об испорченности чего-то, то надо понимать так, что это что-то изначально не было испорчено. Потому что порча — это изменение в худшую сторону. То есть если человек испорчен, то, получается, изначально он был идеален? В христианском контексте это имеет смысл, так как под человеком в широком значении слова там подразумевается первая человеческая чета, которая в самом деле была безгрешна, а потом пала, сделав природу последующих поколений испорченной. Вне этого контекста вопрос об изначальной испорченности звучит как нонсенс. Вопрос, поставленный в форме «Рождается ли человек уже с пороками или нет?», звучит корректнее.

Да, человек рождается уже с набором пороков. Здесь под «рождается» я имею в виду первое рождение. Ведь мы живём не одну жизнь. И свой набор пороков каждый получает, приходя в мир в первый раз. Это то, с чем ему предстоит работать дальше, в будущих жизнях. Как всё происходит, почему конкретному человеку достаётся именно такой набор, а не другой? Ответа пока нет. Когда человек рождается, основой его личности становится частица Духа, выделившаяся из мира Духа. Таким образом он оказывается носителем качеств Творца и его несовершенств. Последние и принимают форму пороков. Они сопровождают человека в последующих рождениях, — до тех пор, пока не будут побеждены и устранены. Таким образом, присутствуют они и в детях. И начинают проявляться, когда для этого появляются условия и возможности. Вероятно, именно этим объясняется тот факт, что даже в семьях с лучшими условиями жизни и лучшим воспитанием вырастают порочные личности. Хотя это не означает, что хорошее воспитание не оказывает благотворного, исправляющего воздействия. Оказывает, и существенное. Однако это воздействие не всегда даёт быстрый эффект. Победа над пороками — результат воспитания, работы над собой и действия других факторов, и не в одной жизни, а как минимум в нескольких. В лучшем случае в нескольких. Обычно их бывает гораздо больше.

И вот очередной важный момент: человек не виноват в том, что имеет пороки. Он не взращивал их в себе, а получил как часть своей натуры. Но тут следует понимать, что не виноват он только в самом наличии пороков. Если же он совершает поступки, воплощающие пороки в действие, тогда это уже его вина. То есть изначально он как бы условно порочен: пороки в нём присутствуют, но могут и не проявляться. Например, благодаря тому же воспитанию он может сдерживать свои дурные желания, не поддаваться порокам. Тогда получается, что они в нём есть, но несмотря на это он — молодец, и достоин не порицания а, наоборот, всяческих похвал. По сути, порочным человеком называют того, кто совершает порочные поступки, а не того, у кого пороки имеются. Это нужно понимать. Ведь в самом деле никто не идеален. А путь к победе над пороками как раз и начинается с их осознания и взятия под контроль. Первое очень болезненно и часто страшно, второе — очень трудно.

И ещё один важный момент: пороки преодолимы. Кому-то он не покажется столь уж важным. Даже может показаться констатацией очевидного. Однако для многих именно вопрос преодолимости пороков становится камнем преткновения. Сопротивляться своим порокам и одерживать над ними верх столь трудно, что бытует мнение, будто это вообще невозможно. Природа человека является порченой по своей сути, пороки — её неотъемлемая составляющая, и потому избавиться от них нельзя. Каждый человек был порочен изначально, и таким останется. Он обречён на вершение зла, к которому подталкивают его пороки, потому что ему не дано столько сил, чтобы им сопротивляться. Примерно такие обоснования подводятся под подобные мнения. В том случае, конечно, если обоснования вообще подводятся. Чаще этого не происходит. Просто говорят: «Я слаб, мои пороки сильнее меня. Никуда мне от них не деться». Многие искренне считают так. Некоторым же просто выгодно так думать. Ведь если человек по природе своей слаб и подвержен порокам, то он, вроде как, и не виноват в том, что совершает. Он творит зло — ну так он не может не творить зла. И взятки с него гладки. Чрезвычайно удобная позиция для оправдания себя. Но нет. Порок преодолим, у нас есть для этого силы и возможности.

Во-первых, примеров подобного преодоления хватает. И каждый сам может стать таким примером. Во-вторых, человек не может не быть способен победить свои пороки. Потому что тогда само существование его не имело бы смысла.

Выше было сказано, что через пороки в людях проявляются несовершенства Творца. Люди, как и другие осознающие, решают вполне конкретную задачу: они совершенствуют свой Дух, тем самым совершенствуя Творца. Это происходит через познание мира и борьбу с пороками, — то есть с худшей частью своей натуры. Несовершенство есть отсутствие должного уровня совершенства; пороки, таким образом, есть отсутствие необходимых добродетелей. В каковые добродетели их и нужно переплавить. Жадный должен стать щедрым, ленивый — трудолюбивым, гордец — скромным, и так далее. И если бы в человеке не было способностей к этому и сил на это, он просто не мог бы выполнять своё предназначение. Если привести грубый пример, то это как молоток, которым невозможно забивать гвозди. Зачем нужен такой инструмент? Он не нужен. Никто не стал бы изготовлять такую бесполезную ерунду. Природа тоже не стала бы. Человек создан длительной эволюцией не для того, чтобы в итоге оказаться бесполезным, но для того, чтобы выполнять важнейшее дело, которое под силу только осознающему. Чтобы совершенствовать Творца.

Поэтому у нас «по умолчанию» есть всё для того, чтобы бороться с пороками и побеждать их. Если ты думаешь, что это не так, то здесь одно из двух: либо ты не знаешь, что ты сильнее своих пороков, либо догадываешься, но не хочешь знать, выбирая позицию слабого, которая тебе выгодна.

И вот, уже в финале разговора, мы подошли к вопросу, который можно назвать в определённом смысле ключевым для нашей темы. Хотя прозвучит он, наверное, странно: так всё же, пороки — это хорошо или плохо?

Ответ будет таким: хорошо, когда всё с ними идёт так, как должно идти, и плохо, когда всё идёт неправильно. Что это значит? А вот что. Пороки исполняют функцию симптомов, дающих возможность выявить болезнь и вылечить её. Они помогают нам работать над несовершенствами Творца. Но именно работать над ними, исправлять их. Тогда это безусловное благо. Когда же вместо этого мы подчиняемся порокам, позволяем им укрепляться, разрастаться, и творим под их влиянием зло, тогда они и есть зло. Потому что они существуют не для этого. Они существуют не для того, чтобы брать над нами верх, а для того, чтобы быть побеждёнными. Поэтому порок может быть злом, или, как ни странно, благом, в зависимости от того, как себя ведёт человек. Эволюционная роль пороков состоит в том, чтобы создавать условия для совершенствования Творца. Они входят в потребный для этого инструментарий. Приведу заезженный, но подходящий к случаю пример: яд может быть смертоносен, но его можно использовать так, что он превратится в лекарство. Здесь похожая ситуация.

Да, яд могут использовать и во зло. Пороки тоже. Это вопрос свободной воли человека. Её никто не отменял. Но это ещё и вопрос знания. Чтобы хотеть и мочь бороться с пороками, нужно понимать суть дела: что они такое, почему существуют, и почему нужно побеждать их. Хотя многим это удаётся и без понимания всего этого. Но у них всё равно имеется какая-то мотивация, — пусть не совсем верная в деталях, но верная по сути. Имеется понимание того, что пороки — это плохо, они несут с собой не созидание, а разрушение, и с ними необходимо бороться.

Можно рассчитывать на то, что правильное понимание пороков и связанной с ними проблематики, которое даёт Учение, изменит ситуацию к лучшему. Осознанность людей в этом плане станет выше, и пороки постепенно из бича человечества начнут превращаться в то, чем они и должны быть: в средство совершенствования человеком себя и Творца.

Отмечу, как часто это делаю, что обсуждаемая тема не раскрыта здесь полностью, в деталях, поскольку она гораздо более обширна. Но концепция в целом, с важнейшими моментами, составляющими её основу, очерчена. Целью разговора было дать общее представление о том, что такое порок как таковой, как явление, как часть системы Мироздания. Надеюсь, удалось.

© Атархат, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *