Любой духовный путь предназначен для того, чтобы делать человека лучше. Лучше, правильнее, — можно сказать и так, и так. А можно и так: сделать его таким, каким он должен быть. Разные мировоззрения представляют идеал человека по-разному. Где-то ты должен научиться наилучшим образом угождать Богу, где-то — сам подняться до уровня божества, где-то — выпасть из существования, где-то ещё что-нибудь. Но главное — человек должен стать таким, каким надлежит быть человеку. Каждый человек. Значит — все люди. Бывают пути, предназначенные не для всех. Но в основном духовный путь ориентирован на то, чтобы на него пришли и по нему прошли все. Произойдёт ли это — другой вопрос. Задумка же именно такова. А это значит, что где-то там, в будущем, подразумевается некий идеальный мир, населённый идеальными людьми. Или божествами. Или не населённый никем, если с точки зрения какого-то духовного пути это правильно. Так или иначе, всё идёт к появлению идеала. Идеальных людей, могущих составить идеальное общество, живущее в идеальном мире. Конечно, я немного упрощаю и утрирую, — но некий общий знаменатель духовных путей сводится к этому.
Для идеального мира, в котором живут идеальные люди, у которых всё хорошо, уже давно придумано название: утопия (спасибо Томасу Мору). Так можно ли, в таком случае, сказать, что большинство духовных путей в перспективе своей утопичны? При этом не будем забывать, что слово «утопия» стало нарицательным и обозначает нечто настолько хорошее, что оно попросту неосуществимо. Ведь идеала не бывает. Потому о всяких несбыточных мечтах или планах и говорят, что они утопичны. И вот если считать, что некоторый духовный путь подразумевает в конечном итоге создание идеального мира с идеальными людьми, и если принять за аксиому, что идеала не бывает, то такой путь можно назвать утопичным. Хотя подобное мнение может прозвучать только со стороны. Те, кто идёт по данному пути, будут считать иначе. И будут правы в логике своего пути, который говорит, что идеал возможен.
Интересно, что всё это может относиться не только к духовным путям в их религиозном понимании, но и к мировоззрениям иного рода. Так, один мечтает о святом царстве Божьем на земле, населённом праведниками, а другой — о мире победившего коммунизма, где прекрасные и счастливые люди живут по принципам всеобщего нерушимого равенства и братства.
Возникает интересный вопрос: любая ли мировоззренческая система, подразумевающая развитие человека в должную сторону и стремящаяся в перспективе охватить всех людей, является утопичной? Напрашивается простой ответ: да. Однако в данном случае простой ответ не равнозначен верному ответу. Здесь нужно смотреть… нет, не в корень, а как раз в противоположную сторону. На предполагаемый плод. Самого его ещё нет, но имеется его образ. То есть представление о том, каким он должен быть. И вот если предполагается, что плод — то есть будущее человечество и будущий мир — имеет быть идеальным, тогда данную систему можно зачислять в утопические. И уже неважно, религиозная она или атеистическая, построена она на вере в сверхъестественное или на научном знании.
…Мне тоже иногда говорят: «Разве Учение не утопично? У него такие высокие моральные стандарты, что если люди будут им соответствовать, они станут идеальными и построят идеальное общество. А это слишком хорошо, чтобы быть правдой». Подобное я слышал даже от кое-кого из своих учеников.
На самом деле, это очень важная тема. Хотя бы потому, что смысл существования Учения, как и любой другой системы взглядов, определяется, среди прочего, осуществимостью его целей. Если цели, к которым ведёт путь, неосуществимы, то и в нём самом нет смысла. Отсюда вопрос: какие цели преследует Учение? Оно тоже подразумевает, в перспективе, охват всего человечества, вступление людей на единый, общий духовный путь. Но что же ожидается в итоге? Увидим ли мы — пусть в лице наших далёких потомков — идеальных людей и идеальный мир?
Ответ прозвучит странно: не волнуйтесь, не увидим. Почему не увидим? Да как раз потому, что идеала не бывает. А почему «не волнуйтесь»? Потому что в данном случае можно не испытывать сомнений в духе «Уж не по обманчивому ли, не по утопичному ли пути мы идём?». Нет, тут всё в порядке.
Так какие же цели подразумевает Учение? Цели создать очень хороший, очень правильный мир, — но всё же не идеальный. Мир, в котором будут жить, по большей части, хорошие, духовно развитые, высокоморальные, но не идеальные люди. А такой мир, в отличие от идеального, возможен. Именно он и должен быть реальной целью. Ведь если идеала не бывает, и если считать возможной только его противоположность, то есть мир вражды, разрушения, горя и страданий, то в чём тогда смысл всего? Зачем тогда жить, и где взять силы для такой жизни? Это как жизнь отдельного человека. Он никогда не будет идеально, безмятежно счастлив. Но и постоянно жить в кромешном ужасе и мучениях — тоже не вариант. А вот постепенно улучшить жизнь, чтобы она была не идеальной, не беспроблемной, но чтобы радости в ней было существенно больше, чем горя, а уверенности в лучшем будущем больше, чем страха, — почему бы и нет? Это реально. К этому и нужно стремиться, к этому и нужно стараться придти.
Но это относится, скорее, к области пусть здравых, но всё же умозрительных рассуждений. А в чём заключается практический элемент? Почему Учение не рассчитывает сделать всех людей идеальными? Его высокие моральные стандарты недостаточны для этого?
Да нет, достаточны. Однако определение «идеал» в нашем случае не подходит. Я бы сказал так: не идеал, а настолько высокий уровень развития, какой необходим и возможен для человека. Это не обязательно то же самое, что идеал или совершенство. И здесь есть два формирующих момента.
Первый состоит в том, что когда человек приближается к максимальному уровню развития, он перестаёт перерождаться. То, чего ему недостаёт, он добирает уже в мире энергии, после чего переходит в мир Духа. То есть общество будущего может состоять из очень высокоразвитых людей, — но всё же не без некоторых недостатков. Хотя в сравнении с современными людьми, даже лучшими, такой уровень может показаться чем-то на грани святости.
Второй момент состоит в том, что и тогда в мир будут приходить новые частицы Духа, чтобы прожить череду жизней в человеческих телах. Суть этого процесса в том, что частицы Духа таким образом совершенствуются, чтобы позже иметь возможность вернуться обратно, так сказать, очищенными. Так повышается качество Духа. А его изначальные несовершенства проявляются в людях как пороки. Это значит, что пока в мир будут приходить новые частицы Духа, до тех пор будут рождаться люди с пороками и недостатками. Люди, которым ещё только предстоит начать путь своего совершенствования. И в самом лучшем обществе будущего, среди самых хороших, почти идеальных людей будут рождаться, скажем так, далеко не самые положительные персонажи. Может быть, благодаря жизни в таком обществе, хорошему воспитанию и т.д. они будут развиваться и совершенствоваться быстрее, — но всё равно по ходу дела будут доставлять обществу неприятности. Оно никогда, до самого финала существования человечества, не станет обществом равно высоконравственных и всесторонне развитых людей.
Ну и вдобавок, никто не сможет полностью отменить не зависящие от человека явления, создающие проблемы, — от природных катаклизмов, в том числе космического масштаба, до трений с не очень дружелюбными разумными расами. То есть абсолютно расслабиться и вести безмятежное существование у человечества не получится. Не получится никогда.
Поэтому Учение видит в перспективе не общество совершенных людей, живущих в мире полного комфорта, покоя и ничем не замутнённой радости, а нечто гораздо более реалистичное. Благоустроенный, но не до состояния идеала, мир. Очень хорошие, умные, добрые, сильные люди, но не без некоторых недостатков. Хорошо устроенное, справедливое общество, — но не настолько благополучное, чтобы в нём не было тех или иных проблем, требующих решения и тем самым двигающих его развитие вперёд.
Это будет действительно хороший мир. Такой, о каком мы сейчас можем только мечтать. Общество, к построению которого имеет смысл стремиться. Благополучное, но не идеально благополучное. Общество, которому всё ещё есть куда развиваться, к чему двигаться, чего достигать, что улучшать. Общество, в котором человек не станет пресыщенным удовольствиями, скучающим, отупевшим, расслабленным до состояния размазни, апатичным существом. Общество, в котором будет интересно жить, в котором найдётся чем заняться, что узнать нового, что сделать полезного, где себя испытать и куда расти. Не скучная безмятежность, а кипящая жизнь с возможностями, выведенными на новый уровень.
По-хорошему несовершенный мир. Населённый по-хорошему неидеальными людьми.
Я бы даже предложил для такого варианта будущего специальный термин: не-утопия. То есть хороший, но не до степени утопичности мир. Такой, который реально построить. Лучшее из возможного.
Именно то, что он возможен, и является в данном аспекте ключевым. Поэтому Учение — не-утопия. Оно как мировоззрение и духовный путь ставит осуществимые задачи, ведёт к достижимым целям. Пусть эти цели достижимы не сегодня, не завтра, и даже не в ближайшее столетие. Ну так оно и понятно. Речь ведь идёт о переменах глобального, мирового масштаба. Нужно быть очень наивными, чтобы ожидать в таком деле быстрого успеха.
Главное, что это осуществимо. Это в наших силах. В силах человека. В возможность лучшего, реального, не утопичного мира можно не верить, — но для того, чтобы он осуществился, нужно постараться.
Давайте постараемся. Мы — люди. Мы сможем.
© Атархат, 2024