Кто движим ненавистью…

Кто движим ненавистью, тот не воин. Настоящий воин движим любовью. Он сражается не против чего-то, а за что-то. (Из сердца, 61)

Что такое «воин»? Кто это? Самый простой ответ — это тот, кто воюет, кто сражается. В общем, да. Но есть нюансы.

По Учению, воин — не что-то исключительное. Воин — естественное состояние человека. Каждый рождается для того, чтобы быть воином, чтобы сражаться, бороться. Однако принципиальное значение имеет, как это делается. Под «как» в данном случае подразумеваются не только и не столько методы и способы, сколько внутренний настрой.

Воин — это состояние души. Ты воин не потому, что имеешь оружие. Ты воин потому, что сражаешься. Сражаться можно не только оружием, но и умом, волей, силой духа. Сражение — это преодоление. Преодоление того противостоящего, с чем ты сталкиваешься. Трудностей, проблем, препятствий, агрессии, зла в разных его формах. Человек является воином от рождения, потому что жизнь полна всего этого. Он формируется в борьбе.

Вот тут как раз и играет ключевую роль внутренний настрой. Борьба — да, безусловно. Но борьба с каким смысловым посылом? Она может иметь целью разрушение, а может иметь целью созидание. То есть она может идти ради того, чтобы что-то разрушить, уничтожить, или ради того, чтобы что-то создать.

В чём разница? Ведь борьба всегда идёт против кого-то или чего-то, и победа одной стороны всегда означает поражение другой стороны. Поражение же может означать разрушение. Верно. Однако суть в мотивации. Разрушение ради самого разрушения — не то же, что разрушение ради созидания. Простой пример. Некто разрушает дом. Для чего? Может быть, для того, чтобы построить на месте негодного дома новый, лучший, в котором будет хорошо жить людям. А может быть, для того, чтобы дать выход злости, удовлетворить свою жажду разрушения, получить от него удовольствие, отомстить кому-то, устрашить кого-то, или ещё что-нибудь в таком роде. И на месте разрушенного дома не будет построен новый. Останутся нежилые руины. В первом случае целью не является разрушение. Цель — позаботиться о людях. Мотивация — любовь к ним. Во втором случае мотивация — желание разрушать, ненависть.

Воин — состояние осознанное. Потому что для того, чтобы созидать, нужна ясная мотивация. Нужно понимать, что, для чего и как ты делаешь, нужно отдавать себе отчёт в том, что ты делаешь. Ненависть же туманит сознание, ослепляет разум. Ты хочешь лишь разрушить, уничтожить, убить, — и если разум работает, то только на это. Так хищник бросается на свою жертву, стремясь побыстрее разорвать ей горло. Но в его действиях ненависти-то как раз нет. Он просто голоден. Ненавидящий человек гораздо страшнее. Он ведёт себя уже не как хищник, а как взбесившийся зверь, — и даже такой простой пользы, как утоление голода, за его побуждениями не стоит.

Поэтому движимый ненавистью — не воин. Он в этот момент даже вряд ли человек. Он слепая разрушительная сила, неспособная контролировать саму себя. Он теряет голову и несёт с собой смерть, разрушение, горе. Он не сражается, не борется. Он уничтожает.

Воин — тот, кто не подвластен мороку ненависти. Тот, кто владеет собой, видит смысл своей борьбы и ставит её целью созидание. А это всегда делается для кого-то. Даже если это борьба за то, чтобы стать лучше самому. Ведь и сам ты, лучший себя нынешнего, нужен не себе лишь, но другим людям и миру. Это как бы дарение себя другим, тем, кто в тебе нуждается. А отдать себя людям, как и делать для них любое добро по стремлению души, можно только если любишь их. И даже если приходится выходить на бой с кем-то или против чего-то, то именно приходится. В таком побуждении нет ненависти, и целью не является её удовлетворение. Побуждение здесь — любовь, а цель — превозмочь дурное и создать лучшее. Таков воин. Даже в бою он не поддаётся ненависти, и видит своей целью не уничтожение противника, а благо тех, на чью защиту он встал.

© Атархат, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *