Пять жемчужин IV, 11-12

Кто может убить тебя? Только ты сам в силах совершить это. (Пять жемчужин IV, 11-12)

На вопрос «Кто может убить тебя?» можно, пожав плечами, ответить: «Да кто угодно!». Однако если бы ответ был так прост, стоило бы задавать вопрос? Видимо, речь идёт не о физической смерти. И во второй части цитаты речь совершенно точно идёт не о самоубийстве.

Что же имеется в виду? Какая смерть? Если не физическая, то, вероятно, внутренняя. Но и тут не всё так просто. Что значит «внутренняя»? Духовная? Многие имели бы в виду именно это. Однако в Учении так не говорят. Невозможно погибнуть духовно. Дух не только бессмертен, но и неостановим в своём совершенствовании. Может быть, психологическая? В смысле, разрушить психику, довести до безумия? Тоже вряд ли годится, потому что люди успешно сводят друг друга с ума. Какая ещё? Моральная? Уже теплее. Действительно, никто не может заставить человека пасть морально, если он понимает, что это будет моральное падение. Только в его власти пойти на это. Близко — но узковато. Нужно брать шире. И тогда мы увидим, что речь идёт о сущности человека.

Конечно, на первый взгляд это тоже смотрится неоднозначно. Что значит «сущность человека»? Её ведь можно понимать по-разному. Да, — но при этом можно обнаружить, что существует некое обобщённое понимание, более или менее знакомое всем.

Есть такое выражение — «Поступать по-человечески». В нём заключено многое. Моральный аспект — не быть подлецом, предателем, вором, распутником, мучителем, эгоистом, исполнять свой долг, бороться со своими пороками и недостатками, стараться жить по совести, и так далее. Семейный аспект — быть хорошим семьянином, любить и не обманывать свою половину, любить детей и заботиться о них, любить родителей, помогать им и вообще родственникам, и прочее подобное. Социальный аспект — участвовать в жизни общества, стараться быть ему полезным, что-то делать для людей. Онтологический аспект — познавать мир, стремясь понять смысл жизни, понять предназначение человека, его место во Вселенной, и научиться этому следовать.

Здесь описан не некий недостижимый идеал, а норма. Это портрет того, о ком говорят, что он поступает по-человечески. Ничего этакого, никаких сверхъестественных ожиданий, правда? Просто приличный, достойный человек, которому не противно пожать руку. Это портрет человека и по Учению. Что же касается различий, то это относится прежде всего к области мотиваций. Разные религии, мировоззрения и культуры по-разному объясняют, почему человек должен быть таким. А вот общая картина, за исключением тех или иных нюансов, получается примерно такой, как нарисовано выше.

Почему? Вероятно, потому, что человек чувствует свою глубинную сущность. Чувствует, каким он должен быть. Это заложено в нём как насущная потребность, как стремление к некой форме идентичности, и оно стремится осуществиться, ищет пути, пытается открыть нужные мотивации. Люди стараются объяснить себе, почему они должны быть такими. Объяснения получаются более или менее правдоподобными, более или менее убедительными. Но общие представления о человечности остаются. Можно вообще не иметь чёткого мировоззрения, и при этом понимать, кто поступает по-человечески, а кто нет.

Вот об этом-то и речь. Об убийстве своей человеческой сущности. Об убийстве человека в себе. Этого в самом деле не может сделать никто со стороны. Тебя могут соблазнять, подталкивать, принуждать, — но не могут убить в тебе человека. Только ты сам можешь поддаться воздействию или сделать это из каких-либо собственных соображений или желаний. Можно начать жить не как человек, а как… Нет, не животное. Это будет слишком мягко сказано.

Конечно, окончательно уничтожить в себе человека невозможно. Тут всё завязано на Духе, а он неуничтожим. Но можно сделать это в одной конкретной жизни, превратившись в кровожадного монстра, бездумного скота, жижу, принимающую форму любого сосуда, в какой её нальют, скользкого гада, или ещё во что-нибудь столь же непохожее на человека. Можно превратить себя в нечто такое, и прожить жизнь, не вспоминая или даже стараясь не думать о том, что ты всё-таки человек. Как бы похоронив свою человечность. Это самое настоящее самоубийство. Причём гораздо более страшное, чем самоубийство физическое.

Такая смерть не окончательна. Ты будешь жить в мире энергии, а потом вернёшься в новом теле. Но это будет потом, нескоро. А мир людей нуждается в тебе сейчас. Сегодня. Нуждается в человеке. Не в одном только теле, но и в том, для кого оно является оболочкой. Ты видишь разницу? Можно продолжать жить физически — но при этом оказаться потерей для всех. Или даже их бедой. Их и своей собственной.

Решать тебе. Это — свобода. Это то вожделенное состояние, когда некого бояться. Но это и та ситуация, когда будет некого винить, кроме себя, если что.

© Атархат, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *