Духовный поиск — это, прежде всего, поиск мировоззрения. Не представляя себе картины мира и не имея понятия о месте в нём человека, невозможно увидеть ориентиры для духовного развития и освоить методы продвижения по духовному пути. Мы ищем реальный мир, чтобы потом найти в нём себя.
Одной из сложностей такого поиска является огромное количество вариантов, из которых нужно выбрать один. Разные учения предлагают разные картины мира, по-разному описывая его устройство. Различия могут быть небольшими, лишь в некоторых деталях, а могут быть такими, что меняют практически всё. В представлениях людей параллельно существует множество миров. Как выбрать? Каждое учение, каждый Учитель настаивает на истинности именно своего варианта, обосновывает его и доказывает, как может. Нередко довольно убедительно.
Можно попытаться и самостоятельно выстроить искомую картину. В конце концов, мы постоянно наблюдаем окружающую реальность, делаем выводы, выстраиваем в голове части глобальной картины. Но вот то-то и оно, что части. И, в основном, исходя из того, что видим в области нашего непосредственного внимания. Что-то домысливаем. Так можно составить себе довольно объективное представление о мире, но всё-таки очень фрагментарное. А хочется — и в самом деле необходимо — получить глобальное, системное представление о мире, смысле его существования, о себе в этом контексте, о смысле человеческой жизни. Каковы шансы дойти до такого понимания своим умом? Есть ли они вообще? Хороший вопрос… Целая толпа философов и мыслителей всех мастей предлагает свои варианты, описывая картину мира так, как они её понимают. И все эти картины противоречат друг другу. Всё это попытки постичь своим умом реальность во всём её масштабе и глубине. Попытки крайне интересные и показательные, — но есть ли среди них успешные? Точнее говоря, успешная. Ведь объективная реальность одна, и может быть только одно мировоззрение, отвечающее ей. Есть ли среди философских систем такая? А среди тех учений, которые опираются на божественные откровения (источники откровений, как правило, разные), мистические просветления, визионерство или традиции, истоки которых уходят в глубину веков? И как искать, как выбирать среди всего этого изобилия?
Как говорится, тут есть товар на все вкусы. Однако уже в такой формулировке виден изъян подхода. Потому что вкусовщина здесь — последнее дело. Критерий в ней один: нравится или не нравится. Такой подход хорош при покупке конфет. На духовном же поиске он сразу ставит жирный крест. Просто потому что таким образом идёт поиск не Истины, а того, что повкуснее. То есть концентрация сугубо на субъективном. Это не познание. Можно и нужно, в обязательном порядке, прибегать к здравому смыслу. Но это, во-первых, надо ещё уметь и хотеть. Во-вторых, результат, в плане достижения объективности, всё равно не гарантирован, хотя щансы на него и возрастают. В-третьих, многие учения прямо запрещают руководствоваться здравым смыслом, велят отбросить его как досадную помеху и просто верить.
Так всё же, можно ли дойти до чего-то самому? В смысле, понять какую-то важную часть объективной реальности, чтобы потом использовать её как критерий при духовном поиске?
На самом деле, можно. Что для этого нужно? Нужно уметь мыслить логически и понимать закон причин и следствий. У всего есть причина, и каждая причина имеет следствие. Вот и всё, — если сформулировать максимально кратко. Это просто. И применяя такую простую формулу можно придти к пониманию очень важных вещей. Другое дело, что её, опять же, нужно уметь применять. Бывает так, что нечто простое и понятное оказывается весьма непросто правильно применить. То же самое и здесь.
Но давайте попробуем. Посмотрим, что можно выяснить, применив закон причин и следствий в рамках составления объективной картины мира.
Итак, я существую, мир вокруг меня существует. Моё существование обусловлено законами эволюции жизни на нашей планете. Существование самой планеты тоже обусловлено законами эволюции, но уже не биологической, а геологической, а также эволюции космической, на уровне Солнечной системы. У этой эволюции тоже есть причины, и они обусловлены законами, действующими на уровне галактики. И так далее. Рассуждая подобным образом, мы приходим к тому, что существуют законы, по которым функционирует Вселенная, и которые являются причинами всех следствий внутри неё. Но она ведь тоже возникла не на пустом месте.
Вот тут многие возразят, говоря, что она как раз была создана из ничего актом чудесного творения по воле, скажем так, некоего всемогущего высшего существа. Сверхъестественного, само собой. То есть стоящего над законами Природы, — в том числе над законом причин и следствий. На его воле, то есть произволе, все причины заканчиваются, и тему можно закрывать. Однако же нет. Мы не будем примешивать к нашим рассуждениям недоказуемое и не постигаемое логически сверхъестественное, остающееся целиком в области фантазии и произвольных домыслов.
У возникновения Вселенной тоже была причина, — нечто, что дало толчок, запустило процесс. Значит, существует нечто вне её. То, частью чего является Вселенная и в системе чего она существует. Но и это нечто тоже ведь не возникло ниоткуда. У него была причина. И у той причины была причина. И далее… И далее… И так до бесконечности. Крайней причины, первопричины, начала начал, не было. Потому что у него тоже должна была бы быть причина, — нечто, что существовало ещё раньше.
Так мы приходим к пониманию существования бесконечности. Бесконечного во времени и пространстве Бытия (будем называть его так). Во времени — потому что бесконечность не может быть в одну сторону: она простирается не только в прошлое, но и в будущее. Что не имело начала, то не может иметь конца. В пространстве — потому что всё необходимо является частью чего-то. А это означает как возрастание масштаба до бесконечности, так и его уменьшение до бесконечности.
Возможно, выглядит сложновато. Но это от непривычки оперировать такими масштабами. На самом деле всё довольно просто. У всего есть причина и следствие. Значит, что ни возьми, всегда есть что-то, что было до, и что-то, что будет после. Вот и всё. А потом просто продолжаем эту нехитрую схему до бесконечности.
Но это не всё. Можно сделать и второй шаг в рассуждениях. Всё существует в беспредельном Бытии. В том числе и я. Я — его часть. Я и оно — одно целое. Мы живём одной жизнью. Значит, у нас один смысл существования. Иначе говоря, смысл жизни человека в своём максимальном выражении восходит к смыслу существования Бытия, является его составляющей. Жизнь человека и то, что он делает, должно служить, пусть и опосредованно, высшей цели, — цели существования Бытия.
К двум этим масштабным осознаниям — к идее бесконечности и к идее единства смысла своей жизни и смысла существования этой бесконечности — можно придти самостоятельно. Для этого не нужны подсказки, не нужны наставники. Понятно, что не все задумываются о таких вещах. Не все даже понимают, что о них можно задуматься. Но это уже другая проблема…
Что до нашего предмета, то дальше всё усложняется. Можно осознать существование бесконечности — но по каким принципам она существует, как всё это работает? Можно осознать единство смысла существования человека и бесконечности — но в чём этот смысл заключается, и как нужно жить, чтобы вершить его своей жизнью? Вот тут, пожалуй, без помощи уже не обойтись. Нужно искать учение, которое бы хорошо это объясняло, давало бы логичную и здравую картину мира и человека в свете двух описанных моментов. И эти же моменты могут служить важным критерием для отбора. Если рассматриваемое учение не признаёт их и говорит что-то другое, значит, оно не истинно. Это как если бы вам предлагали астрономическую систему, утверждающую, что Солнце обращается вокруг Земли, или что Земля плоская. Сразу ясно, что за настоящей астрономией нужно идти не туда.
Вот такие два шага — как минимум — можно сделать самостоятельно, вот такие два критерия для отсеивания заблуждений можно наработать без посторонней помощи. Подчеркну: это возможно — но не факт, что легко для всех и каждого. Однако не буду повторяться. Разговор и был именно о возможности. Как видим, она есть. Прочее — предмет для совсем других разговоров.
© Атархат, 2024