Через предмет — к человеку

Однажды у нас уже был большой разговор о том, как нужно относиться к вещам. У Учения свой, особый взгляд на это. Повторяться здесь не буду. Сейчас мы снова коснёмся темы вещей, предметов, — но теперь в несколько ином ключе.

Прежде всего уточню: под вещью или предметом здесь будет подразумеваться нечто сделанное человеком, любой материальный артефакт. Именно это в данном случае принципиально важно, потому что свойство вещей, которое будет темой сегодняшнего разговора, — их искусственное происхождение.

Что значит «искусственное происхождение»? Говоря простыми словами, это значит, что данную конкретную вещь кто-то сделал. Конечно, теперь мы живём не в мире ремесленников, изготовляющих вещи своими руками, а в мире фабрик и заводов, в мире поточного производства и штамповки. Однако это не меняет дела. Всё равно предмет создаётся человеком, прежде чем пойти в массовое производство. В него вложена мысль создателя, силы, частичка души. А кое-что и до сих пор делается вручную. В данном случае вышесказанное тем более справедливо.

Суть в том, что за каждым предметом, которым мы пользуемся, стоит человек. Тот, кто его придумал, спроектировал или изготовил, — но всегда человек. Предметы сами не появляются. И человека, который стоит за тем или иным из них, нужно видеть всегда. Видеть — значит осознавать, что он существует. И эту вещь ты имеешь только благодаря ему. И вот тут — важный момент. Что значит «благодаря»? Вы задумывались над этим? В самом речевом обороте «благодаря кому-то» заключено указание на то, что следует быть благодарным тому, кто сделал нечто полезное. Это может относиться не только к материальным предметам, но к любому полезному действию вообще; просто сейчас мы рассматриваем один конкретный аспект.

Мысль, которую я хочу донести, проста как хлопок в ладоши. За каждой вещью стоит человек, а то и коллектив, который сделал её для тебя. В самом деле просто, дальше некуда. Но в простоте и кроется подвох. Мы постоянно забываем о простых вещах. Даже если они важны. Забываем, потому что они привычны, банальны, и словно затираются во внимании и памяти. Теряются на фоне чего-то более яркого и редкого, хоть зачастую и гораздо менее важного. Тем более, если это касается вещей, которыми мы пользуемся постоянно. Человек радуется, став владельцем хорошей вещи. Он радуется тому, что она у него есть. Но вспоминает ли он о другом человеке, находящемся, так сказать, по ту сторону вещи? И пусть этот другой сам не думал о том, для кого он делал вещь, пусть он, к примеру, просто хотел заработать, — всё равно вещь оказалась полезной. А значит, он сделал добро. И тем самым заслужил, чтобы о нём хотя бы вспомнили.

К слову говоря, это ещё один важный момент. Другая сторона медали. Если ты делаешь что-то, изготовляешь вещь, нелишне будет вспомнить о том, кто будет ею пользоваться. И мысленно помянуть его добрым словом.

Это взаимосвязи нашего мира. Ничто не существует отдельно от других его частей. Осознавая эти взаимосвязи, яснее ощущаешь полноту бытия.

Мы живём среди вещей. Но это значит, что мы живём среди людей. Даже если ты заперся у себя дома и избегаешь встречаться с кем бы то ни было, люди всё равно с тобой, вокруг тебя. Они приходят в твой дом с вещами, которые тебя окружают. И даже сами стены — они ведь тоже произведение человека. Многих людей. Всё это было сделано для тебя. Хуже ли, лучше ли сделано, — но это так. Вокруг тебя не мёртвые вещи, а живые люди, со своими горестями и радостями, чаяниями и успехами, добродетелями и недостатками. Если по-настоящему глубоко осознать это, то можно прикоснувшись к любому предмету, и даже к холодной стене, ощутить тепло человеческой руки по другую её сторону. Не в пространстве и не во времени. В существовании.

А что если этот предмет — нечто вредоносное, созданное для разрушения? Например, оружие, наркотик, приспособление для воровства или нечто способствующее разврату. Что тогда? Что ж, тогда это тоже живой человек. Его несовершенство, его порок, его непонимание блага. Или его вынужденность, — если, допустим, речь идёт об оружии, созданном для защиты. В любом случае, за каждым таким предметом кроется некая драма. И даже больше: человеческая трагедия. Мучающаяся во тьме душа, больной ум, раненая совесть, поломанная судьба. Об этом тоже следует помнить. В каждой такой вещи — разрушение и боль прежде всего того, кто её создал. И уже потом — остальных. Для видящего это напоминание о том, что надо постараться сделать мир лучше. Это нужно и тому, кто пострадает от такого предмета, и тому, кто сделал его в своём страдании.

Каждый такой предмет — это само страдание, сгущённое до степени материальности. И тем важнее видеть за ним человека.

Вот, в общем, и всё, что я хотел здесь сказать. Очень коротко, — буквально, набросок важной темы. Просто некоторые посылки к размышлениям. А в целом это часть ещё более глобальной темы — о восприятии окружающего мира. Об умении видеть реальность такой, какова она на самом деле. Она сложна — но вдруг оказывается гораздо более простой, если умеешь вникнуть в её устройство. Она сладка и горька, как жизнь и неведение. Но её надо любить такой. И нужно учиться видеть за близким… Нет, не далёкое. Другое близкое. То, что казалось далёким, тоже близко. Вот открытие, переворачивающее мир и показывающее его с новой стороны.

Для того, чтобы совершить такое открытие, может быть достаточно протянуть руку и взять первый попавшийся предмет. И прислушаться к своим ощущениям, чтобы почувствовать тепло живой руки по ту сторону.

© Атархат, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *