Бессмертие как оно есть

Читая пандэкт, обращаешь внимание не только на то, чему учат Учителя, но и на то, как они это делают. Одни и те же моменты разные Учителя могут преподнести по-разному. То, что они принадлежат к одному Учению, вовсе не означает, что они ведут себя абсолютно одинаково и учат одинаково. У нас уже был разговор о том о том, как учил Кманка. Сейчас рассмотрим другой пример из того же текста. Ещё одна иллюстрация к тому, как можно объяснить важные вещи, которые должен усвоить ученик.

Описанию этого эпизода посвящён восьмой энон митэвмы «Жизнь». Приведу его полностью.

«Шли мы долго, много дней; и в некоторый день пришли к великому городу. В нём было множество строений, большей частью каменных; а иные были и из обожжённого дерева. Многие из каменных строений обрушились, а деревянные сгнили и обрушились тоже; и там было много каменных истуканов, по виду подобных человеку. Из них иные были в два роста, а иные — в три; и все лежали на земле и были разбиты на глыбы. А у некоторых строений стены были толщиною в три шага, и все из камня, и разрушены. Людей я там не видел вовсе; а из прочих тварей было малое число птиц. В стране Тат не было столь великих городов из камня, подобных этому. Я спросил Кманку, как зовётся этот город; он же ответил, что у трупов имён не бывает, и что никто не знает, как он зовётся. И Кманка провёл меня через город; шёл он с большой опаской, и я тоже. Он привёл меня к великой воде, край которой уходил в небо. И я увидел, что из неё выходит каменная стена высотою в два роста; и где она была разрушена, там было видно, что толщиною она в пять шагов. В таком месте мы перебрались через эту стену; а за ней были великие развалины других стен и строений. И там было место, вымощенное ровным камнем, а на нём — другое, повыше. А на том лежал упавший и расколотый истукан, который стоя был бы высотою ростов в восемь или более. Далее же за вымощенным местом земля уходила вниз, и все развалины уходили под воду. На стене же, через которую мы перебрались, были высечены люди и строения; всё от одного края стены до другого, которые оба уходили в воду. И наставник сказал мне: «Вот был великий город, и вот был дом правителя, и вот был идол великого бога. Велика здесь была сила, и власть, и богатство, и было великое множество людей. А в один из дней сотряслась земля, — и половина города провалилась под воду. Которые из людей остались живы, те бежали; когда же миновало много дней, люди возвратились и увидели, что стало с городом. И они ушли опять; и никому не ведомо, почему они не остались и не отстроили города заново. Я говорю тебе о том, о чём узнал от своего наставника». Потом он сказал: «Вот был великий город — и его нет; от него остались руины, как кости от человека. И людей было много — но одни погибли, ибо не смогли спастись, а другие ушли. Ты видишь, что всё гибнет: и каменные строения, и люди; и даже земля ушла под воду и в ней захлебнулась. Всё гибнет, — а Жизнь остаётся; она прочнее всего, и всё происходит из неё. Ты имеешь немалые знания о Жизни и о том, что из неё происходит и как. В себе ты имеешь большее, чем город из камня, и большее, чем земля и небо. Живи самою Жизнью: тогда, что бы ни разрушилось, ты не утратишь того, что имеешь. Кто пьёт только из одного ручья, тот умрёт от жажды, если этот ручей иссякнет; кто пьёт не ручей, а воду, тот отыщет её везде, и от жажды не умрёт. Остерегайся заключить то, что имеешь, в некие пределы. Если ты построишь дом и скажешь: «Жизнь — в нём», а он рухнет, то умрёшь и ты. Помни, что Жизнь не ведает предела: где бы ты ни был — она везде, что бы ты ни имел — она во всём. Вот разрушился город — и не стало народа; и всё его богатство, и сила, и власть, — всё умерло. Не будь подобен этому народу, который, утратив свой город, утратил себя. Везде находи Жизнь и ею живи; а найдёшь ты её везде, если будешь жить ею в себе. Всё люби и береги, ибо Жизнь — во всём; всем наслаждайся: всяким жилищем, и всяким человеком, и всякой пищей, и всяким шагом, и всяким дуновением ветра. Живи так, как я сказал; остерегайся жить так, словно Жизнь для тебя — в чём-то одном. Жизнь везде: живи ею всею. Если будешь жить так, то тебе нечего будет бояться, — ибо что бы ты ни утратил, жизни не утратишь. Тело твоё подобно жилищу; береги его, — но если оно разрушится или некто разрушит его, то ты всё равно не утратишь жизни. Но если возомнишь, что твоя жизнь заключена только в нём одном, и отвергнешь всё прочее, чтобы только сохранить его, — в тот миг станешь как бы мёртв, и больше уже не будешь знать жизни. Тогда станешь как этот город и этот истукан, и страх станет твоим уделом. Помни: кто видит Жизнь везде, над тем смерть не властна, а кто заключает Жизнь во что-то одно, тот пролагает дорогу смерти. Живи так, как я сказал, — и смерть тебя не коснётся». Так сказал наставник; я же слушал его и вкушал его слова как пищу, дающую жизнь. Сказав свои слова, он повёл меня обратно, и мы вышли из города в сумерках. Мы переночевали вблизи него, а утром пошли на восток и юг» (Жизнь VIII)

Прежде всего бросается в глаза указание на то, что Учитель и ученик проделали большой путь, шли «много дней». Ничего удивительного, конечно: они находились в странствиях почти постоянно. А странствия — не то же самое, что бесцельные блуждаиия. Как правило, странник идёт куда-то и зачем-то. В данном случае Учитель вёл ученика к развалинам некоего города, когда-то разрушенного землетрясением, наполовину ушедшего под воду и покинутого жителями. Ситуация сама по себе необычная. Такие вот погибшие от природных катаклизмов города не встречаются на каждом шагу. И зрелище это, должно быть, очень впечатляющее. Что и требуется. Потому что Учитель как раз намеревается преподать важный урок, объяснить нечто глобальное. Необходим соответствующий пример, дабы урок был наглядным. И они долго идут, чтобы оказаться в месте, где, судя по всему, ещё и опасно находиться. Дело того стоит.

Чего добивается Учитель? Во-первых, он создаёт соответствующую атмосферу. Во-вторых, собирается показать нечто на резком контрасте. Если ученик будет впечатлён, он лучше усвоит и быстрее осознает то, что услышит от наставника. Из контекста можно понять, что ученик уже далеко не профан; однако необходим сильный импульс, яркая высшая точка важной темы, чтобы создалась чёткая и запоминающаяся картина.

О чём же будет урок? Он будет о Жизни. О Жизни с большой буквы. Не о жизни отдельного человека в смысле биографии, и не о жизни его же как состоянии, в котором он находится, пока не умрёт, а о той великой животворной силе, разлитой в Бытии, благодаря которой может существовать всё существующее.

Это понятие столь глобально, — оно уходит в беспредельность, — что для лучшего его осознания хорошо иметь какой-нибудь выдающийся пример. И вот Кманка показывает Леуме великий разрушенный город, — точнее, некогда бывший великим. Город пал под ударом стихии и превратился в ничто. Даже названия его уже никто не помнит. Он — труп, а «у трупов имён не бывает». Всё в мире бренно, всё преходит, всё рано или поздно исчезает. И если ты связываешь себя исключительно с чем-то преходящим, концентрируешься только на нём, то когда гибнет оно, гибнешь и ты. Казалось бы — великий город, каменные стены и строения, внушительные изваяния, приводившие видевших их в трепет. Многое ли может быть надёжнее, стабильнее в своём существовании? И вот его нет. Он умер, и умерло всё, что было с ним связано. Так же и со всем прочим. Кроме самой Жизни и насыщенного ею Бытия.

Чтобы потери не убили тебя, живи прежде всего этой Жизнью. Она не закончится никогда. Она — источник бесконечной силы, и ты сможешь черпать эту силу из неё, и ничто тебя не сломает, не уничтожит. Только пойми и осознай, что это так. Увидь Жизнь, увидь её силу, — и не только вокруг себя, но и в самом себе. Ведь ты тоже частица беспредельного Бытия, ты тоже живёшь его Жизнью. Осознай это. И тогда к чему бы ты ни привязался и что бы ни потерял, ты будешь жить.

Это — бессмерте как оно есть. Настоящее, не мечта.

Вот, если очень коротко, то, что Учитель объясняет ученику, стоя посреди мёртвого города. Он — живой в царстве смерти. И он хочет, чтобы ученик стал таким же. Осознанно живым. Тогда ученик, побывав в царстве смерти, обретёт в нём Жизнь, и уйдёт из него по-настоящему живым.

Получилось ли у Кманки? Думаю, да. Он знал, что делал. И многодневный путь, который они проделали с учеником, был подготовкой. В каком-то смысле это вариант расхожего сюжета о путешешествии в подземный мир, в царство мёртвых. Кто-то спускается туда за любовью, кто-то за ответами на свои вопросы, а кто-то и за бессмертием.

Читатель этих строк поинтересуется: а разве нельзя было объяснить всё без долгих хождений куда-то, не тратя времени и не подвергая себя опасностям? Можно. Однако каким будет результат? Ведь речь здесь идёт, на самом деле, не столько об объяснении, сколько о восприятии. Они шли не просто для того, чтобы что-то сказать, но чтобы что-то понять. И понять нечто столь важное, что времени на это не жалко. Тем более ученику, чья главная задача — научиться, и Учителю, чья главная задача — научить. Они потратили время и силы именно на то, на что и должны были потратить. Что же касается опасности, то ради того, что действительно ценно, можно и рискнуть.

Современный человек уже почти отвык трудиться, добывая духовные знания. Он просто идёт в магазин и покупает книгу, или бесплатно находит её в Интернете. Может прочесть её в комфорте, лёжа на любимом диване. И умственные усилия, затраченные на это, он считает серьёзным трудом. Они могут быть таким трудом, — но видно это по результату. Что такое результат в данном случае? Глубокое осмысление и осознание узнанного, внутренняя эволюция под влиянием этого, и следующие за ней изменения в жизненной практике, в целях, принципах, методах, поступках. Однако часто ли бывает подобное? Совсем нечасто. Не в пример чаще открывается другая картина: человек читает духовно-философскую литературу, поглощает книгу за книгой, утверждает, что это что-то даёт ему, что помогает понять какие-то важные вещи, — но на жизни его это никак не сказывается. Он остаётся всё тем же погружённым в быт обывателем, нередко снобом. А порой и вовсе преисполняется самомнения, считая себя искушённым в духовных вопросах, и оттого становится высокомерным. Но даже если такого не происходит, он всё равно не пойдёт куда-то пешком, да нщё подвергая себя рискам, ради того, чтобы узнать нечто даже очень важное. Важные знания — точнее говоря, ценную информацию — он привык получать легко, желательно с доставкой на дом. Он скорее скажет, что не так-то это и важно и не так-то нужно, нежели приложит серьёзные усилия. Потому и качество такого познания чаще всего оказывается никаким. Прочитано или просмотрено где-нибудь в том же Интернете много, а толку — чуть.

Можно сравнить, как всё происходило раньше, как преподавали свои уроки Учителя и что преодолевали ради обретения знаний ученики, — не только в Учении, — с тем, как всё происходит сегодня. И разница в качестве результата станет заметнее и понятнее. При желании можно свести всё к простой закономерности: то, что получено через труд и риск, ты ценишь по-настоящему. И потому используешь по-полной.

Кто получит больше и продвинется дальше — тот, кто ради одного духовного урока шёл много дней и подвергал себя опасности, или тот, кто за такое же время проглотил полдюжины книг на духовную тематику, сидя у себя дома? Скорее всего, первый. Усомнившемуся можно посоветовать только одно: проверить это на собственном опыте.

© Атархат, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *