Опасная химия

На фоне нынешних новостей с полей битв, военных и политических, порой проходят почти незамеченными новости менее значимые, но довольно интересные. Хотя насчёт значимости — это как посмотреть… Для кого-то они не важны, а для кого-то очень даже важны.

Вот Верховный суд Израиля постановил, что ультраортодоксальные иудеи (хасиды и др.) должны служить в армии. Казалось бы, в чём здесь интрига? Какая разница, пойдёт там кто-то служить или будет от службы освобождён? Чтобы понять, в чём специфика ситуации, нужно знать её подоплёку.

Дело в том, что согласно воззрениям ультраортодоксов, изучение Торы и вытекающего из неё Закона является не просто необходимым для правильного еврея, но и тем, что помогает существовать всему еврейскому народу. Имеется в виду сам факт изучения и сам его процесс. То есть пока кто-то изучает Тору, народ существует, и никакие проблемы, никакие гонения, никакие враги не смогут его погубить. Бытует даже убеждение, что это дарит жизнь не только еврейскому народу, но и всему миру со всеми его насельниками. Поэтому ультраортодоксы считают изучение Торы не только полноценным родом деятельности, но и своей священной обязанностью. Для многих из них такая учёба, продолжающаяся очень много лет, а то и всю жизнь, является своего рода профессией. И отвлекаться ни на что нельзя. В том числе, на службу в армии. Они уверены, что и без того служат своему народу, и что их служба неизмеримо важнее, чем армейская. Ведь если никто не будет изучать Тору, никакая армия не спасёт ни государство Израиль, ни евреев. И наоборот: пока она изучается, еврейский народ выживет и без армии. Как, собственно, и было раньше, на протяжении многих веков.

Поэтому израильские ультраортодоксы в армии не служат. Государство не требует этого от них. И в то же время содержит тех из них, кто не имеет средств на существование, — ведь изучение Торы не оплачивается, стипендий тут нет. Однако Израиль — светское государство, не имеющее в своей основе религиозных убеждений и принципов. Не все израильтяне довольны тем, что некая категория граждан имеет подобные льготы, да ещё не оформленные законодательно, да ещё и тянущие деньги налогоплательщиков. Мало кто, кроме самих ультраортодоксов, верит в такую их особую миссию по спасению народа, государства и мира. В обществе сильны настроения, имеющие в виду отмену их привилегий. С другой стороны, ультраортодоксы составляют в Израиле заметный процент населения, который растёт, и обладают политическим влиянием. Они не согласны терять свои позиции. Тут имеется в виду не столько перспектива отправиться под пули, сколько перспектива утратить возможность вести образ жизни, который, по их мнению, является единственно правильным. К слову говоря, лёгким его никак не назовёшь. В сравнении с ним армейская жизнь может показаться если не каникулами, то, во всяком случае, чем-то не столь уж суровым. Но для них он правильный — и это главное. Некоторые не ищут лёгких путей. Особенно если искренне, глубоко верят в важность и необходимость того, что делают.

Государство время от времени пытается изменить положение вещей, как-то подвести дело к тому, чтобы они служили как все. Но пока не очень получается. И вот предпринята очередная попытка.

Вне зависимости от того, чем она закончится, дилемма «Как совместить уважение к убеждениям человека и его право на воплощение своих убеждений в жизнь с его долгом как гражданина и интересами государства вообще?» останется. Особенно если речь идёт о таком государстве, как Израиль, в котором, несмотря на всю его секулярность, очень силён пиетет к религии.

Хотя в том-то и заключается важность данной проблемы, что она в действительности является гораздо более широкой, чем проблема одного отдельно взятого государства. Это проблема всего современного общества. И мы когда-то уже касались её. Имеет место набор неких базовых принципов, на которых пытаются строить это самое общество. Однако в какой-то момент выясняется, что они плохо сочетаются друг с другом. По отдельности ещё могут худо-бедно работать, а вместе — никак. Некоторое время можно делать вид, что всё в порядке, — однако потом придётся выбирать, и дать зелёный свет одному принципу за счёт ограничения действия другого. Или конфликт внутри общества будет назревать, и ничем хорошим это не закончится.

В данном конкретном случае вопрос стоит особенно своеобразно. Ультраортодоксы убеждены, что их образ жизни и их служение, с изучением Торы, соблюдением сотен мицвот и прочим, спасают народ и страну посредством не только и не столько поддержания культурной традиции, сколько действием мистической силы. Однако даже если последнюю не брать в расчёт, что и делает светское государство, культурный аспект никуда не денется. Ведь это часть, причём очень заметная и принципиально важная, не только иудаизма как религии, но и еврейской культуры как явления не только религиозного. Это часть идентичности народа. И если отправить всех ультраортодоксов работать и служить в армии, тем самым по этой идентичности будет нанесён сильный удар. Еврейская культура утратит нечто важное и своеобразное. Это вряд ли пойдёт на пользу и народу как культурной общности, и государству.

С другой стороны, на пользу государству не пойдёт и увеличение процента неработающих и не служащих граждан. Это его ослабит экономически, политически, а также в военном смысле. Последнее, учитывая положение Израиля в регионе, следует особо подчеркнуть. Тут может дойти до того, что изучение Торы его не спасёт. Нужно принимать какие-то меры. Да, — но какие и как, в современном демократическом государстве, гарантирующем своим гражданам соблюдение прав и свобод? Похоже, это как раз и будет ущемление прав и свобод. С ещё одной стороны, — с какой уже по счёту? — ситуация, когда кто-то работает и служит, а кто-то не служит и живёт на чужие налоги, хотя мог бы работать, выглядит не очень справедливой. Хотя нельзя отрицать, что понятия «справедливость» и «законность» в глазах людей далеко не всегда обозначают одно и то же. А тут ещё создавшееся положение, как и было сказано, даже не оформлено законодательно. Словом, клубок противоречий… И это только если рассматривать в самых общих чертах, не вдаваясь в детали.

Как израильскому обществу удастся выйти из этого тупика, и во что это ему обойдётся? Особенно с учётом того, что именно сейчас у него в избытке других проблем. Посмотрим. Вряд ли удастся разрулить дело спокойно и ко всеобщему удовлетворению.

Для стороннего же — но ни в коем случае не равнодушного — наблюдателя данная ситуация может и должна послужить ещё одним примером того, о чём было сказано выше. Когда хорошие принципы, внедряемые с самыми благими намерениями, при попытке совместить их приводят к неприятной, чреватой большими проблемами ситуации. Напоминает химические опыты, когда два безвредных или даже полезных вещества, смешиваясь, дают взрывоопасную смесь. А ведь на самом деле их больше, чем два, и взрывной потенциал такой смеси труднопредставим.

Весь мир пропитан этой опасной химией. Она даёт себя знать то здесь, то там. И для того, чтбы её нейтрализовать, похоже, нужно пересмотреть самые основы современных представлений о правильном устройстве общества. Получится ли? Кто знает… Для начала нужно хотя бы заметить, что что-то не так.

© Атархат, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *