Миры рождаются в борьбе

Как мы представляем себе творение мира? Как люди представляли его на протяжении тысячелетий? Вопрос, ответ на который может быть очень кратким и простым: по-разному. Или длинным и сложным, если начать рассказывать о представлениях, бытующих в различных религиях и культурах.

В самом деле, вариантов масса. Для монотеистского сознания привычно представление о всемогущем Боге, создающем мир посредством волевого творческого акта. С какой целью? Об этом можно догадываться. Трудно, а скорее всего и вовсе невозможно понять мотивацию бессмертного и совершенного существа, которое, по идее, не должно ни в чём нуждаться. По другим представлениям, наш мир — это сон Брахмы. Пока божество спит, он существует. Когда оно проснётся и снова уснёт, произойдёт разрушение и обновление мира. Ещё кто-то верит, что Пуруша, человек вселенского масштаба, принёс сам себя в жертву, и из частей его тела возник мир и люди. Есть верования, что боги подняли со дна океана горсть земли, и мир был создан из неё. И таких вариантов — десятки и сотни. Среди них имеются всякие — от красивых и поэтичных до таких, от которых берёт оторопь. При этом для большинства случаев основной идеей является акт творения в той или иной форме — вплоть до таких экзотических, как саможертвоприношение.

Все эти варианты объединяются, кроме прочего, тем, что в творении или рождении мира принимают участие сверхъестественные силы. Иногда они сами и есть то, из чего потом появляется мир. В любом случае, некто или нечто совершает акт творения. Для обыденного сознания это выглядит как акт создания человеком, например, произведения искусства. Вот решил скульптор создать прекрасную статую — и создал. Или создания чего-то функционального в более очевидном смысле. Вот решил мебельщик сделать стол — и сделал. Но ведь скульптор мог бы и не создавать статуи, а мебельщик мог бы и не делать стола. И без того, и без другого, в принципе, можно обойтись. Так и с творением мира. Его необходимость далеко не всегда очевидна из историй творения. Да: мир, может, и нужен для чего-то. Но «нужен» как нечто полезное — это одно, а «необходим» как то, без чего нельзя обойтись, — это всё-таки другое.

А что мы увидим, если отбросить идею о действии сверхъестественных сил, творящих миры по своему произволу? Что скажет наука? Она скажет, что действуют законы природы. Мир — если понимать под ним, например, нашу планету — возник в ходе естественных процессов, идущих во Вселенной. Хорошо. А сама Вселенная? Ну, видимо, она возникла тоже в результате каких-то естественных процессов. Хотя… Точно не известно. Здесь наука пасует. Ладно. А зачем существует наша планета? Она точно необходима? Для чего? Допустим, для того, чтобы на ней могла существовать жизнь, в том числе разумная. Ну а для чего нужна жизнь, в том числе разумная? И вот здесь наука, как ни странно, опять пасует. Живые существа соперничают, идёт борьба за выживание, двигающая вперёд эволюцию, — но зачем? Появляется разумный вид и тоже начинает борьбу за выживание. Но, по большому счёту, опять же, зачем? Удивительно, но если подумать, то наука ведь не может обосновать даже существования человека. То есть откуда он взялся она, с грехом пополам, ещё как-то объясняет, а вот для чего он нужен — уже нет.

А ведь человек, человеческая личность, — это тоже целый мир. И в переносном смысле, и в прямом. Мир рождающийся и испытывающий трансформации. Мир, в котором идёт масса сложнейших процессов. Мир, занимающий своё место в системе мира ещё большего.

Как и для чего рождаются все эти миры — человек, планета Земля, Вселенная? Они очень разные — но в то же время являются одним целым. Следовательно, хоть процесс их рождения и выглядит по-разному, общий его принцип должен быть единым для них всех, и смысл всех этих рождений тоже должен быть общим. То есть все они появляются ради одной цели.

Что же это за всеобъемлющий принцип, и какова столь грандиозная цель?

Чтобы понять, нужно взглянуть на ситуацию в самом большом масштабе. В масштабе Бытия.

Бытие беспредельно, и оно содержит в себе всё существующее. Оно и есть всё существующее. Оно — та живая система, в которую включено всё, как частицы единого организма. И смысл Бытия в том, чтобы давать всему жизнь, обеспечивать возможность существования. Но как? Через развитие, — постоянное, бесконечное. Это развитие стимулируется действием тенденции небытия — то есть импульсом к разрушению, присутствующем в Бытии. Если ему не сопротивляться, он, теоретически, мог бы уничтожить Бытие, превратив его в небытие. Именно чисто теоретически, — но в тонкости мы сейчас входить не будем. Так или иначе, эта сила несёт разрушение, которому нужно противостоять. Поэтому Бытие не может находиться в состоянии покоя. Покой — это разрушение и гибель. Бытие постоянно развивается, вырабатывает средства противодействия тенденции небытия. Та, в свою очередь, тоже усиливается, становится более изощрённой. И Бытие развивается дальше, чтобы снова побеждать её. Так происходит вечное развитие, так идёт вечное движение, так продолжается жизнь.

Развитие — это появление нового, лучшего. Возникновение в Бытии новых структур и систем. Их совершенствование, эволюция. Поскольку Бытие бесконечно не только в пространстве и времени, но и в масштабе, то его структуры и системы тоже имеют разный масштаб. Нам известен только фрагмент этой грандиозной картины. Так, одной из таких систем является наша Вселенная. И сама она является частью ещё более гигантской системы, — условно говоря, Сверхвселенной. В то же время Вселенная содержит в себе менее масштабные системы — метагалактики, галактики, планеты с их природой. Живые существа с их организмами. Молекулы. Атомы. И так далее, — как в сторону увеличения масштаба, так и в сторону его уменьшения.

Всё это то, что можно назвать мирами. Сверхвселенная, в которой живёт Творец-Вселенная. Сама Вселенная, в которой идут по своим орбитам планеты. Наша Земля, на которой мы живём и частью природы которой являемся. Мы сами. — в смысле биологическом, психологическом и прочих. Живая клетка. Элементарная частица. И ещё много такого, чего мы не знаем. Миры. Многоликие, бесконечно разнообразные миры.

Так что же движет процессами их рождения и развития? Отнюдь не произвол неких сверхъестественных сил, не их интересы и фантазии. Миры рождаются в борьбе. В бесконечной борьбе Бытия с импульсом разрушения. Кто-то спросит: «Какой смысл в бесконечной борьбе? Зачем бороться, если нельзя победить?». Смысл в том, что пока идёт борьба — продолжается жизнь. Жизнь всего. Борьба против разрушения за созидание — это развитие, а развитие — это жизнь. Развитие же — это ряд побед, восхождение всё выше по ступеням эволюции. Окончательная победа в данном случае — это бесконечная череда побед разного масштаба, от Сверхвселенной и больше до атома и меньше. Она не отдельное событие, а процесс, совокупность событий поменьше.

Борьба толкает вперёд эволюцию, которая вызывает к жизни новые миры. Появляются Сверхвселенные, создаются Вселенные, в них возникают планеты, на которых рождаются существа. И это не просто механический эволюционный процесс, не просто запрограммированная работа законов, действующих в Бытии. Хотя отчасти оно в самом деле так. Но миры рождаются и благодаря творческой свободной воле. Только не сверхъестественных сущностей. Вот, скажем, Творец. Он ведёт борьбу с собственными изъянами, стремится стать лучше, совершеннее. Ради этого он создал из самого себя целый огромный мир — нашу Вселенную. В ней нарождаются миры поменьше. Люди и другие осознающие, по примеру Творца, ведут борьбу со своими изъянами, совершенствуют себя. Человек — это целый мир. Тот же человек, ставший совершеннее, — это ведь уже новый мир, родившийся в борьбе с худшим за лучшее. Люди меняют и мир, в котором живут. А когда все осознающие выполнят свою работу, Творец преобразится в более совершенное существо, — и это тоже станет рождением нового, более лучшего мира. Созданного совместно.

Так и вершится на бескрайних просторах Бытия: его законы и созидающая воля разумных существ вызывают к жизни всё новые и новые миры. Вызывают их к жизни, чтобы продолжалась жизнь самого Бытия. И чтобы могли родиться новые миры. Вечное движение. Жизнь без конца. А в этой жизни — всё. Просто всё.

Не странные игрища сверхъестественных сил, и не бесцельное движение безликой и бездумной эволюции в никуда, а борьба с разрушением и смертью за созидание и жизнь, — вот что рождает миры. Очень важно это понимать.

Для чего? Для того, чтобы ясно видеть реальность, чтобы знать, что происходит, и лучше понимать самого себя, — смысл своего существования, свои способности и возможности, свои желания, свою силу. Для того, чтобы быть не игрушкой в руках воображаемых божеств, а сознательным созидателем миров.

Ну и просто для того, чтобы не бояться борьбы с трудностями и опасностями. Чтобы не считать её чем-то ненормальным, чего не должно быть, а воспринимать как должное. Состояние борьбы — естественное состояние и для беспредельного и вечного Бытия, и для человека, живущего здесь и сейчас. Иного и не бывает. Когда понимаешь это, жить становится легче, а борьба из тягостной и зачастую болезненной обузы превращается в инструмент творения.

Да, творение миров — дело нелёгкое. Но хорошие миры и не создаются легко. Так что всё в порядке.

© Атархат, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *