Наставления сыну VI, 2-3

Скромный — это тот, кто не оскверняет себя несоразмерностью желаний. Знай, что тебе подобает, и желай только подобающего. (Наставления сыну VI, 2-3)

Казалось бы, скромность — достаточно простая и понятная штука. Когда мы говорим о ком-то, что он скромен, то, вроде бы, всё ясно. Однако на самом деле подразумеваться может не одно и то же. Зависит от того, кто как понимает скромность. Для одних это самоограничение, умение довольствоваться малым. Для других — смирение. Третьи ставят знак равенства между скромностью и застенчивостью. Для четвёртых человек скромен, если он демонстративно преуменьшает свои заслуги и достижения. Имеются и ещё варианты. Всё перечисленное выглядит как нечто близкородственное, словно бы выросшее на одной грядке. Может быть, и на одной. Но овощи-то разные.

Какой же вариант можно предложить в плане приведённой цитаты? Такой, что скромность — это когда ты не желаешь большего, чем то, чего ты заслуживаешь и на что имеешь право. Конечно, тут сразу же возникает вопрос — а как определить, на что ты имеешь право и чего заслуживаешь? Ведь нескромные люди обычно как раз и отличаются переоценкой себя и раздутостью своих запросов, — в материальной ли сфере, в моральной, или же какой-либо ещё. Только это проблема — проблема уже иного порядка. Она уходит в область вопроса о мировоззрении как системе координат, в которой человек локализует себя, определяет своё место и функцию. Только зная, кто ты по отношению к миру, какую роль играешь в его системе и насколько отвечаешь этой роли, можно определить, что тебе надлежит делать, на что ты имеешь право и чего заслуживаешь. Разбирать данную тему нужно очень основательно, желательно с примерами. Здесь мы этого делать не будем. Ограничимся тем, что кратко обрисуем общий принцип.

Что можно принять в качестве отправного пункта для рассуждений? Слова о том, что желать следует лишь подобающего. Это принципиально важно, поскольку даёт ключ к сути вопроса. Сразу становится ясно, что речь не идёт о нарочитом самоограничении, о том, чтобы удовольствоваться чем-то меньшим, чем нужно. Следовательно, если ты хочешь чего-то, что тебе подобает, то это не нескромность. Нескромность — когда ты хочешь излишнего. Чего-то сверх. Того, что не должно быть твоим, потому что… Почему? Потому что ты этого не заработал. Не заслужил. Потому что это не требуется тебе для выполнения твоего долженствования в той или иной сфере.

Можно привести несколько очень простых примеров. Если для того, чтобы успевать по делам, тебе нужно передвигаться с определённой скоростью, ты обзаводишься транспортом. И если достаточно возможностей обычного, непритязательного автомобиля, то тебе уже без надобности дорогая, шикарная, суперскоростная машина элитной марки. Или возьмём заработок. Если ты нарабатываешь на сотню, не желай и не домогайся, чтобы тебе платили сто двадцать. Но свою сотню можешь требовать, — это твоё право, и потому это не зазорно. Или, скажем, за свои заслуги ты имеешь уважение. Не стыдно радоваться тому, что тебя уважают, — но нельзя возноситься в гордыне, требуя особого почёта. Или если твои способности и таланты невелики, то не домогайся славы большей, чем они могут принести. И во всём остальном — так же.

Кто-то заметит: «Легко сказать, да трудно сделать». Да, трудно. Если бы сделать было легко, то и текст, из которого мы взяли цитату, и сам этот разговор не понадобились бы.

А о чём у нас, в сущности, разговор? Если смотреть в самом простом разрезе, он о том, что скромность — это когда есть верхняя планка желаемого. Не следует требовать большего, чем тебе реально необходимо и чем ты заслуживаешь. Пока ты в этих пределах, ты скромен. Что до нижней планки, то она в контексте вопроса о скромности не так принципиальна. Можно отказываться и от того, что тебе необходимо и чего ты заслуживаешь, — но здесь, по-хорошему, требуется уже другой термин, так как это несколько другое явление.

Если же смотреть глубже, в корень, то речь идёт о том, что скромность неразрывно связана с пониманием своего места в мире. Чтобы знать, что тебе необходимо на самом деле и чего ты заслуживаешь, нужно знать, кто ты и какова твоя роль в системе мира. То есть запросы должны быть не субъективно-эгоистичны, а максимально объективны. А для этого нужно знать мир. Только тогда увидишь в нём себя. Таким образом, скромность — это не просто способность в чём-то себя ограничить и умение от чего-то отказаться, как думают многие. Скромность — это понимание мира, это постоянная, целеустремлённая познавательная работа. Это то, что неотделимо от предназначения человека. Познавая и всё лучше понимая мир и себя в нём, ты идёшь к выполнению своего предназначения. Попутно вырабатывается скромность. Все подлинные добродетели вырастают из этого корня, — ведь каждая из них есть ни что иное, как часть предназначения.

Ну а если ты ещё недостаточно познал и понял? Как быть тогда? Что ж… Тогда будь скромен в более привычном смысле этого слова. Помни, что всегда лучше недополучить того, на что ты имеешь право, чем взять то, на что ты права не имеешь. Если уж ошибаешься, то ошибайся в правильную сторону.

© Атархат, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *