Главное — быть

Поговорим о ценностях.

Нет, не о дорогих украшениях, прочих предметах роскоши или ценных бумагах. О другом. О ценностях в более широком и глубоком смысле.

Они есть у всех. Слышали когда-нибудь выражения «семейные ценности», «христианские ценности» и тому подобное? Конечно, слышали. Вот о ценностях подобного рода и пойдёт речь.

Что же они такое? Это всегда нечто особо важное, служащее истоком, и в то же время опорой для принципов жизненной практики в их теоретически-моральном и практическом выражении. Иначе говоря, ценности — это то, чем мы руководствуемся в жизни, что связываем с её смыслом и ради чего действуем. Стержень, на котором держится существование личности. И не только личности. Системы ценностей бывают — не просто бывают, а необходимы им — у религий, вообще разного рода мировоззрений, культур, политических систем, организаций, и так далее. Ничто подобное не может существовать без ценностей. Если таковых нет изначально как системообразующего фактора, система просто не возникнет как нечто живое и функционирующее. Если же они слабы, малообоснованны, неубедительны, тогда они будут постепенно размываться, выветриваться, цементирующий эффект исчезнет, и система рассыплется. Соответственно, для человека такая ситуация чревата распадом личности.

Ценности — важнейшая штука, основа жизни. Жизни как отдельного человека, так и человеческих сообществ. И в фундаменте здесь лежит мировоззрение. Через него представления о тех или иных ценностях приходят к человеку или сообществу, — которое как раз и состоит из людей, разделяющих определённый набор ценностей.

Но ведь мировоззрение — это система представлений о мире. О мире, частью которого является человек. Именно поэтому ценности, транслируемые мировоззрением, актуальны для человека. Что это означает? Это означает, что ценности, исповедуемые человеком, вытекают из устройства мира. То есть из того, как человек себе это устройство представляет. Не будем сейчас рассуждать о том, какое из представлений, сиречь мировоззрений, является верным, и ксть ли таковое вообще. Для нас сейчас важно другое — то, что ценности, таким образом, являются элементом самого устройства мира. Они актуальны для человека, как для частицы мира, но существуют и помимо него. Если бы человека не было, они всё равно существовали бы как элемент Мирохдания. Это ценности самой Природы, принципы её жизни. Они транслируются человеку через мировоззрение и актуализируются для него в виде принципов и целей человеческой жизни. Система ценностей человека является продолжением системы ценностей Мироздания, её осуществлением на человеческом уровне. Понятно, что мировоззрения могут быть ошибочными и испытывать проблемы с системой ценностей. Речь сейчас не о них, а об общем принципе. Нас интересует тот факт, что система ценностей присутствует, так сказать, на надчеловеческом уровне, — в самом Мироздании, и имеет для последнего онтологическое значение.

Если обобщать, то, в принципе, можно поставить знак равенства между такими понятиями, как Мироздание, Вселенная, Природа, Творец. Потому что все они обозначают разные грани одного и того же. И оно — то, что можно обозначить всеми перечисленными терминами — тоже является частью чего-то большего, так же, как человек является частью его самого. И если система ценностей человека вытекает из системы ценностей Мироздания, являясь её частным случаем, то и система ценностей Мироздания вытекает из системы ценностей того, частью чего оно является. Отсюда следует, что система ценностей человека, по сути, имеет тот же исток, а Мироздание играет роль своего рода посредника, помогающего через свою систему ценностей актуализировать для человека систему ценностей этого колоссального «нечто».

Что же это за «нечто»? Учение условно называет его Сверхвселенной — то есть Вселенной, в которой живёт и частью которой является Творец, он же наша Вселенная. Но ведь и Сверхвселенная — тоже часть чего-то, часть ещё более огромной системы. И та, в свою очередь, тоже. Где же изначальное, исходное звено этой невообразимой цепочки?

Исходное звено мы называем Бытием. Это великая беспредельность в пространстве и времени, та система, частями и подсистемами которой является абсолютно всё существующее.

Из этого следует важнейший для нашей темы факт: ценности, имманентно присущие всем частям Бытия, вытекают из системы ценностей Бытия как целого, являются её актуализацией в них. То есть всё — и это «всё» неизмеримо больше нашей Вселенной — несёт в себе единую систему ценностей, лишь проявляющуюся в специфических формах.

Всё — это, в том числе, и человек. У него одна система ценностей с Бытием, — но транслируемая через цепочку посредников. На одном её конце — человек, лично ты, на другом — беспредельное Бытие. В конечном итоге человек осуществляет ценности Бытия как свои. Только вдумайтесь в это.

Но какие же это ценности? Что важно для Бытия? Или даже поставим вопрос так: что для него является высшей ценностью?

Высшая ценность для Бытия — быть. Бытие — то, что есть, и то, что стремится быть всегда. Именно поэтому ему и было дано такое название-определение в Учении. Бытие — это существование как таковое в своём самом полном, абсолютном выражении, существование как явление, со всеми привходящими и вытекающими обстоятельствами. Быть — это сущность Бытия, его принцип, цель, функция, свойство, его природа. В этом заключено всё. Потому это и высшая ценность. Не будет её — не будет ничего. Только то, что существует, может как-то жить, функционировать, иметь качества, цели и всё остальное. Существование является непременным условием для всего вообще. Быть — фундаментальная ценность, обеспечивающая возможность существования для всех без исключения остальных ценностей. Та почва, на которой они произрастают.

Что же происходит с ней, когда она через цепочку посредников актуализируется для человека? Какие формы она принимает? Во что превращается?

Первое, что приходит на ум в данной связи, — жажда жить. Все хотят жить. И существует инстинкт выживания, или самосохранения, который работает на это. В самом деле — Бытие хочет быть, то есть жить, и человек хочет жить. Всё сходится. Великая взаимосвязь раскрыта, тождественность высшей ценности подтверждена. К слову говоря, в современном прогрессивном — ладно уж, не будем брать последнее слово в кавычки — мире человеческая жизнь также признана высшей ценностью. И тут тоже сошлось. Всё просто.

Однако не стоит спешить. Зримая простота порой бывает обманчива. И тогда надо ждать плохих последствий.

Каковы же могут быть последствия в данном случае? Прежде чем дать ответ, отметим следующий принципиально важный момент: человек обычно ассоциирует себя со своим телом, и смерть тела рассматривает как смерть своей личности, как её исчезновение. Это свойственно — хотя и не должно бы — даже последователям религий, говорящих, что в теле содержится иная сущность, которая, собственно, и является личностью человека, и не умирает, когда умирает тело. По крайней мере, большинство этих людей ведёт себя так, словно у них нет ничего, кроме тела. И такое отождествление себя исключительно с телом превращает высшую ценность — быть — в примитивную заботу о выживании тела. Каковая забота, между прочим, изначально обречена на неуспех, — ибо тело не просто смертно, но неизбежно смертно. И это уже указывает на фиктивность такой ценности. Потому что если высшая ценность нереальна, неосуществима, то она не имеет смысла. Никакая это не высшая ценность вовсе.

А ведь ради того, чтобы сохранить свою жизнь, люди часто идут на неблагородные поступки, и даже на злодеяния. Они лгут, совершают подлости, предают, творят беззакония и жестокости, убивают, действуя по принципу «Выжить любой ценой». Сколько горя, разрушенных судеб и смертей одних стало платой за выживание других? Бессчётно. Так вершится издавна, с первых времён существования человека. И если вдуматься, то на самом деле всё это зло творят даже не ради того, чтобы выжить, а всего лишь ради того, чтобы продлить жизнь. Порой очень ненадолго. Это зло и есть плохие последствия, о которых шла речь выше. И здесь возникает законный вопрос: что же это за высшая ценность, если для осуществления её в одном человеке нужно отменять её в другом человеке, или даже во многих людях? То есть если посмотреть под таким углом, снова станет очевидной её фиктивность.

Значит, такое понимание высшей ценности неверно. Оно не поддерживает её, а обнуляет. Так в чём же ошибка? Одна уже была названа выше: отождествление себя исключительно с телом. Человек на самом деле нечто большее, и смерть тела не является его смертью. Он не перестаёт быть, он продолжает существовать в ином состоянии и в иных условиях. Заметим в скобках, что в данном контексте под «быть» и «существовать» подразумевается одно и то же.

Вторая ошибка состоит в непонимании одного не столь уж сложного момента. А именно — того, что единая для Бытия и человека высшая ценность восходит не к человеку как к частице, а к Бытию как к целому. Иными словами, следуя означенной высшей ценности, человек работает сначала на Бытие, которому и адресован конечный результат, и уже потом на себя, как на сополучателя этого результата. Данная идея на самом деле проще, чем она звучит. Покажу на примере. Есть страна, и есть её гражданин. Если гражданин строит своё благополучие за счёт причинения вреда другим гражданам и, таким образом, стране, то он совершит много зла, а благополучия всё равно не достигнет, — ибо если не в порядке страна, то и её гражданам хорошо не будет. И наоборот: чем благополучнее страна, тем благополучнее граждане. Значит, чтобы позаботиться о себе, нужно трудиться в первую очередь ради страны и всех её граждан. Это действительно логично и просто. Нужно только понять, как ты можешь принести пользу стране. Так же и с Бытием. Трудясь ради его высшей ценности, человек трудится ради своей высшей ценности, которая является тем же самым, но, может быть, выглядит немного по-другому.

Как осуществить это на практике? Вопрос того же порядка, что и «Как мне быть полезным своей стране?». Ответ таков: выполнять свою функцию. В чём именно она состоит — вопрос отдельный. Сейчас мы говорим об общем принципе. У всего в Бытии есть своя функция. У самого Бытия есть функция. Какая? Самая важная: давать жизнь всему, что в нём существует. То есть всему вообще — ибо ничто не существует вне Бытия. Стремление Бытия быть — это стремление дать возможность быть всему. Оно существует для этого. И у всех его частей, частиц и частичек есть своя роль в этом величайшем вершении. Да, у каждой из них есть и своя жизнь, и свои задачи, и свои интересы, и свои достижения, и свои радости, — но при этом на каждую из них возложена и часть общего дела. Потому что если не будет общей жизни, то не будет и своей, частной. Что-то делая для себя, каждый совместно с другими трудится для общего блага.

И вот здесь — ещё один ключевой момент. Поскольку на каждую частицу Бытия возложена функция по укреплению и продолжению его жизни, и без этой функции ничто не возникает, то и полноценное существование возможно только при условии выполнения этой функции. Хуже или лучше, пусть не идеально, но выполнения. То есть принцип «Главное — быть» нужно раскрыть в его глубоком значении. Главное — не просто быть, а быть тем, кем ты должен быть в Бытии. Находиться на своём месте. Выполнять свою функцию. Делать то, для чего ты существуешь. Отвечать своей сущности, а не просто выживать. Быть аутентичным.

Пусть слово «функция» никого не смущает. В данном случае это означает не обезличивание, а как раз наоборот — раскрытие глубинной сущности, раскрытие смысла существования. Смысл матери как матери — в том, чтобы любить своих детей и заботиться о них; смысл блюстителя правопорядка — в том, чтобы обеспечивать законность и безопасность граждан; смысл врача — в том, чтобы лечить людей, спасать их жизни. И каждый делает это по-своему, свойственным лишь ему одному уникальным образом. Кто узрит здесь обезличивание только потому, что речь идёт о какой-то функции, тот, похоже, мыслит стереотипами.

Итак, когда мы говорим, что высшая ценность — быть, речь идёт не о банальном выживании, а о соответствии собственной сущности. Не просто быть, а быть тем, кем ты можешь и должен быть в Бытии и для Бытия, — а значит, для всех его частиц. Быть именно той деталью великого механизма, которая необходима на своём месте, чтобы механизм мог нормально работать. Не просто быть, а быть, выполняя своё предназначение. Как Бытие. Оно выполняет своё предназначение, свою функцию, — и поэтому мы живём. Поэтому я имею возможность говорить с вами, а вы имеете возможность выбирать, слушать меня или не слушать.

Если ты соответствуешь своей сущности, или хотя бы пытаешься её понять и стараешься ей соответствовать, тогда ты есть в полном смысле этого слова, тогда ты что-то значишь и что-то можешь в Бытии. Если не соответствуешь и не заботишься о том, чтобы соответствовать, тогда ты, вроде, и есть, — но тебя вроде как и нет. Такое опустошённое полусуществование в некой серой зоне реальности. Это в лучшем случае. А в худшем случае ты вершишь зло. И это уже нечто вроде существования со знаком «минус». Не созидание, а разрушение. Уклон в сторону небытия.

Такова высшая ценность. Высшая ценность Бытия, человека, и всего остального, без исключения. Главное — быть. Но чтобы быть полноценно, чтобы на самом деле быть, нужно быть тем, кто ты есть. Быть собой. Только не в том вульгарном смысле, в каком это обычно понимается, — когда кто-то делает что угодно, даже бессмысленные, нелепые или мерзкие вещи, и гордится этим как своей уникальностью. Быть собой — значит занимать своё особое место в Бытии и делать для Бытия то, чего никто другой ни на каком другом месте сделать для него не сможет. Быть так — самое важное. Это и есть высшая ценность. И она в самом деле одна на всех и на всё. Потому что все и всё — это бесчисленные лики единого Бытия.

Можно продолжить, и коснуться ещё многих тем, связанных с темой высшей ценности. Но разговор и так несколько затянулся. Поэтому здесь я поставлю точку.

© Атархат, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *