Эволюционный фактор

В вопросе о появлении жизни на Земле имеется несколько основных версий. Современная наука склоняется к тому, что жизнь зародилась прямо здесь, на нашей планете. То есть всё своё, и мы, так сказать, изначально местные, коренные обитатели. Вторая версия, которую пока ещё не все сбросили со счетов, утверждает, что жизнь в виде каких-то простейших организмов или химических соединений была занесена сюда из космоса, — с метеоритами, кометами и т.д. Она вовсе не так фантастична, как может показаться. Известно, что микроорганизмы способны выживать в открытом космосе. Третья версия, собственно, представляет собой вариант второй, — но уже гораздо более фантастичный. Она гласит, что жизнь на нашу планету была занесена намеренно, и сделали это представители высокоразвитой инопланетной цивилизации. Они «засеяли» Землю неким биологическим материалом, после чего удалились, предоставив эволюции идти своим чередом.

Почему эта версия фантастична? Хотя бы по той простой причине, что существование инопланетных цивилизаций пока ещё не доказано. И даже если допустить, что они существуют, из этого всё равно никоим образом не будет вытекать правота третьей версии.

Но зато можно перевернуть картинку, — так, чтобы всё получилось с точностью до наоборот. То есть можно представить, что само человечество могло бы сыграть роль такой цивилизации-сеятеля и дать начальный толчок развитию жизни на другой планете.

Писатели-фантасты и кинематографисты давно уже нащупали эту богатую идею и вовсю разрабатывают её. Во многих книгах и фильмах рассказывается, как люди бодро терраформируют и одаривают флорой и фауной иные миры, — правда, в основном для дальнейшего собственного заселения. Но встречаются — хотя гораздо реже — и сюжеты именно о засеве чужих планет жизнью. Реже — потому что это не так интересно читателю или зрителю. Сам процесс посева не то чтобы невероятно занимателен; результатов же его пришлось бы дожидаться не тысячи и не миллионы, а миллиарды лет. Даже для фантастики дистанция почти неподъёмная. То есть написать-то можно всё, что угодно, — а вот написать хорошо, чтобы получилась серьёзная и одновременно увлекательная книга на тему, не в пример сложнее. Поэтому подобные произведения вынуждены ограничиваться рассмотрением технической и моральной стороны дела. Что вполне закономерно и ничуть не удивительно. Хотя, конечно, зрелищности, визуальной или литературной, произведению особо не прибавляет.

Но ведь зрелищность — это чаще всего просто шоу. Можно и глубокие идеи, и моральную дискуссию оформить в виде зрелищного сюжета, — только это очень непросто. А ведь самое главное и интересное здесь — именно морально-философская проблематика. Зрелище можно сделать из чего угодно, даже из атаки голодного комара. По-настоящему важная и интересная моральная проблематика в сравнении с этим — штучный товар. А значит, в её рассмотрении зрелищностью можно и пренебречь. Особенно если иметь в виду не какие-то отвлечённые, теоретические рассуждения, а нечто реальное. Хотя бы в отдалённой перспективе.

Мы будем говорить об этом, имея в виду взгляд Учения на человечество как на космическую расу, только первый — пусть и чрезмерно затянувшийся — этап существования которой проходит исключительно на Земле. В дальнейшем люди будут расселяться по космическому пространству, будут осваивать другие планеты.

Здесь подчеркнём: осваивать, то есть оборудовать под собственные нужды, — это одно, а засевать жизнью для её дальнейшего самостоятельного развития — совсем другое. Уже просто потому, что первое практично, а второе нет. Плоды освоения можно было бы увидеть воочию и как-то ими воспользоваться, а плоды засева появятся тогда, когда сеятелей не будет уже и в помине. Не конкретных людей, выполнявших миссию, а всего человечества как вида.

Стоп. Если это так, то есть если настолько непрактично, тогда зачем это вообще обсуждать? А затем, что у практичности могут быть разные уровни. Можно сказать так: уровень практичности производимого действия зависит от уровня развития того, кто это действие производит.

Для понятности приведём пример, набросав максимально упрощённую схему. Примитивный человек ходит и собирает еду. Что нашёл — тут же и съел. Завтра проголодается — пойдёт собирать снова. Человек чуть более продвинутый собирает не только чтобы поесть, но ещё и про запас. Он понимает, что завтра может ничего не найти, или что вот вдруг подвернёт ногу и не сможет выйти на сбор. Ещё более продвинутый уже выращивает еду, и тем самым обеспечивает себя на гораздо более далёкую перспективу. Ещё более продвинутый выращивает еду на продажу, чтобы получить какие-то блага, которые с грядки не соберёшь. Ещё более продвинутый вкладывает свой труд в благополучие общества, частью которого он является. Он может сразу ничего и не получить в материальном смысле, но понимает, что его труд вернётся к нему в каком-то другом виде, — за счёт повышения общего уровня благосостояния, здоровья, комфорта, безопасности, образованности, законности и так далее. Человек, стоящий в нашей цепочке первым, может не понять второго. Он наверняка не поймёт действий третьего, который зачем-то закапывает в землю то, что можно съесть. Действия четвёртого окажутся однозначно выше его разумения, так как он даже не знает, что существуют какие-то другие блага, и понятия не имеет, как они взаимосвязаны с деньгами. Ну а действия пятого, который что-то делает, но ничего не получает, вообще будут за гранью его реальности. Да что там говорить: не факт даже, что четвёртый поймёт пятого. С такой горькой правдой жизни мы сталкиваемся постоянно.

Тот же общий принцип будет справедлив и в отношении целых разумных рас. Переделывать планеты исключительно под себя — один уровень практичности. Давать толчок эволюции жизни на них — совсем другой уровень. И зависит это от масштабности воспринимаемой картины мира, глубины её понимания и ясности видения себя в её контексте. Человек, который сам по себе, и человек, понимающий принципы жизни общества и видящий себя его частью, — это, как говорится, две большие разницы. В приложении к нашей теме человек — это разумная раса. А что же тогда общество? Как минимум — совокупность разумных рас, обитающих во Вселенной. Как максимум — сама Вселенная.

Фантастические произведения, обыгрывающие такие темы, обычно грешат слабой мотивированностью подобных действий. Всё происходит в стиле «А давайте-ка засеем жизнью другую планету! Почему? Да просто потому, что можем! Уровень технического развития позволяет. Это же круто! Ура, вперёд!». Серьёзное моральное осмысление такого предприятия тоже предлагается, но реже. Во-первых, читатель или зритель может заскучать. Во-вторых, для того, чтобы серьёзно рассматривать подобные проблемы, и даже для того, чтобы их просто поставить, автор произведения сам должен обладать соответствующей широтой и глубиной видения. Он должен иметь серьёзное мировоззрение и быть мыслителем, хотя бы в его рамках. Много ли таких авторов, особенно сейчас? Ладно, не будем о грустном.

Какое же отношение всё это имеет к реальности? Именно то, что человечество мы рассматриваем как космическую расу, — пусть оно в полной мере станет ею не сегодня. Но когда это произойдёт, оно само окажется способным выступить в роли сеятеля жизни. Уже не на книжных страницах, а в действительности.

Такая перспектива кружит голову. И речь даже не о пресловутой «игре в Бога». Подобный размах деятельности грандиозен и без претензий на божественные функции. Однако технические возможности — это ещё не всё. И совершать такие шаги просто потому, что это возможно, было бы крайне опрометчиво.

А в чём, собственно, проблема? Именно в том, что то, о чём идёт речь, грандиозно. Это не просто засеять грядку на своём огороде. Это, ни много, ни мало, подготовить другую планету к принятию жизни и дать жизни начало. Свершение космического значения. Оно не только изменит историю той планеты, но и повлияет в дальнейшем на судьбу целого региона космоса. Произвольное вмешательство в эволюцию, — вмешательство глобальное, с последствиями, которые потом не обратишь вспять и не отменишь. Как раз здесь и встаёт моральная проблема. Можно ли брать на себя так много? Этично ли это? Допустимо ли подобное вторжение в эволюционные процессы? Возможно ли просчитать последствия? Точно ли это будет благом, или мы только навредим, нарушив естественный ход событий?

Человек обычно действует в той или иной ситуации, исходя из своего текущего её понимания. Собственно, иначе он и не может. Однако можно не торопиться, — особенно если предпринимаемые действия заведомо будут иметь далеко идущие последствия. Можно и нужно подходить к этим действиям взвешенно, здраво. Необходимо глубокое понимание положения вещей — в текущем моменте и в перспективе.

Что всё это означает? Это означает, что человечество не должно кидаться в подобные свершения сломя голову. Ты видишь, что можешь сделать что-то очень большое и хорошее для самого себя, — но даже тут ты рискуешь ошибиться, и после обнаружить, что тебе было нужно не совсем это. Даже в том, что касается твоей личной судьбы, нужно действовать с умом, а не только на эмоциях. Если же дело имеет космические масштабы, и будет иметь соответствующие последствия, то действовать нужно тем более взвешенно и осторожно. Тут эмоции — мы уже можем осчастливить другой мир и сделать подарок Вселенной, так давайте скорее сделаем его! — могут сослужить дурную службу. А так ли уместен будет этот дар, как хочется думать?

Подчеркну: речь идёт не просто о даре, не просто о чём-то, что прибавится к чему-то, и в итоге всё станет однозначно лучше. Речь идёт о вмешательстве в эволюцию, об изменении её хода. Я это уже говорил, и повторяю снова, потому что это принципиально важно. Другой момент — то, что речь идёт не о поступке одного отдельно взятого человека, а о том, что совершает человечество, целая разумная раса, целая цивилизация, выступающая как коллективный актор. Именно так следует к этому подходить. Столь масштабные свершения — свершения не отдельных индивидуумов, а цивилизаций.

Чтобы осуществлять такие проекты, человечество должно созреть. Созреть не технически, а интеллектуально и морально. Оно должно очень хорошо познать и свой мир, и Вселенную. Научиться разбираться в законах, по которым она существует, понять их хитросплетения. Глубоко вникнуть в ход эволюции, в том числе в космических масштабах. Опираясь на всё перечисленное, научиться прогнозировать последствия подобных шагов. В то же время оно должно достичь высокой степени единства внутри себя самого. Должно научиться в таких случаях действовать как единый индивидуум: принимать общие решения — опять же, опираясь на всё перечисленное — и принимать на себя общую ответственность. Оно должно достичь настолько высокого интеллектуального, морального и духовного уровня, чтобы ощутить не только собственное внутреннее единство, но и своё единство со Вселенной. Ощутить себя её частью, нераздельной с ней. Оно должно научиться действовать как её часть, действовать в соответствии с её законами. И оно должно осознавать всё это. Оно должно стать разумным и нравственным проявлением законов Природы.

Тогда человечество станет эволюционным фактором. Оно станет тем, кто способен сознательно и ответственно корректировать глобальные эволюционные процессы, умело определяя, где это допустимо, а где нет. Только тогда оно получит моральное право на это. Не раньше, чем оно превратится в фактор, способный творчески вносить полезные коррективы в ход эволюции, и осознает себя в качестве такового. Не раньше, чем оно научится действовать как Природа, но более сознательно и более творчески.

Кто-то скажет: «Ничего себе, набор условий! Да когда же такое будет?!». А вот в том-то и дело. Потому-то и не надо спешить. Для того, чтобы осуществлять столь масштабные проекты со столь далеко идущими последствиями, технических возможностей, даже подкреплённых искренним желанием сделать как лучше, недостаточно. Необходимо дозреть, во всех смыслах.

Будет это ещё не скоро. Впереди долгий путь развития. Даже о появлении технических возможностей для засева планет жизнью речь пока не идёт. А ведь это станет только первым шагом в данном направлении. Нужно гораздо больше.

Тут можно сказать так: сначала следует привести в порядок себя, и уже потом замахиваться на вершение судеб других планет. Ребёнку надо вырасти, получить представление о жизни, поднабраться опыта, прежде чем заводить собственных детей. У человечества впереди ещё много времени. Ему придётся немало потрудиться и даже помучиться, прежде чем оно станет тем, чем может стать: сознательным и благотворным эволюционным фактором для Вселенной. Сотни или тысячи лет пройдут? Трудно сказать. Но думать об этом нужно уже сегодня. Начинать готовиться к своему будущему никогда не рано.

…Если жизнь на нашу планету и в самом деде принесла иная цивилизация, то она должна была учесть множество моментов. И один из них — то, что из первичного биологического материала однажды может получится кто-то вроде нас, кто однажды пойдёт тем же путём, понесёт жизнь на другие планеты. Это, в определённом смысле, станет продолжением деятельности и продолжением ответственности тех разумных существ, той цивилизации, физически уже давно исчезнувшей. Понимали ли они, насколько далеко идущими будут последствия того, что они делают? Это ведь не просто единовременный шаг, а вселенская эстафета, длящаяся миллиарды лет. Скорее всего, понимали. И когда придёт наше время, мы тоже должны будем понимать.

А если жизнь зародилась непосредственно на Земле, и нам предстоит не продолжить эстафету, а самим начать её, — тогда тем более.

© Атархат, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *