Эклектично ли Учение

Вопрос: В Учении можно найти много такого, что встречается в других учениях и религиях. Оно собрано из фрагментов других мировоззрений?

Ответ: Нет, Учение не эклектично. Оно представляет собой оригинальную и целостную мировоззренческую систему.

Можно заметить, что в самых разных религиях и учениях имеется масса сходных или даже одинаковых моментов. В некоторых случаях это объясняется заимствованиями. Одно учение выросло из другого и сохранило его элементы, или два учения каким-то образом пересеклись и позаимствовали что-то друг у друга, и т.д. Однако порой сходство имеет иное объяснение. Реальность одна. То есть объективная картина мира, которую можно познать, одна, она не имеет вариантов. Люди создают свои представления о реальности, собственные её версии. Туда наряду с вымыслами, неверными догадками и ошибочными представлениями порой попадают элементы реальности, — то есть частицы объективных знаний. В одном учении это может быть одно, в другом нечто другое, — а может быть и так, что одна и та же крупица Истины присутствует сразу в нескольких. Они схожи потому, что отражают одну и ту же реальность.

Учение показывает объективную картину мира, и потому оно имеет совпадения с другими учениями, — так же, как последние имеют совпадения между собой в тех моментах, в которых они объективны. То, что кажется заимствованиями, на самом деле не заимствования, а элементы одной объективной картины мира, общей для всех. Для примера назову хотя бы представления о том, что человек перерождается в новых телах и, таким образом, живёт не одну жизнь, или о том, что Вселенная была создана неким великим существом из самого себя. То и другое — правда, хоть и имеет в разных учениях свои вариации, домысливания и ошибочные интерпретации.

Вряд ли возможно создать серьёзное, глубокое, хорошо объясняющее мир и, главное, непротиворечивое мировоззрение, просто надёргав кусков из разных других мировоззрений и объединив их по принципу «С миру по нитке — голому рубаха». Эклектичные учения, как правило, грешат отсутствием стройности, внутренней логики, противоречивостью в тех или иных моментах и смысловыми лакунами в рисуемых ими картинах мироустройства. Они представляют собой своего рода химеры, плохо приспособленные к жизни.

Что касается Учения, то его картина мира была в общих чертах обрисована мне ещё до того, как я начал знакомиться с различными религиями и учениями, которыми прежде не интересовался. Я попросту не имел возможности откуда-нибудь что-нибудь позаимствовать, потому что ничего такого не знал. Уже позже, изучая их, я удивлялся и радовался, обнаруживая в них совпадения с Учением. Истина объединяет. Пусть эпизодически, в отдельных точках соприкосновения, — но это всё равно очень важно.

© Атархат, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *