Жить — значит выбирать

Жизнь личности, её будущее, состоит из тысяч моментов выбора. Жить — значит выбирать.

Сериал «Следующее поколение»

Согласно Учению, духовный путь человека включает в себя две ступени, два основных этапа: познание и нравственную практику. Сначала ты познаёшь мир, его устройство и законы, а затем стараешься применять полученные знания в жизни. Строго говоря, это сложно считать этапами в прямом смысле слова, — ведь они не то чтобы следуют друг за другом, а происходят одновременно. Хотя в то же время и друг за другом, — потому что нельзя научиться следовать правилам, предварительно не разобравшись в них. В духовном пути практика неразделима с теорией, они идут рука об руку. Почему я говорю именно о нравственной практике? Потому что нравственный аспект лежит в основе всего.

Что такое применение полученных знаний на практике? Продолжая аналогию с правилами игры, скажу так: это умение следовать правилам. Пока они тебе неизвестны, ты не знаешь, что будет нарушением, а что нет, и не можешь выбрать, следовать ли им или нарушать их. Но когда начинаешь в них разбираться, постоянно оказываешься перед выбором, соблюдать их или нарушать, быть принципиальным или беспринципным. Это и есть нравственный выбор. Так, познавая устройство мира, — а каждое серьёзное духовное учение представляет последователям свою картину мироустройства, — ты познаёшь, что с точки зрения этой картины хорошо, а что плохо. То есть учишься различать добро и зло. А дальше следуют ситуации, побуждающие тебя выбирать между ними. Если ты преодолеваешь свои пороки и дурные привычки, преодолеваешь искушения и делаешь правильный выбор, выбор в пользу блага, то это значит, что ты меняешься в лучшую сторону, совершенствуешься нравственно, морально.

Это общий принцип для всех религий и духовных учений. В каждом из них он имеет свои обоснования, вытекающие из картины мира. Есть такие обоснования и в УЕХ.

Творец претворил себя во Вселенную ради более глубокого самопознания и внутреннего совершенствования. Его разум рассеян в осознающих, через которых он и познаёт себя. Познают они — значит, познаёт Творец. Познавая мир и себя в нём, они учатся делать правильный выбор между добром и злом, тем самым развиваясь нравственно. Так они совершенствуют Дух — душу Творца, частица которой есть в каждом из них. Совершенствуются они — значит, совершенствуется Творец. И происходит это через нравственный выбор. А практически любой выбор может быть нравственным. Ты почти всегда выбираешь между лучшим и худшим, между правильным и неправильным. Даже тогда, когда, казалось бы, речь вообще не идёт ни о каком моральном выборе. Очень наглядный пример — бизнесмен, решающий, заключить ему честную сделку или смошенничать. Казалось бы, речь тут идёт исключительно о выгоде, и измеряется она в денежных суммах. На самом же деле речь идёт о том, поступить ли честно, или же нечестно, подло, ради той самой выгоды. То есть выбор именно моральный. И чем больше выгода, сулимая мошенничеством, тем труднее сделать правильный выбор. Но чем труднее был такой выбор, тем ценнее, в смысле нравственного совершенствования, его результат. Так почти всегда, почти во всём. Почти — потому что бывает выбор и не между добром и злом. Например, когда ты решаешь, яблоко тебе съесть или помидор, или какого цвета рубаху надеть для прогулки. Это выбор малозначимый. Хотя бывают ситуации, когда даже такой выбор обретает значение. Что уж говорить о более серьёзных вещах? Они почти неизбежно подразумевают нравственный выбор.

Так или иначе, мы выбираем всегда, в любой ситуации. Даже когда бросаем жребий, чтобы он сделал выбор за нас, мы сначала решаем, бросить нам жребий или нет. Поэтому жизнь человека действительно представляет собой непрерывную череду выборов, и жить — значит выбирать. Познавать и выбирать.

Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же.

А. и Б. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»

Да, с этим можно согласиться. Но с той поправкой, что познание, всё же, не конечный смысл жизни, а, так сказать, промежуточный. Это важнейший этап; настолько важный, что без него не будет ничего дальнейшего. Однако познание само по себе, будучи самоцелью, становится явлением того же порядка, что и накопление денег ради самого накопления. Знания должны работать. И не только в смысле научно-технического прогресса. Такой прогресс, по сути, морально нейтрален, — а значит, может привести как к благим результатам, так и к катастрофическим. Ведь бактериологическое оружие и атомная бомба тоже являются его плодом. Познание должно вести, прежде всего, к прогрессу нравственному. Оно должно ставить перед моральным выбором и учить выбирать правильно. Тогда и научно-технический прогресс будет приносить меньше горьких плодов.

Всё замечательным образом увязано между собой. Человек — разумное существо, он познаёт мир и себя в мире. Такова его сущность. Если познание не является морально ориентированным, оно зачастую приводит к отрицательным результатам, — от нацистских расовых теорий до оружия массового уничтожения. Это становится угрозой для самого же человека. Если же оно морально ориентировано, то человек становится лучше, а социальные результаты познания оказываются благотворными. И при этом происходит нравственное развитие, через душу человека совершенствующее Творца. А именно это и является предназначением человека, именно для этого его породила эволюция. То есть если познание оказывается морально ориентированным, то это и делает жизнь человека более безопасной и перспективной, и помогает ему реализовать своё предназначение, и способствует эволюции Творца. Ну а морально ориентированным познание делает нравственный выбор. Он — ключ к тому, чтобы всё было именно так, как сказано выше.

Всё упирается в выбор, так или иначе. Кто-то выбирает, с какой ноги ему встать утром, а кто-то выбирает, отдать ли ему приказ о бомбёжке мирного города. Никто не может уйти от выбора. Даже отказ от него — это тоже выбор; а затем постоянный, каждодневный выбор, придерживаться ли этого выбора дальше или нет. Такова реальность: жить — значит выбирать. Выбор же, как мы видим, — ценнейший инструмент, предназначенный для того, чтобы влиять на судьбы человека, человечества, Творца. Нужно очень ясно и глубоко это осознать. И научиться правильно пользоваться этим инструментом. Для того мы, люди, и пришли в мир.

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *