Ячейка общества против общества

Считается, что семья — ячейка общества. Это утверждение так привычно, что уже давно не вызывает возражений практически ни у кого. Нам оно известно ещё по советским временам; правда, тогда это были «советская семья» и «советское общество». Так или иначе, получается, что семья — это наименьший структурообразующий элемент социума. И здесь уже возникает вопрос: а личность не является таковым элементом? Её мы сбрасываем со счетов как нечто не способное служить для общества элементом, участвующим в формировании его внутренней структуры? Хотя ладно, сейчас не об этом.

Я не собираюсь здесь оспаривать идею о том, что семьи образуют общество примерно так же, как клетки образуют организм. Вытекающий из этого принцип «Здоровы клетки — здоров организм» также не вызывает возражений. Сомнение вызывает само определение «здоровая клетка» или «здоровая ячейка», когда они применяется к семье. Что значит «здоровая»? На это можно ответить целой кучей словесных штампов и лозунгов. Однако меня подобный ответ не устроит. Не устроит по той причине, что на поверку все эти расхожие штампы оказываются довольно далёкими от жизни. Точнее, от той благолепной картины, которая обычно видится в их свете.

Чтобы деятельность ячейки общества шла ему на пользу, у неё должны быть те же идеалы и цели, что и у него. Тогда из совокупных усилий частиц сложится благополучие целого. И в случае с семьёй это подразумевается. Но получается в большинстве случаев наоборот. Практика показывает, что для семьи в качестве приоритета чаще всего выступает благополучие её самой, а не общества. Собственное благополучие — ближайшая и наиболее актуальная задача; общественное — задача второстепенная, более отдалённая. То же самое относится и к индивидуальности, — но мы сейчас говорим не о ней. Первым делом решаются ближайшие задачи. Проблема в том, что они никогда не заканчиваются. Что-то решать приходится постоянно, — будь то проблемы крупные, судьбоносные, или мелкие, рутинно-бытовые. Кроме того, планка желаемого благополучия редко бывает статичной. Как правило, она постоянно поднимается. Так что приходится решать и проблемы, так сказать, текущего уровня, и проблемы поднятия планки на более высокий уровень. В итоге времени, сил и желания на участие в решении проблем общества уже не остаётся. Но этого мало. Свои проблемы семья часто пытается решить за счёт общества.

Полагаю, всё вышесказанное прозвучало весьма сухо. Поэтому сформулирую проще. Многим семьям плевать на проблемы общества, поскольку всё их внимание занято построением благополучия на собственном участке пространства. А зачастую они просто разрушают общество, используя его ресурсы в тех же целях.

Дело в эгоизме. Своя рубаха ведь ближе к телу, верно? А своё семейство ближе к сердцу. Поэтому его благополучие строится за счёт общества. Люди воруют ради того, чтобы что-то урвать для семьи. Масштаб воровства может быть разный. Крупный чиновник присваивает деньги общественных проектов и берёт огромные взятки; работник выносит с предприятия и продаёт продукцию; повариха уносит из столовой мясо, овощи и хлеб, изымая всё это из будущих порций. Люди стараются обмануть государство, — и тут есть множество вариантов, от неуплаты налогов до получения незаслуженных льгот. Почти каждый, кто может каким-то образом повлиять на найм в выгодном месте, будет пропихивать туда своих родственников, братьёв-сватьёв. Разговоры о пользе дела, требующей компетентных работников, могут вызвать у таких разве что смех. Какая ещё польза дела? Польза — это когда ты можешь пристроить кого-то из своих на тёплое местечко. Ради блага семьи совершается множество преступлений: то же взяточничество, воровство и грабёж, хищения, различные афёры, торговля наркотиками, шпионаж, и т.д., и т.д. Ущерб наносится государству, обществу и другим людям — членам того же общества. Какой преступник не скажет в своё оправдание, что он делал это во имя семьи и чтобы обеспечить своих детей? Только тот, у которого их нет.

О подобных вещах можно говорить долго. Но суть проста: ради благополучия своих семей люди наносят ущерб обществу, грабят, расшатывают и разрушают его. Многие мотивируют это тем, что государство-де само их обирает и грабит, поэтому оно им должно, и они таким образом возвращают своё. Что ж: может быть, и обирает, может быть, недодаёт того, что должно. Однако в ответ разрушать его, а вместе с тем и жизнь других людей, — это худший вариант из возможных. Мне это всегда представляется аллегорически, в виде многоквартирного кирпичного дома. Жильцы вытаскивают из его стен кирпичи, чтобы что-то улучшить в своих квартирах. Каждый думает: «Ну, от того, что я взял пару кирпичей, ничего не случится, дом не обрушится». Но в том-то и беда, что так думает каждый. И каждый таскает кирпичи. По дому гуляет ветер, его заливает дождями, зимой в нём стоит такой холод, что никакие батареи не помогают, электропроводка обрывается, стены начинают шататься. И придёт день, когда этот несчастный дом рухнет, похоронив под обломками хитроумных жильцов, вместе со всеми их квартирными улучшениями.

Именно так многие и поступают. Хотя ведь всем известна пословица о пилении сука, на котором сидишь. Эти люди выглядят удивительно недальновидными и узколобыми. Неужели они впрямь думают, что обеспечат для своих детей счастливое будущее, подтачивая, как жуки-короеды дерево, то общество, в котором этим детям — и детям детей — предстоит жить? Неужели не понимают, что выламывая из стен дома кирпичи, они делают его не просто неуютным, но и аварийным? Неужели не могут сообразить, что если они ради своих семей плюют на других людей и ухудшают их жизнь, то и другие считают себя вправе поступать так же, — и в итоге что ты себе улучшишь вдвое, то другие тебе ухудшат вчетверо? Каким недалёким надо быть, чтобы следовать этим самоубийственным правилам, по которым все делают хуже всем… Каким слепым надо быть, чтобы думать, что это сделает тебя и твою семью счастливыми…

Понимаю, что вот эти вопросы и укоры звучат довольно наивно. Однако это не лишает их актуальности. Они звучат так наивно потому, что говорят об очевидных вещах. Только вот так ли они очевидны на самом деле, если их не принимают во внимание? Это так же очевидно, как риск от превышения скорости на скользкой дороге или риск заболевания от курения. Но люди всё равно это делают. Каждый думает, что уж с ним-то ничего не случится. Или вообще не думает, а просто делает, как бы плывя по течению. Или всё понимает, но для него важнее получить то, что он хочет, прямо сейчас, — а расплата, да когда она ещё настанет… Грядущая расплата кажется призрачной, и лучше прямо сегодня взять то, чего хочешь и что можешь взять, чем упустить это из боязни того, что, вроде как, когда-то там должно наступить… Возможно, я ошибаюсь, — но мне кажется, что те, кому посвящена эта статья, по большей части рассуждают именно так. Они сегодня рвут, что могут, — а там хоть потоп.

Наш мир, при всех достижениях цивилизации, остаётся местом неустроенным, часто неуютным и печальным, порой страшным и опасным. Мы сами делаем его таким. Трагический парадокс, самое настоящее проклятие человечества: люди всегда хотят сделать как лучше, но делают это так, что получается как хуже. Грабли, на которые наступали неисчислимое количество раз, но, похоже, так ничему и не научились. Вот потому-то семья, долженствующая быть строителем здорового общества и его опорой, так часто оказывается дестабилизирующей и разрушающей его силой. Это просто чудовищно. Ах, общество неустроено, несправедливо, в нём царит бардак? Что ж — вместо того, чтобы приложить силы к его обустройству и начать утверждение порядка и справедливости с собственных поступков, давайте расшатывать его ещё сильнее и добавлять ещё больше несправедливости и бардака. Давайте и своих детей учить решать проблемы тем же способом. Возможно, тогда им удастся построить во всеобщей разрухе и боли своё личное светлое будущее и стать счастливыми.

В общем, всё происходящее напоминает самое настоящее безумие. А общество напоминает сумасшедший дом.

Что делать, чтобы было по-другому, лучше? Да ничего особенного. Нужно всего лишь не отмахиваться от очевидных вещей, перечисленных несколькими абзацами выше, и научиться делать конструктивные выводы из своих и чужих ошибок. Ты стараешься добиться для себя и своих близких лучшей жизни, — а она между тем становится всё труднее и опаснее. Значит, не в ту сторону стараешься, — пора бы уже и понять.

У древних римлян был принцип: «Сначала — интересы государства, потом — интересы семьи, потом — собственные интересы». И этот принцип хорошо работал. В самом деле: можно ли быть счастливым, когда в семье разруха, и может ли благоденствовать семья, когда разруха в государстве, в обществе? Какой тут напрашивается вывод? Да простой: обустройство своего личного благополучия и благополучия своей семьи нужно начинать с обустройства благополучия общества. Клетка не может быть в порядке, если организм разлагается заживо. Вот, собственно, и всё, что нужно понять. Слишком просто? Вот именно. Просто до неправдоподобия. Просто настолько, что даже остаётся за гранью понимания многих умников, пытающихся спасти свой дом от огня путём раздувания пожара в городе. Не спасут. Быть им погорельцами. Сказал бы «И поделом!» — да детей жалко.

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *