Видеть плохое, чтобы менять к хорошему

Нетрудно заметить, что Учение отличается скептическим настроем по отношению к тому, что происходит в мире, а также и к тому, каковы люди, что они делают и т.д. Этот настрой виден и по многим материалам, публикуемым в журнале; они часто носят не столько познавательный, сколько полемический характер. И меня самого порой упрекают в том, что я постоянно критикую всё и всех, — и критикую так, что порой это начинает смахивать на мизантропию. Что ж, не отрицаю: что есть, то есть. Я не мизантроп, но в самом деле настроен критически. И настроен так потому, что так настроено Учение. А у такого его настроя имеются вполне конкретные причины. Причины, вытекающие из самой его сущности.

Оно возникло в наше время потому, что общая ситуация в мире (духовная, моральная, социальная, политическая и т.д.) неуклонно ухудшается, и уже достигла катастрофического уровня. В задачи Учения входит выправление этой опасной для всего человечества ситуации. Выправление не быстрое, постепенное, с расчётом даже не то чтобы на десятилетия, а, возможно, и на ближайшие столетия. Но это в рамках данной темы не столь важно. А важен следующий вопрос: что нужно в первую очередь, чтобы изменить мир к лучшему? Хотя будет гораздо проще ответить, если перефразировать вопрос так: что нужно в первую очередь, чтобы вылечить болезнь? Ответ очевиден: диагностика. Врачу прежде всего необходимо распознать болезнь, чтобы понять, от чего он будет лечить пациента, и определить, как он будет это делать. Что делает врач, когда он обследует пациента? Он ищет патологии, сиречь болезни, выявляет их, указывает на них пациенту, назначает лечение и даёт рекомендации. Если он не увидит болезнь и не сообщит о ней больному, то не сможет исполнить свой врачебный долг, не сможет помочь.

Учение по отношению к миру — тот же врач. Первое, что от него требуется, это определить патологические процессы в современном обществе, выявить недуги человечества. Они есть, и их очень много. Настолько много, что если уподобить общество организму, то можно сказать, что этот больной уже одной ногой в реанимации. Будь это не так, Учения сейчас не было бы, — ведь здоровому врач не нужен. Как же этот врач вообще появился? В Природе сработали процессы, которые можно сравнить с иммунитетом: человечество в опасности (оно часть Природы, и она чувствует, что с ним происходит, знает, что часть её собственного организма поражена болезнью), и как ответ на эту опасность появляется то, что может ему помочь. Можно сказать, что на дом к больному отправили врача.

Выше я говорил о том, что причины критического настроя Учения вытекают из самой его сущности. То есть оно должно, обязано видеть то плохое, что есть в мире, в обществе, в людях, в каждом конкретном человеке. Оно должно видеть пороки, определять заблуждения, подмечать ошибки. И должно указывать на них, должно говорить обо всём этом. Не для того, чтобы просто поворчать, и уж конечно не для того, чтобы кого-то обидеть. Но, к сожалению, это нередко воспринимается именно так. Потому что бывают больные, которые не хотят признавать себя таковыми. Их болезнь вовсе не кажется им болезнью. Наоборот: она доставляет им удовольствие. Поэтому попытки объяснить им, что это болезнь, и болезнь опасная, воспринимаются как враждебные действия, как попытки отнять у них нечто ценное. Отсюда упрёки и даже неприязнь.

Это действительно очень трудно — что-то объяснить тому, кто не желает слушать, помочь тому, кто не понимает, что нуждается в помощи, не хочет и даже боится понять это. Тут нужно отметить, что Учение — не такой врач, который будет ломиться в дом к больному или силой тащить его на осмотр и процедуры. Оно никому ничего не навязывает. Это принципиальный момент. Оно говорит о пороках людей и болезнях общества, но никого не заставляет слушать. В качестве конкретных примеров можно привести наш сайт, YouTube-канал и этот электронный журнал. На перечисленных ресурсах, среди прочего контента, можно найти также и немало критических материалов. Они находятся в свободном доступе, о выходе новинок сообщается в социальных сетях, — однако никто не навязывает их читателю или зрителю. Мы не используем методов, которые можно было бы назвать назойливой рекламой, никого не уговариваем обязательно ознакомиться с нашими материалами, не заманиваем людей к себе посулами различных благ при жизни или после смерти и т.д. Наше правило — говорить об Учении только с теми, кто сам этого хочет. Мы сообщаем, что есть ресурсы, на которых можно ознакомиться с Учением, — а там уже кто заинтересуется, тот заинтересуется. Продолжая аналогию с врачом можно сказать так: больных ставят в известность о том, что есть клиника, где им могут помочь, и они уже сами решают, обращаться им туда или нет.

Те, кто приходит в Учение, помимо изложения самого Учения, разъяснений, наставлений и т.д. слышат также и критику в свой адрес. Это входит в обязанности духовного Учителя. Иначе нельзя: ведь цель Учения также и в том, чтобы помочь каждому отдельному человеку стать лучше. А как помочь ему в этом, если закрывать глаза на его пороки и недостатки, которые являются его проблемами? Более того: если он сам хочет справиться с ними, он будет заинтересован в том, чтобы увидеть их и преодолеть. Учение помогает в этом, — но лишь тому, кто сам просит о помощи. Критика, указывающая на недостатки, — горькое лекарство. Врачам приходится использовать такие лекарства, если они хотят помочь своим пациентам. А те соглашаются на горечь во имя здоровья.

Сейчас в моде так называемый «позитивный взгляд на жизнь». Это концепция, гласящая, что надо стараться видеть везде и во всём только хорошее. Дескать, это не только сохранит вам нервы, но и облегчит жизнь в целом. Звучит очень привлекательно. Но проблемы не исчезнут только лишь от того, что ты будешь стараться их не замечать. Так болезнь не пройдёт от того, что ты будешь запрещать себе видеть её симптомы, а потом будешь стараться не замечать болей, а потом… А потом она всё равно скрутит тебя в бараний рог, но лечиться будет уже поздно. Это справедливо и по отношению к больному человеку, и по отношению к больному человечеству. Розовые очки — весьма сомнительное средство борьбы с отрицательными явлениями жизни.

Вот потому-то Учение так внимательно к недостаткам как отдельных людей, так и общества в целом. Потому оно замечает плохое везде, где то имеет место. Плохое нужно видеть, чтобы иметь возможность исправить его, изменить к хорошему. Учение пришло в мир именно для того, чтобы сделать это.

Видеть неправильное и плохое, видеть болезнь и грязь тяжело. Тот, кто подумает, что моё постоянное критиканство доставляет мне удовольствие, ошибётся. Такого «удовольствия» я не пожелаю никому. Просто это моя работа. Работа тяжёлая и болезненная, такая, от которой временами хочется плакать, — но необходимая. Поэтому страницы этого журнала увидят ещё немало полемических и критических статей за подписью Атархата.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *