Великий дар дуальности

Люди очень ценят свою индивидуальность. Причём не только и не столько какие-то конкретные качества, сколько сам тот факт, что человеческая личность самостоятельна, уникальна и неповторима. Конечно, в этом они правы. Человек появляется на свет как индивидуальность, это предусмотрено эволюцией. И если он не будет индивидуальностью, он не сможет развиваться. Однако это — только часть его сущности.

Вторая её часть — единство с окружающим миром. Ведь как бы ты ни был индивидуален, на самом деле это очень относительно. В действительности ты не можешь быть отделён от среды, в которой обитаешь. Ты интегрирован в неё, ты являешься её частью. Ты не сам по себе, ты зависим от того, что тебя окружает, зависим от мира и людей. Ты в одно и то же время и индивидуален, уникален, и един с миром, со Вселенной. Кому-то может показаться, что это не очень радостно — быть зависимым от системы, с которой ты един. Ну а если подумать? В человеческом организме есть уникальные и важные органы, — например, сердце, мозг, печень. Но они нужны и важны только как часть организма. Вне его их уникальность ничего не значит, и они не возникают вне его. То есть они, такие уникальные и замечательные, существуют только потому, что нужны организму и являются единым целым с ним. То же самое относится и к человеку. Человеческая личность уникальна, но не самодостаточна. Она часть единого целого, — общества, биосферы нашей планеты, Вселенной, — и имеет значение именно как часть единства.

Единство как всеобщий принцип означает не только взаимосвязь, но и тождество. Сформулировать это можно примерно так: «Я — часть Вселенной, поэтому я един с ней, мы — одно, и, значит, я — Вселенная». Возможно, звучит несколько странно. Но не для Учения. Мы знаем, что всё пронизано Духом, который остаётся единым даже тогда, когда рассеян по частицам энергии и материи. Каждая частица Духа не просто связана с другими частицами, но является ими. Его разделение условно. Это единая личность, единый организм, каждая клетка которого воспринимает себя как весь организм в целом. Каждая его частица является каждой другой частицей, и всеми ими одновременно. Так происходит на уровне Духа. На уровне же физическом такое восприятие заглушается, блокируется. Человек привыкает воспринимать самого себя как материю, а окружающий мир он воспринимает с точки зрения этой материи. Он ценит не то внутреннее, что объединяет его с людьми и миром, а то внешнее, что разделяет его с ними. Как я и сказал, индивидуальность — это хорошо. Но вот когда есть только индивидуальность (упор на слово «только»), это уже не очень хорошо. Потому что когда мы воспринимаем себя только так, мы теряем нечто очень важное. Мы теряем уровень восприятия, который необходим для правильного развития человеческой личности.

Дух, составляющий основу личности любого человека, един с Духом всех остальных людей, всех остальных существ, вообще всего, что существует во Вселенной. То есть он един с Духом всей Вселенной. Поэтому у человека кроме уровня восприятия «Я — человек» имеется ещё и уровень восприятия «Я — Вселенная». То есть он может расширить свою личность до масштабов Вселенной и воспринимать всё, что в ней есть, как себя. Это иной угол зрения, позволяющий узнать гораздо больше, понять и прочувствовать гораздо больше, и гораздо больше смочь. Но, как уже было сказано, такое восприятие блокируется, — как привычкой воспринимать мир только через тело, так и привычкой психологически отделять себя от мира, из страха утратить свою индивидуальность.

В действительности человек способен воспринимать себя и так, и так, — и как частицу, и как целое. И как конкретного человека, и как всю Вселенную. Он имеет доступ к такому восприятию через свой Дух. Конечно, это не означает, что он сможет «считать» всю информацию обо всём, что происходит на просторах Вселенной. Почему? По очень банальной причине: человеческий мозг не обладает мощностями, позволяющими перерабатывать такие массивы данных. Впрочем, считывать ничего и не надо: всё это уже содержится в Духе, как в единой вселенской базе данных. Но вот именно осознать всю эту информацию, пропустить её через мыслительно-аналитический аппарат человека не представляется возможным. В чём же тогда заключается восприятие себя как Вселенной? Оно заключается в чём-то более глубоком, чем обработка поступающей информации. В ощущении.

Кто-то скажет «Что, всего лишь в ощущении? Как-то маловато!». Однако я не соглашусь. Что происходит с человеком, когда он любит? Любит другого человека, своих детей, родные края, природу. Неужели он полностью анализирует свои чувства, оценивает какие-то данные и принимает решение, что любить, а что не любить? Нет: он любит тех, кто ему близок, и то, что близко. И эта любовь — ярчайшее переживание и огромная сила. Она способна полностью захватить человека, наполнить его и стать для него смыслом жизни. А творческое вдохновение, которое подхватывает и уносит тебя, как ураган? А возмущение несправедливостью, когда ты готов жизнь положить на борьбу с ней? Примеры можно продолжать и продолжать. Всё это — сильнейшие ощущения, чувства, эмоции, назовите как угодно. Люди живут ими. Конечно, для информации, для тех или иных знаний здесь тоже находится место: знания порой помогают появиться этим ощущениям, порой поддерживают их. Но в случае с единством всё происходит так же. Путь к ощущению единства тоже пролегает через знания. Только не через знания о том, что происходит с другим существом на другом краю Вселенной, — это могло бы иметь место уже потом, после раскрытия ощущения единства, — а через знание о самом единстве.

О том, как получить такое знание, усвоить его и сжиться с ним, как придти через него к ощущению единства, я здесь говорить не буду. Этому посвящено всё Учение. Хочу лишь сказать несколько слов о том, что может дать это ощущение.

Прежде всего, оно может дать более глубокое понимание самого себя. На самом деле человек дуален: он и частица, и целое. Первым, на кого ты посмотришь сразу с двух ракурсов, будешь ты сам. Ты увидишь, откуда в тебе то многое, глубинное и загадочное, чего ты раньше не понимал. Увидишь свой предназначение, которое заключается в том, что частица существует ради целого, и поймёшь, что счастье и благополучие маленького «я» заключаются в том, чтобы с большим «я» всё было хорошо. То есть научишься воспринимать и ощущать общее благо как своё собственное. Это поможет тебе избавиться от эгоизма, зависти, алчности, жестокости. Ты поймёшь, что твои проблемы, отравляющие тебе жизнь и целиком забирающие твои силы, не так уж велики и страшны. Что такое проблемы тебя как человека в масштабе тебя как Вселенной? Это помогает научиться относиться к проблемам и бедам спокойнее, помогает меньше страдать от них и даёт силы на их преодоление.

Когда ты ощущаешь своё единство со Вселенной, с Природой, ты получаешь огромный приток сил. Они и так есть в человеке, — но отделение себя от Природы отнимает возможность воспользоваться этими силами. Потому что когда ты — пылинка, то и сил у тебя как у пылинки. Когда же ты — Вселенная, то в бывшей пылинке открываются такие источники силы и ей становится по плечу столь многое, что пылинкой её больше не назовёшь. Человека, пьющего из вселенских источников силы, ничем не сломаешь и не победишь. А свершения, на которые он становится способен, могут поразить его самого.

Когда ты ощущаешь своё единство со всем существующим, когда видишь во всём не нечто отдельное, постороннее, а частицы своего вселенского «я», тогда ты понимаешь, что можно любить всё и всех, и научаешься любить. Ты сострадаешь уже не на словах и не на основании своего опыта, который более или менее похож, а по-настоящему. Ощущаешь чужие горе и боль как свои, — потому что это и есть ты. И радуешься за других ты тоже по-настоящему, — потому что чужая радость становится твоей. И лучше понимаешь других людей. И желаешь им блага, и стремишься сделать так, чтобы им было лучше. Им и всему миру. Природе. Вселенной. Потому что теперь нет никого и ничего, чему ты мог бы желать зла. И самих причин, чтобы желать зла, у тебя не остаётся.

Ты становишься другим человеком. Не в старом, избитом смысле этого выражения, а в смысле самом прямом. Ты становишься человеком-Вселенной.

О том, что даёт ощущение себя как Вселенной, можно было бы говорить долго. Однако речь сейчас, по большому счёту, не об этом. Она о том, что дуальность свойственна человеку изначально. Это норма для него. Норма, от которой мы отгородились, уйдя в мелочность самовосприятия и в противоестественный для человека эгоизм. Дуальность — это норма и великий дар. Дар, который, если суметь им воспользоваться, не просто меняет человека в лучшую сторону, но помогает ему стать тем, кем он должен быть. Помогает найти самого себя.

А ведь это именно то, что люди искали во все времена. Они искали Истину, чтобы увидеть смысл жизни и найти самих себя. Найти своё место в мире. И то, о чём я здесь говорю, это ключ к поискам. Искать место для себя маленького и отдельного — бесполезно. Его не существует, — потому что не существует такого человека, маленького и отдельного. Своё место нужно искать в великом единстве. Искать место человека, который Вселенная.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *