В трёх словах

Однажды к еврейскому мудрецу Гилелю, жившему на рубеже нашей эры, пришёл человек, желавший принять иудаизм, и попросил как можно короче изложить законы Торы. Гилель ответил: «Не делай другому того, что не хотел бы, чтобы делали тебе. Это самая суть Торы, а всё остальное — лишь комментарии». Гилель был одним из величайших знатоков Торы за всю историю, и он видел, что её учение содержит в себе некий основополагающий принцип, вокруг которого, как вокруг ядра, вокруг основы, формируется всё остальное.

Если смотреть в суть Учения, то увидишь, что в его основе тоже лежит свой принцип, вокруг которого формируется и к которому в итоге сходится всё остальное. Этот принцип можно сформулировать ещё короче, чем это сделал Гилель. Его можно выразить всего в трёх словах, и звучит он так: «Не будь эгоистом».

Казалось бы, что здесь нового? Эти слова люди часто говорят друг другу, и они уже давно превратились в банальность. Однако дело не в том, что это обязательно должно быть нечто новое, оригинальное, а в том, что это должно быть правильным. Скажем, человек ест. Ели все и всегда, во все времена. Ничего нового в том, чтобы поесть, когда ты голоден, нет. Но это правильно, полезно и необходимо, — и потому всегда актуально. Нет смысла в поисках новизны ради самой новизны, когда нечто неправильное, уродливое, глупое или вредоносное приветствуется и ценится лишь потому, что оно ново и оригинально. Самое лучшее — то, что правильно. И оно же — самое красивое; только нужно уметь разглядеть красоту. Так что дело не в новизне. Это во-первых. Во-вторых, говоря друг другу «Не будь эгоистом!», люди зачастую не могут обосновать этого. И впрямь — почему я не должен быть эгоистом, если мне выгодно им быть? Бывает, в качестве довода приводят соображение, что если ты не будешь эгоистичен по отношению к другим, то они ответят тебе тем же, и в итоге ты только выиграешь. Но ведь это те же яйца, только в профиль, разве нет? Тот же эгоизм: я буду что-то делать для других, чтобы они ещё больше делали для меня. А ещё бывает так, что призывая другого не быть эгоистом ты имеешь в виду собственную выгоду. То есть хочешь, чтобы он пожертвовал своим эгоистическими стремлениями в пользу твоих. Некоторые делают это обдуманно и цинично, а другие даже сами не замечают такой подоплёки собственных слов.

Что до Учения, то важнейшее понятие в нём — единство. Мы едины со всем, что есть во Вселенной, а она едина с тем миром, в котором живёт Творец. Ну а всё вместе едино в Бытии. То есть человек един с Бытием, — вне зависимости от того, подразумеваются ли какие-то промежуточные инстанции (например, Вселенная), или рассматриваются только человек и Бытие. Но хотя это и так, для нас более понятно и ощутимо единство на уровне Вселенной. Она — живой организм, и мы, как его частицы, едины с ним и с другими его частицами.

Любой организм — это система, которая здорова и долговечна тогда, когда её элементы функционируют правильно. Если с ними в этом смысле всё в порядке, то и она в порядке. То же самое можно сказать и о человеческом организме. А теперь представим, что его клетки перестали принимать во внимание благополучие организма, начали эмансипироваться, действовать в ущерб ему и конфликтовать между собой. Что произойдёт с организмом? Он погибнет, без вариантов. А вместе с ним погибнут и его глупые, эгоистичные клетки. В соответствии с тем же принципом мы, клетки Вселенной, должны заботиться, прежде всего, о её пользе, — тем более, что это и наша польза. Тоже эгоизм? Нет. Потому что на таком уровне стирается граница между альтруизмом и эгоизмом, их становится невозможно разделить. Всеобщее благо тут автоматически, независимо от твоего желания, является твоим личным благом, и наоборот.

Похожая картина вырисовывается, когда мы рассматриваем тот же принцип, но уже на уровне человечества, человеческого общества. Оно тоже живой организм, и люди — его клетки. Только здесь картина более очевидна и понятна, так как мы можем более явственно ощутить всё на собственной шкуре. Эгоизм — это гордыня, зависть, алчность, жестокость, насилие, обман, властолюбие, войны, обиды, боль. Всё, от чего люди страдают с незапамятных времён. Самое обидное здесь то, что никто не стремится вершить зло как таковое, все и каждый стремятся к благу, — но порождается в итоге всё то же: насилие, коррупция, разруха, страдания. Почему так? Потому что такое стремление к благу эгоистично. Это стремление к своему личному благополучию и благополучию тех, кто по тем или иным причинам дорог лично тебе. То есть эгоизм. Такое благополучие обычно достигается за счёт других людей, социальных групп или общества в целом. То есть за счёт разрушения того, что окружает эгоиста. За счёт разрушения общества. Поэтому мы все, в каком бы месте земного шара ни обитали, живём в больном обществе. А если оно больное, то всем плохо. Даже тем, кто его разрушает в погоне за личным эгоистичным процветанием.

Учение пришло в мир для того, чтобы помочь людям исправить ситуацию. Для этого им нужно измениться самим и научиться жить правильно. Учение рассказывает о реальности, о подлинном устройстве мира и месте в нём человека. И самый важный элемент в картине мира — единство. Вселенная — это Творец, который познаёт себя и совершенствуется через нас. Этот процесс не просто касается всех нас: мы появились специально для того, чтобы в нём участвовать. Его успех зависит от нас — людей и других разумных. Быть эгоистом — значит выпасть из общего процесса, противопоставить себя ему, брать от него и ничего не давать ему. То есть тормозить его, разрушать то, что должно создаваться. Иными словами, действовать вопреки своему предназначению, из вершителя блага переквалифицироваться в вершителя зла. Именно это и доносит до людей Учение. То же самое в отношении общества. Оно должно быть таким, чтобы соответствовать предназначению человека и стоящим перед ним задачам (совершенствование Творца). В этом его благополучие и благополучие составляющих его людей. Если радеть не об этом, а лишь о своих эгоистичных интересах, если отвергнуть факт всеобщего единства и вынести самого себя в отдельную строку, то созидание своего маленького довольства превратится в разрушение общего блага.

Понимание и осознание единства — ключ к тому, чтобы научиться быть тем, кем должен быть человек для Вселенной, общества и самого себя. К тому, чтобы стать вершителем блага, а не зла. К тому, чтобы выполнить своё предназначение. Потому-то Учение, содержащее обширную картину мира и глубокую философию, может быть уложено в три кратких слова: не будь эгоистом. Всё остальное, как и в случае Гилеля, по большому счёту можно назвать комментариями к озвученному принципу, — то есть разъяснениями, почему нельзя быть эгоистом и что значит не быть эгоистом.

Всё великое просто. Вот так же суть предназначения человека и его отношений с самим собой, обществом, Вселенной и Бытием может быть выражена в трёх словах. Но на то, чтобы понять это, даже с помощью Учения, могут уйти долгие годы.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *