Ученичество по Учению

Что такое ученик, в духовном плане? Кого можно считать учеником? Это ведь не просто тот, кто общается с Учителем. То есть для начала нужно разобраться, что делает человека учеником. Будущий ученик имеет предпосылки для того, чтобы стать им, ещё до начала своего общения с Учителем.

Какие именно предпосылки?

Прежде всего, стремление познавать. Кто не хочет знать, тот не идёт учиться. Многие ищут духовных Учителей, — но ведь, по сути, они ищут не Учителей, а знаний. И даже те, кто ориентируется в первую очередь на самого Учителя, на его личные качества, они всё же понимают, что Учителя сделали таким его знания и опыт применения этих знаний к жизни. Таким образом, всё неизбежно сводится к получению знаний. Даже если кто-то воспринимает это в первую очередь как стремление к самосовершенствованию, то всё равно без знаний не обойтись. Поэтому стремление к ним — первая предпосылка для того, чтобы быть учеником.

Вторая — готовность доверять. Ведь учатся тому, чего не знают. Это как спрашивать у кого-то дорогу. Ты спрашиваешь, потому что не знаешь, как тебе попасть туда, куда ты хочешь попасть. Если тебе ответили, а ты начинаешь оспаривать указание, то это, по меньшей мере, странно. Потому что если ты знаешь лучше, зачем тогда спрашиваешь? Учитель указывает путь, — путь к Истине, к правильной жизни, к выполнению предназначения человека. Для того к нему и приходят, чтобы обрести путь. Отсюда вытекает необходимость доверия Учителю. Ученик должен принимать, впитывать то, что даёт Учитель. Если же он возражает и спорит, то это означает, что он считает себя более сведущим. А более сведущие не идут в ученики к менее сведущим. Это не ученичество.

Отвергать то, с чем он не согласен, — величайшая ошибка ученика. Тут следует задаться вопросом: а почему он может быть не согласен? Часто это бывает потому, что ему предлагается нечто новое, непривычное. Непривычное создаёт дискомфорт, и это вызывает внутренний протест. Но ведь для того и идут учиться, чтобы узнать нечто новое или увидеть нечто уже известное в новом свете, под новым углом. Если ты не готов принять новое и не готов ради этого потерпеть дискомфорт, значит, ты не хочешь учиться. Хотеть знаний — значит хотеть изменений. Это нужно сознавать, и нужно быть готовым к переменам. Ещё одна причина несогласия — противоречие тому, что ты узнал раньше, откуда-то ещё. Иначе говоря, противоречие твоим прежним взглядам. Но, опять же, для того и идут учиться, узнавать новое, чтобы изменить взгляды. А если тебя всё устраивает и ничего менять не хочется, то и учиться незачем. Новые взгляды будут просто бесполезны. Помимо того, нужно понимать, что Учитель знает, как то, о чём он говорит, вписывается в преподаваемую им картину мира, — тогда как ученик не знает. Для него многие представления проистекают из прежних взглядов, которые теперь должны быть неактуальны. Поэтому он должен не спорить, а стараться понять то, о чём говорит Учитель, стараться уяснить себе, как всё выглядит на том духовном пути, который ему преподают. И ещё одна часто встречающаяся причина несогласия — гордыня, когда ученик считает ниже своего достоинства признавать авторитет Учителя и следовать тому, что он говорит. Но если потенциальный ученик ставит себя по отношению к Учителю так, тогда он не просто будет плохим учеником, а вообще не сможет им быть. Это исключает саму возможность ученичества, — ведь суть его в том и заключается, чтобы принимать то, что даёт Учитель, чтобы следовать его наставлениям и его примеру.

Третья важная предпосылка ученичества — намерение осуществить узнанное на практике. То есть не просто узнать, из поверхностного любопытства, но и применить. Например, если Учитель говорит, что так-то и так-то нельзя поступать, или наоборот, что так-то и так-то нужно поступать, и объясняет, почему, то надо стараться действовать в соответствии с этим. Потому что знание ведёт к действию. Что означает «хотеть познать Истину»? Это то же самое, что «хотеть научиться поступать правильно». Если ты не собираешься учиться поступать правильно, тогда зачем тебе познавать Истину? Такое познание не имеет смысла. Истина практична. В ней за знанием следует действие. Может быть, не сразу, — ведь может понадобиться время на то, чтобы понять и научиться. Но намерение превратить знание в действие быть должно.

Итак, можно отметить следующие важнейшие предпосылки ученичества: желание познавать, доверие Учителю, намерение воплощать полученные знания в жизнь. Без первого не будет мотивации учиться, без второго процесс ученичества не будет идти, без третьего он будет бесполезен. Когда наличествуют все три момента, тогда человек готов стать учеником. Ему остаётся найти Учителя. Так мало — и так много.

Мы не будем здесь останавливаться на том, как найти Учителя. Это отдельная тема, и к данной проблеме существуют различные подходы. Не будем также подробно рассматривать тот случай, когда ищущий готов учиться сразу у всех Учителей без разбору. По принципу «Что ни поп, то батька» едва ли можно по-настоящему чему-то научиться. Скорее уж образуется хаос, — как в голове, так и в душе. Мы будем говорить о случае, когда человек избирает себе конкретный духовный путь и Учителя, ведущего по этому пути.

Дело жизни Учителя — содействовать духовному продвижению учеников, заботиться о них и помогать им, насколько это возможно. Поэтому ученик должен стараться, чтобы то, что делает Учитель, не пропадало зря. Собственно, это и обеспечивается теми предпосылками ученичества, о которых шла речь выше. Важен практический результат. Только если ученик действительно старается применять полученные знания на практике, тогда труды Учителя не пропадают зря.

Из этого вытекает один очень важный момент, касающийся отношения к Учителю и благодарности ему. Что Учитель делает для ученика? Он не просто делится с ним какой-то интересной и полезной информацией. Он передаёт ему Истину, — то есть открывает подлинную картину мира и подлинную сущность человека. Он помогает ученику найти самого себя, отыскать своё место в подлинной реальности. Это сравнимо с рождением. Ученик рождается заново, он обретает новый мир и нового себя в нём. Таков дар ученику от Учителя. Трудно вообразить более ценный дар. Ученик должен понимать, что он получает от Учителя. Он получает то, без чего не может жить. Потому что если бы мог, то не жаждал бы новых знаний, не искал бы духовного пути и Учителя. Учитель помогает ему родиться в новую жизнь. Поэтому ученик должен быть благодарен, — так, как можно быть благодарным за самый ценный из даров. И он должен понимать, что ему нечем воздать Учителю за этот дар, — потому что такой дар не имеет цены. Пытаться заплатить деньгами — просто смешно. За какую сумму можно купить Вселенную и самого себя в ней? Можно пытаться что-то сделать для Учителя; но ученик всё равно никогда не сможет сделать для Учителя столько, сколько Учитель делает для него. Ученик поистине в неоплатном долгу перед ним. И лучшее, что он может сделать для Учителя, — это постараться, чтобы его труды, его время, силы и нервы не пропали зря. То есть он должен учиться по-настоящему, должен работать на результат. Тем самым он даст Учителю возможность исполнить долг, реализовать предназначение. Большего выражения благодарности по отношению к Учителю быть не может. Кроме того, можно оказывать Учителю посильную помощь в его деле, — то есть в работе по распространению его учения и т.п. Это тоже хорошая возможность выразить свою благодарность, — и вместе с тем помочь другим людям, не только Учителю. Кроме того, для ученика естественно и нормально любить Учителя, хотеть позаботиться о нём, хотеть помочь ему не только в его деле, но и вообще во всём, в чём только можно. Однако это вряд ли это является чем-то особенным, — ведь нормальный человек всегда стремится позаботиться о том, кто ему дорог, старается что-то сделать для него, чем-то одарить, защитить. В отношении Учителя это тоже естественно, ведь он для ученика — один из важнейших и чтимых людей. Другое дело, что в случае ученика и Учителя с этим всё обстоит сложнее. Если Учитель будет принимать заботу и помощь, это может быть превратно истолковано, — так, словно он эксплуатирует учеников и берёт с них плату в виде подарков. Поэтому лучше, чтобы ничего такого не было. Принимать от учеников помощь или что-либо ещё Учителю следует только в случае крайней необходимости. Ученик же должен быть готов к тому, что Учитель ничего от него не примет, и не должен воспринимать это как нечто обидное.

Учителя следует глубоко почитать за то, что он делает. Соответственно, при общении с ним нужно быть почтительным. Это не должно доходить до аффектированного преклонения и самоунижения, — потому что в подобном нет пользы ни для самого ученика, ни для Учителя. Учителю нужно вовсе не это, а то, о чём было сказано выше: чтобы его труд не пропадал напрасно. Он хочет добра для ученика, хочет видеть, как их с учеником совместные усилия приносят плоды, — и для него нет большей радости. Он не требует преклонения перед собой и нарочитых изъявлений преданности; однако определённый пиетет со стороны ученика быть должен. Это нормально вообще по отношению ко всем, кто заслуживает благодарности и уважения, — от родителей до руководителя в каком-либо деле. Умение быть почтительным — ценное качество. И оно ценно не столько для того, по отношению к кому выражают почтительность, сколько для того, кто её выражает. Для него это означает, как минимум, сохранение объективности и борьбу с гордыней.

Гордыня сама по себе — отвратительное явление; в отношении же Учителя она должна быть совершенно исключена. Ученик должен быть почтительным и терпеливым. Он не должен раздражаться на Учителя, не должен обижаться на него. Следует понимать, что твой Учитель — это последний человек, который захотел бы тебя обидеть. Даже если он будет, например, резок, если скажет или сделает что-то, за что можно было бы обидеться на другого человека, на него обижаться нельзя. Потому что он делает это не из желания оскорбить, а для того, чтобы чему-то научить. Для ясности приведу в пример обучение искусству боя. Если кто-то на тебя нападает, бьёт либо заставляет выполнять что-то трудное и даже мучительное, то в этом можно усмотреть агрессию, желание причинить вред или поглумиться, — и твоя реакция будет соответствующей. Но если то же самое делает наставник в искусстве боя, то ты понимаешь, что это элементы обучения, и делается это для твоей же пользы, — и ты принимаешь всё это с благодарностью. Так и с духовным Учителем. Всё, что он делает, он делает для того, чтобы чему-то тебя научить. При этом он не станет подвергать тебя настоящим унижениям, действительно оскорбляющим человеческое достоинство.

Не станет он и использовать в корыстных целях то, что ученик рассказывает о себе, и секретов ученика не выдаст. Поэтому с Учителем можно быть совершенно открытым и откровенным. Не только можно, но и необходимо. Ведь Учитель не просто сообщает какую-то информацию, но и учит применять её на практике, в повседневной жизни, — то есть в отношениях с окружающими людьми и миром. Он даёт ученику советы относительно этого, помогает разобраться в сложных ситуациях и поступить правильно. Он помогает ученику разобраться в самом себе и стать лучше. Это очень непростое и ответственное дело, — и для того, чтобы это получалось хорошо и правильно, Учитель должен очень хорошо знать ученика. Чем лучше он его знает, тем лучше сможет научить. Например, он должен помогать ученику бороться с его пороками и недостатками, помогать избавляться от них. Но как он это сделает, если тот будет скрытничать? Это же как лечиться у врача. Чтобы победить болезнь, нужно выявить её, понять её причины и лечить, учитывая особенности организма пациента. Для этого пациент должен быть обследован; он должен быть понятен врачу. Духовный Учитель — это ещё и духовный врач. Чтобы помочь ученику, он должен видеть его душу, должен глубоко понимать его. Поэтому откровенность для ученика очень важна. Ему не следует бояться быть открытым перед Учителем. Если он не хочет раскрыться, опасаясь подвоха, удара, бесчестного поступка, то как он может учиться? Учиться без доверия нельзя; а можно ли доверять тому, о ком думаешь плохо и от кого ждёшь подлости?

Учитель — олицетворение духовного пути, преподаваемого им своим ученикам. Поэтому слова Учителя для ученика есть часть пути. Он должен принимать наставления с полным доверием, осмысливать, стараться понять, разобраться и обратить их в практику. И он должен принимать всё, что приносит ему путь, — любые трудности. Трудности — это нормально. Можно ли представить нечто по-настоящему ценное, что давалось бы легко, и чтобы при этом всё проходило бы гладко? Становясь на духовный путь, ученик должен быть заранее готов преодолевать трудности. Учитель укажет путь и поможет пройти по нему, — но это вовсе не означает, что будет легко. Всё ценное достигается через труд, упорство и целеустремлённость. И они будут, если человек по-настоящему хочет учиться. Если же не хочет, то он не будет стараться, будет невнимателен, небрежен и безответствен. Такого не научит и самый лучший Учитель; такому никакой путь не пойдёт в прок. Потому что человеку можно помочь в духовном развитии, но нельзя осуществить это развитие за него.

Таковы главные принципы ученичества. Как и на любую другую важную тему, здесь можно сказать значительно больше, — но мы ограничимся основами.

Бегло перечислим основные моменты. Если человек хочет познавать, то это должно быть не пустое, поверхностное любопытство, а стремление с далеко идущими намерениями, — с намерениями измениться самому и изменить свою жизнь в соответствии с тем, что он узнает. Чтобы иметь возможность учиться, он должен полностью доверять Учителю. Доверять даже тогда, когда речь идёт о чём-то непонятном или странном, — ведь новое часто кажется таковым. Но это должна быть не слепая вера, а пытливое доверие; нужно стараться разобраться, понять, вникнуть в суть. На доверии основано также и то, что ученику следует быть полностью раскрытым перед Учителем, не опасаясь какого-либо подвоха с его стороны. Критику от Учителя нужно принимать без обиды, а наоборот, с благодарностью. Более того: её нужно хотеть. Это необходимо для того, чтобы яснее увидеть свои недостатки, лучше понять их и иметь возможность исправить. Учителя следует почитать, никогда на него не обижаться и не иметь против него гонора и гордыни. В нём нужно признавать знающего, и в вопросах, имеющих непосредственное отношение к духовному пути, его авторитет не должен ставиться под сомнение. Во всём остальном к его советам следует прислушиваться, его мнение должно иметь значение. Следует быть благодарным ему за то, что он делает, — ведь дары, которые получает от него ученик, бесценны. Лучший способ отблагодарить Учителя, хотя бы в некоторой степени, — это стараться жить в соответствии с его учением, чтобы его труды не пропали зря. Это нужно и самому ученику: ведь для того он и пришёл, для того и учится.

Все эти принципы касаются, в основном, отношений с Учителем. Ведь именно в контексте этих отношений ученик является учеником. Если не будет всего того, что перечислено выше, не будет и правильного следования самому духовному пути. Правильное отношение к Учителю и правильное поведение в общении с ним — это первый шаг по пути, первые знания и первая практика. Это несущие опоры: не будет их — не будет и всего строения, оно развалится. Из отношений с Учителем вытекает всё дальнейшее, все остальные шаги по пути. Потому что учения нет без Учителя. Не став хорошим учеником не станешь хорошим последователем.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *