Тяжёлое наследие

Ай-я-ай, убили негра,
Убили негра, убили.
Ай-я-ай, убили негра,
Ни за что, ни про что.

Песня группы «Запрещённые барабанщики»

В последние дни США сотрясают волнения, вызванные тем, что полицейские при задержании убили чернокожего гражданина. Опять. Ведь подобное уже бывало, и не раз. Причём это не просто протесты, а самые настоящие волнения, со стихийными митингами, швырянием камней в полицию, пожарами, погромами и мародёрством. На сей раз центром волнений стал Миннеаполис. В город то ли собираются ввести, то ли уже ввели Национальную гвардию, потому что полиция не справляется. А события уже перекинулись на Вашингтон, где манифестации происходят перед Белым домом и Капитолием.

Всё началось из-за того, что полицейские — белые, разумеется — задержали чернокожего мужчину по подозрению в том, что он пытался расплатиться в магазине фальшивой купюрой. Он не оказал сопротивления, но задержание было произведено нарочито жестоко, — настолько жестоко, что это привело к смерти задержанного. Дело происходило на глазах прохожих, которые протестовали против действий офицеров полиции и снимали всё на видео, но больше ничего поделать не могли. После инцидента эти полицейские были оперативно уволены, и речь зашла о суде. Однако буря уже началась.

Как и было сказано, это не первый такой случай. В США они происходят не то чтобы часто и регулярно, но… Происходят. Что важно в принципе. Складывается впечатление, что американская полиция — структура, призванная стоять на страже законности — настроена расистски. Это в государстве, делающем акцент на равенстве, гражданских свободах и политкорректности. С другой стороны, а сколько белых погибает при аресте? Нет таких? Сложно поверить. Скорее всего, их существенно больше, — просто это не раздувается. Оно не несёт в себе потенциала такого скандала. А гибель негра несёт. И именно потому, что государство делает акцент на равенстве, гражданских свободах и политкорректности. В итоге возникает вопрос: с чьей стороны, на самом деле, тут виден расизм? Ведь давно сложилась такая ситуация, что бывшие угнетённые меньшинства пользуются особым положением, — и это снова ведёт к неравенству, только теперь уже в обратную сторону. В тех же США можно спокойно отказать в работе десяти белым, но отказать чёрному опасно: могут засудить за дискриминацию. Все это знают и понимают, это сатирически высмеивается, — но всё равно имеет место. Вот и в данном случае ещё неизвестно, с чьей стороны расизм.

Протестующие особо упирают на то, что убит чернокожий. А надо бы возмущаться тем, что убит гражданин, вина которого не была подтверждена и с которым при аресте обошлись чрезмерно жестоко. Да, именно так, и не иначе. Но нет…

Если смотреть на сегодняшнюю американскую реальность непредвзято, то станет очевидно, что расизм имеет место. Он проявляется с обеих сторон. Почему так происходит? Откуда это берётся? Да всё оттуда же. Из прошлого. Из истории государства, которое, объявив себя страной свободы и равенства, оставило рабство узаконенным. Государства, где гражданская война началась вовсе не из стремления освободить рабов, как думают те, кто слабо знаком с американской историей. Решение о полной ликвидации рабовладения было принято уже в ходе войны, в тяжёлый для Севера момент. Но и после этого в стране ещё долго проводилась политика расовой сегрегации. Всё это въелось в подсознание американцев, — как белых, так и чёрных. И теперь, в XXI веке, даже после того, как темнокожий побывал в президентском кресле, расизм продолжает оставаться проблемой. Он как огонь, который подспудно тлеет и время от времени прорывается наружу, порождая пожары. Что это? Это тяжёлое наследие прошлого. Вот именно так оно и выглядит. Потому что такой исторический позор, как рабовладение в демократическом государстве, ломает психику нации. И указами сверху, законодательным принуждением к внешнему признанию равенства и тому подобными мерами этого, видимо, не исправишь.

А чем исправишь? Надо менять восприятие людей. Менять не только внешними мерами, — правительство решило, что все равны, и все стали равны, — но и через изменение внутреннего мира людей. Нужно менять мировоззрение. Потому что сейчас мировоззрение у американцев, по большому счёту, то же, что и 200 лет назад. Только передвигаются они нынче не в дилижансах, а в авиалайнерах. Прежнюю конфету завернули в новую обёртку и ожидают, что её качество и вкус изменятся. Не изменятся. Разве что она со временем испортится и станет совсем непригодной к употреблению. Тогда придётся взять новую. Ну а до тех пор… До тех пор, похоже, американские города будут гореть, как сейчас Миннеаполис.

© Атархат, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *