Сёрферы на волне творения

Что такое «Вечность»? В Учении это понятие имеет свой смысловой оттенок. Мы так называем время жизни Творца в его текущем состоянии, — то есть, иными словами, срок существования Вселенной. Этот срок велик, — миллиарды лет уже позади, ещё больше впереди, — но не бесконечен. Это наша, актуальная для нас, обитателей Вселенной, Вечность. Ещё более продолжителен весь срок жизни Творца: до его претворения во Вселенную, сейчас, и после грядущего преображения. Ещё дольше срок существования мира, в котором обитает Творец. Вероятно, тот мир входит в какие-то ещё более долговечные структуры. В некотором смысле, это ряд Вечностей, вложенных друг в друга. Последней же инстанцией является беспредельное Бытие, Вечность Вечностей.

Оно беспредельно в пространстве и во времени. Это очень сложно представить. Может быть, и вовсе невозможно. Если же предполагать, что представить всё-таки возможно, то похоже, что беспредельность в пространстве представить будет полегче, чем беспредельность во времени. Потому что огромные пространства, не имеющие зримых границ и теряющиеся за горизонтом, мы можем худо-бедно вообразить даже в виде визуального образа. Но как вообразить бесконечное время? Ведь мы всегда представляем его себе в отрезках, отмеренных временем на часах или временем существования чего-то. Сроки или длительность какого-то мероприятия, жизнь человека, существование человечества, нашей планеты, Вселенной… Всякий отрезок времени имеет начало и конец, по которым мы и ориентируемся на его протяжении. И когда речь идёт о времени как таковом, в масштабах Бытия, наше сознание всё равно норовит уложить существование Бытия в какие-то временные рамки. Рождаются вопросы вроде «когда и с чего началось Бытие? Что было до него? Что будет после него?». Потому что трудно видеть некий процесс и не думать о том, что он, всё-таки, когда-то и с чего-то начался. Насчёт окончания, как кажется, попроще: идея процесса, который никогда не закончится, воспринимается легче, чем идея процесса, который не имел начала. Почему бы тому, что уже возникло, не существовать вечно? А вот как может существовать и продолжаться то, что не возникало?..

Вопросы типа «А что было до…?» сами по себе выстраиваются в бесконечную цепочку, — потому что всегда что-то было «до», и всегда есть о чём спросить. Вот эту череду бесконечных начал и продолжений мы и называем Бытием. Бесконечных и безначальных. Потому что того, что можно было бы назвать самым первым началом, никогда не было. А если бы оно было, то сразу же возник бы вопрос «А что было до? Ведь что-то же послужило импульсом для начала начал». И цепочка благополучно продолжилась бы.

Она и так продолжается. Ведь всё с чего-то начиналось. Поэтому вполне правомерно всякий раз задаваться вопросом о том, что было до. Однако задаваться с пониманием того, что крайний ответ никогда не будет получен. То есть доискиваться ответов о начале того или иного конкретного процесса или явления, а не о начале начал. Его поиски сами по себе равноценны бесконечности.

Чуть выше я выразился в том смысле, что Бытие безначально. Это было сделано для того, чтобы понятнее сформулировать мысль о бесполезности поиска «самого первого начала». В действительности же всё обстоит прямо наоборот: Бытие постоянно пребывает в состоянии начала, в моменте своего творения. То есть в моменте того самого начала начал, растянувшемся на бесконечность. Это трудно представить… Но не труднее, чем существование того, что никогда не начиналось, правда? Вечное состояние творения, порождения жизни. Нечто вроде Большого Взрыва, продолжающегося всегда (хотя на самом деле это слабая аналогия). Момент творения, возникновения, — это момент действия, движения, самого интенсивного. А движение — это жизнь, развитие. Будь Бытие обычным процессом, имевшим начало в привычном смысле этого слова, оно имело бы и конец, постепенно угасло бы, движение исчерпало бы себя и сошло бы на нет. Благодаря же тому, что оно находится в постоянном миге творения, — первом и единственном, — его потенциал не исчерпывается, и его жизнь продолжается бесконечно.

Что же до начала начал, то его и искать не надо. Оно здесь. Мы живём в нём.

Миг творения, словно некая волна, несётся вперёд, оставляя за собой… Нет, не разрушения, как цунами. Наоборот: она оставляет за собой историю жизни Бытия, в лице всего того, что в нём когда-либо было, и что получило жизнь благодаря этой волне творения. Она не разрушает, а созидает. А всё, что существует в данный момент, она несёт с собой. Всё существующее не просто существует: оно каждый миг переживает акт творения, рождается в каждое мгновение своего существования. Это касается и нас с вами. Мы летим на этой волне, как сёрферы; мы движемся вперёд вместе с ней, каждое мгновение рождаясь заново. За нашими спинами — всё, что когда-либо было; перед нами — беспредельность, которая имеет быть заполнена тем, что когда-нибудь будет существовать.

Здесь возникает ряд вопросов, достаточно теоретичных, но интересных. Например, как ведёт себя реальность, сконцентрированная в единственно существующем миге? Ведь если вся бесконечность сосредоточена в одном бесконечном моменте времени, то и все прочие моменты времени сосредоточены в нём же. Можно ли в таком случае утверждать, что они существуют параллельно, сиречь одновременно? То есть не остаются где-то позади, а движутся вместе с нами, на гребне той же волны творения? Если да, то можно ли тогда сказать, что само время — своего рода фикция, что его как бы не существует, ни в перспективе на прошлое, ни в перспективе на будущее? А что касается самого будущего, то, опять же, при условии, что все моменты бесконечности сосредоточены в одном моменте, можно ли утверждать, что будущее уже существует и движется вместе с прошлым и настоящим на гребне волны творения? Если да, то как могут совмещаться процесс творения и уже существующий результат? И что тогда насчёт предопределённости? Как свободная воля, связанная с активным разумом, в таких условиях вообще может работать и быть одним из ключевых факторов эволюции Бытия? А она работает. Значит, предопределения нет. Но тогда будущее сосуществует с настоящим в одном моменте времени как набор вероятностей, включающий в себя все возможные варианты для продолжения мига движения волны творения, плюс все возможные варианты последствий для этих ближайших вариантов? Если так, то во что тогда каждое мгновение преобразуется невообразимый потенциал бесконечного множества неосуществившихся вероятностей? В потенциал новых вероятностей или во что-то другое? За счёт чего этот потенциал нарастает? А он неуклонно нарастает, поскольку Бытие постоянно развивается и усложняется. Да и просто — возможны ли при всём при этом путешествия во времени? Возможно ли переместиться в прошлое, если оно уже состоялось, сформировалось, породило цепочку причинно-следственных связей и дало результаты? С другой стороны, почему нет, если оно не осталось где-то позади, а движется вместе с настоящим в том же моменте времени? И если да, то что в таком случае стало бы с результатами причинно-следственных цепочек? Или, поскольку всё сосредоточено в одном моменте времени, все результаты изменения причинно-следственных связей уже учтены, и наше настоящее является плодом уже состоявшихся и «обработанных» изменений, внесённых в прошлое, — как совокупный их результат? Но тогда опять возникает вопрос о предопределённости, — потому что для такой «обработки» и создания текущей реальности в прошлом должны одновременно учитываться все изменения, толчок которым будет дан из будущего, и притом учитываться не как вероятность, а как уже свершившийся факт. И это снова отменяет свободу воли, — чего, как мы знаем, быть не может. Можно ли переместиться в будущее, которого объективно не существует, поскольку волна творения до него ещё не дошла? Ведь его не существует не только по отношению к нам, но не существует вообще, за отсутствием в будущем самой ткани реальности. Но если в будущем отсутствует реальность, то тогда там полная пустота, небытие. А небытия не существует (как бы странно это ни звучало), поскольку существует беспредельное Бытие, наполняющее собою всё, — то есть беспредельная вещественная, воплощённая в той или иной субстанции реальность. Если так, то грядущую реальность должны овеществлять вероятности, о которых шла речь выше. Интересно, чем они субстанционально отличаются от текущей реальности и реальности прошлого? Возможно, именно субстанциональные различия их реальностей позволяют свершившемуся прошлому, вершащемуся настоящему и вариантам будущего сосуществовать в одном моменте времени, соединяясь причинно-следственными взаимосвязями, но не смешиваясь? Сосуществовать в моменте, который сам существует и творит только здесь и сейчас, в непредставимо краткий миг, и при этом охватывает собой всё бесконечное в обоих направлениях течение времени.

И это ещё далеко не все вопросы, возникающие в связи с тем, что Учение говорит нам о растянувшемся на бесконечность миге творения. Как уже давно известно, новая информация обычно порождает вопросов больше, чем даёт ответов. Кстати говоря, это прекрасно укладывается в картину бесконечной реальности. Однако речь сейчас не об этом, а о том, что Учение не даёт ответов на перечисленные вопросы. Точнее, оно их даёт, поскольку они имеются в его картине мира, — но докапываться до них нам, похоже, придётся самостоятельно, так как нам их никто не разжевал. Хорошо это или плохо? Однозначно, хорошо. Полная информация, — которой, к счастью, не может быть передано по определению, — перечеркнула бы для нас возможность развития. Ведь развитие — это не только знания, но и процесс их получения, плюс совокупность и результаты всего того, что происходит в процессе познавания мира. При всей своей информационной насыщенности, Учение показывает картину мира лишь в общих чертах, как набросок, оставляющий колоссальный простор и колоссальные возможности для исследования, познания, дополнения картины. Это как ориентир, который должен помогать исследователю в пути.

Будем же не досадовать на то, что нам неизвестно столь многое, а радоваться этому обстоятельству. И пусть нам пока не до конца понятно, как работает система, в которой мы существуем, — главное, что она работает. Поэтому мы можем существовать и имеем время и возможности для её познания. В чём-то мы можем разобраться уже сейчас, теоретически, благодаря работе с известными фактами, логике и творческому подходу; что-то нам со временем откроет наука, благодаря своим методам исследований.

Ну а тем временем нам нужно постараться осознать себя такими, какими мы предстаём в свете того, что нам уже известно. Осознать не маленькими слабыми созданиями, влачащими унылое существование на ограниченном клочке земли, а самыми настоящими сёрферами Бытия, оседлавшими волну творения и летящими вперёд, на границе рождающейся на наших глазах реальности, буквально продавливая грудью грань между настоящим и будущим. Сумейте почувствовать это хотя бы раз — и вы никогда уже не будете прежними.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *