Старший народ: три урока

Митэвма «Частица» (книга «Эвор») входит в число самых длинных текстов пандэкта. Это житийный текст. И есть одна особенность, делающая его уникальным не только среди житийных, но и среди всех имеющихся на данный момент текстов: только в нём описано посмертие его главного героя. Первые пять энонов рассказывают о жизни человека по имени Вез. В конце их он умирает; но повествование неожиданно продолжается, и далее рассказывается о его пребывании в мире энергии. И среди прочего там есть следующий интереснейший эпизод:

«И он повёл меня за собою, и привёл к потоку, который был как бы из камня, подобного воде. Мы вошли в него; и я увидел, что там было пространство, малое и обширное одновременно. И я увидел нечто подобное скале; и Амоселена сказал: «Вот скрижаль, которая будет доступна тебе через меня». Сказав так, он смешал с нею свою руку, а другую руку смешал со мною. И в малый миг мне стало ведомо о происходившем некогда. Я узнал, что в своё время в мире людей обитал иной род осознающих. Было в нём как бы два народа, которые разнились меж собою обликом и обитанием. И в некое время сильнейший из этих народов взрастил в себе вражду к слабейшему, — ибо тот народ некогда проистёк из сильнейшего. Сильнейший народ назвал себя старшим, а другой народ он назвал младшим, и презирал его. И настало время, когда старший народ захотел гибели младшего и стал истреблять его. Младший народ был гоним и истребляем, — но не желал гибели старшего; однако настал день, когда он воспротивился старшему народу. Но к тому времени он был уже малочислен; и многие в нём говорили, что лучше будет истребить себя, и так преклониться перед сильнейшим; другие же говорили, что как бы ни было, всё будет благом. Миновало некое время, и младший народ был истреблён. И тогда мир возмутился деяниями старшего народа, и стал отнимать у него силу жизни, чтобы он, взросши, не совершил ещё худшего. И старший народ стал слабеть телесно; многие в нём испытали тяжкие недуги, от коих умирали; а многие были столь слабы, что умирали и не ведая недугов. Потомства же в сём народе рождалось всё меньше, и оно было всё слабее, а из рождавшихся многие имели ущербный разум. И тогда в тот народ пришли страх и отчаяние. Но один из них познал причину вершащегося, а от него её узнали многие. Лучшие из них учили других; и каждый, кто познавал её, устанавливал в себе закон, который был един для всех и заключался в знании и вершении лучшего. И пришёл день, когда мир вновь стал питать тот народ своею силой; и тогда горестное стало обращаться в благотворное. Род тот взрос и достиг лучшего для себя; уйдя же, оставил в мире своё семя. Семя это слилось с тем, с чем должно было слиться, — и в мире людей взрос другой род осознающих. Он шёл к лучшему для себя долго, — но в некое время достиг лучшего и ушёл, оставив в мире своё семя. Оно слилось с тем, с чем должно было слиться, — и в этом мире взрос род людей» (Частица VII, 82-105)

По прочтении приведённого фрагмента, конечно же, прежде всего возникает вопрос: что это за поток из камня, подобного воде, в который можно войти и обнаружить там пространство, одновременно малое и обширное? Амоселена называет его скрижалью. Это и в самом деле то, что Учение называет скрижалями: область мира энергии, где содержится информация обо всём, что когда-либо происходило во Вселенной, происходит в настоящий момент или может произойти в будущем соответственно вероятностям. Скрижали вовсе не обязательно похожи на поток из камня; просто Вез увидел их такими, и соприкосновение с ними вызвало у него ощущение сжатого, но в то же время огромного пространства. Однако здесь мы не будем разбирать свойства скрижалей. Как и то, что Амоселена смешал свою руку с рукой Веза, — то есть произвёл слияние их энергетических тел, чтобы Вез мог напрямую узнать то, что знал через скрижали он сам. Нас интересует собственно картина, открывшаяся Везу.

Из неё нам становится известно, что задолго до людей на нашей планете обитал другой разумный вид, судя по всему, делившийся на два подвида. И как сейчас некоторые расовые теории делят расы на высшие и низшие, считая представителей последних недочеловеками, так и тогда один из подвидов поставил себя над другим, назвав себя старшим народом, а его — младшим. Наверное, в самих наименованиях «старший» и «младший» был смысл. Ведь согласно тексту, младший народ проистёк из старшего, — то есть отделился от него, как более молодая и ещё неокрепшая эволюционная ветвь. Но наименования — одно дело, а отношение — совсем другое. Старший народ испытывал презрение по отношению к младшему народу, подвергал его гонениям, а затем и вовсе стал истреблять. Почему? Может быть, из желания оставаться гегемоном на планете, и из боязни, что младший народ однажды потеснит его. Или имелись и другие причины, и их было больше. Но, как бы то ни было, он не желал видеть в младшем народе равного. И в конце концов полностью истребил его.

Далее говорится, что мир возмутился этим и стал отнимать у старшего народа жизненную силу, чтобы тот в дальнейшем не совершил чего-нибудь ещё худшего. Что значит «мир возмутился»? Это образное выражение, означающее, что Природа начала воспринимать старший народ как агрессивный фактор, как силу, уничтожающую величайшую ценность: разумные виды, без которых не может осуществляться совершенствование Творца. Иначе говоря, организм Творца определил старший народ как угрозу, как опасную болезнь, — и естественным образом запустились защитные процессы, долженствовавшие ликвидировать источник болезни. Старший народ стал лишаться притока энергии, его взаимосвязи с Природой стали перекрываться с её стороны. В результате он начал вырождаться и угасать, о чём хоть и кратко, но очень красноречиво рассказывается в приведённом отрывке.

И это первый важный урок, который преподаёт нам история старшего народа. Разумный вид, который вместо того, чтобы совершенствовать себя и мир, становится агрессивным и начинает уничтожать себе подобных, превращается в угрозу для нормального хода эволюции. Он рискует утратить поддержку Природы и обратить её законы против себя, — потому что первым идёт против них. В итоге он может погибнуть. Запускается защитная реакция, и Природа отторгает больную частицу, чтобы та не навредила ещё больше. Нормальная реакция живого организма, своего рода иммунитет в действии. Подобное может произойти с любой разумной расой, с пути созидания перешедшей на путь разрушения. В человеческой истории тоже просматриваются тенденции к такому переходу. И если мы допустим это, то и к нам наш мир может начать относиться как к опасной болезни, со всеми вытекающими последствиями.

Однако старший народ не погиб. Вырождение было остановлено изнутри. Нашёлся тот, кто сумел разобраться и понять, что происходит, и почему. И самое главное — у других, к тому времени уже впавших в отчаяние, хватило здравого смысла на то, чтобы прислушаться к нему. Тамошнему обществу удалось перестроиться и пойти по пути знания и вершения лучшего. Когда эти благотворные изменения склонили чашу весов в другую сторону, «мир вновь стал питать тот народ своею силой». Почему? Природа простила старшему народу его преступление? Нет. Она не некое капризное сверхъестественное существо, прощающее или не прощающее по своему усмотрению. Просто старший народ перестал быть угрозой, и защитные реакции Природы перестали работать против него. В итоге он «взрос и достиг лучшего для себя» — то есть благополучно достиг высшей точки своего развития, как нормальная разумная раса, выполняющая своё предназначение в эволюции Вселенной.

И это второй важный урок. Даже если разумная раса пошла по неверному пути, если она губит себя, и дело зашло уже далеко, она всё равно может переломить ситуацию и выбраться из вырытой самой себе ямы. Нужно только захотеть и постараться. Необходимо признать свои ошибки и сделать из них должные выводы. Причём сделать это не напоказ, а по-настоящему. Природу не обманешь. Она видит тебя не таким, каким ты хочешь выглядеть, а таким, каков ты есть. Ты либо соответствуешь должному, либо нет; это определяется беспристрастными законами Мироздания, которые и запускают те или иные реакции в отношении тебя. Это действует как для отдельных личностей, так и для целых разумных видов. Старший народ сумел вовремя опомниться. Сначала он подал пример того, как поступать нельзя, а затем — пример того, как нужно поступать, чтобы предотвратить самоубийство в масштабах вида. Правда, младшего народа это к жизни не вернуло. Увы: бывают ошибки, последствия которых исправить невозможно. Судьба младшего народа навсегда осталась великой трагедией нашего мира.

Приведённая история завершается тем, что старший народ благополучно преодолел свой путь и ушёл, оставив после себя семя, способствовавшее появлению нового разумного вида, который тоже прошёл свой путь и ушёл, оставив после себя семя, способствовавшее появлению уже нашего вида. Мы сейчас не будем говорить о принципе эволюционной преемственности разумных видов, как и о том, что могло из себя представлять это семя. Я хочу подчеркнуть кое-что другое. Разумная раса, предшествовавшая нам, имела определённое отношение к появлению человечества, — она, так сказать, простимулировала его с помощью своего семени, часть которого должна присутствовать в нас. То есть, в известном смысле, они были нашими предками. Так же, как старший народ был их предками. А значит, и нашими. В эволюционном смысле старший народ был дедушкой человечества. И если бы он тогда не сумел преодолеть себя, отбросить худшую часть своей натуры, переломить ситуацию и подняться духовно и морально, то не было бы его семени, и следующей разумной расы, и её семени. Не было бы и нас. Своим поведением старший народ поставил под угрозу не только своё будущее, но и жизнь ещё нескольких разумных рас, своих потомков. Когда же он решил проблему, то спас не только себя.

И это можно считать третьим уроком. Уроком ответственности. Очень наивно думать, что то, что человечество делает с собой, касается только его одного. Мы распоряжаемся не только своей судьбой, но и судьбой тех, кто будет после нас. От того, какими будем мы, зависит, будут ли они вообще. Смогут ли появиться и будут ли иметь возможность продолжить себя. Это ответственность, уходящая в очень далёкое будущее. И она лежит на наших плечах, на плечах всего человечества, уже сегодня.

Вы её не ощущаете? А я ощущаю.

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *