Щедрость, которую не измеришь деньгами

Понятие «щедрость» чаще всего связывается с деньгами. Самым щедрым считается тот, кто подарил или пожертвовал на благотворительность больше монет. Ну или тот, кто поделился чем-нибудь, — от конфет до ценного недвижимого имущества. Однако вопрос «Чем измеряется щедрость?» всегда остаётся актуальным, потому что на самом деле всё не так просто. Сумма — лишь один из аспектов. Другим аспектом является вопрос о том, чего ты лишаешься, проявляя щедрость. Мультимиллионер пожертвовал миллион, а бедный человек пожертвовал единственную монету, которая у него была. Кто из них щедрее? Есть и третий аспект. Один отдал свою еду голодному, а другой — сытому. Опять же, кто щедрее? Вот и получается, что у щедрости есть, как минимум, три мерила. Во-первых, то, насколько значительную сумму (не обязательно в деньгах) ты отдал. Во-вторых, то, как много ты при этом потерял относительно своего материального положения. В-третьих, то, что приобрёл получивший относительно своего материального положения. В последнем случае щедрость, фактически, измеряется результатом. Если ты своей помощью спас кого-то от голода, то щедрость оправдана. Если же тот человек и без того был сыт, тогда она теряет смысл, поскольку ничего для него не меняет. То есть ничего не произошло, помощи не было. А значит, вряд ли имела место и щедрость. Был некий бессмысленный жест, — возможно, напоказ.

Всё это касается щедрости в её, скажем так, материальном выражении. Но ведь есть ещё и нематериальное. И оно бывает гораздо существеннее. Например, один человек посвятил другому своё время, силы, нервы. Это было нужнее, чем деньги. Что сразу приходит на ум? Правильно: родители поступают так по отношению к своим детям. Они щедры к ним в этом смысле. И в материальном смысле тоже. При этом первое никак не менее важно, чем второе. Верно говорят, что недостаточно выкормить ребёнка, одеть его и обуть, содержать его. Нужно ещё воспитать его, вырастить из него человека, а не просто взрослый организм. Это огромный труд. Хорошие родители тратят на это не просто время и силы: они тратят самих себя. Как я и сказал, это первое, что приходит на ум. Вероятно, потому, что это самый простой пример, — пример, так сказать, бытовой ситуации, актуальной для подавляющего большинства. К тому же, он даже несколько шире, чем требуется для примера нематериальной щедрости, — поскольку здесь речь идёт не только о нематериальном её аспекте, но и о материальном. Однако шире — это совсем не плохо. Напротив: именно то, что нужно, — если не ограничиваться одним простейшим примером, а пойти дальше. Дальше в выяснении того, что же является настоящей щедростью.

В нашем пандэкте, в книге «Дорон», есть замечательный текст, который называется «Наставления сыну». О нём уже рассказывалось на страницах журнала. Каждый из его двенадцати энонов посвящён той или иной человеческой добродетели. Есть среди них и такой, который рассказывает о подлинной щедрости. Вот что там говорится:

«Есть люди, слывущие щедрыми потому, что делят с другими своё достояние. Мало таких; но тем, которые есть, — хвала. Однако же это — невеликая щедрость. Это всё равно, как если некто жаждет питья, дарующего бессмертие, а ему дают простой воды. Жажду он утолит, но всё равно умрёт. Разве подлинное достояние человека — то, что можно взять руками? Не жалок ли тот, кто не владеет ничем лучшим, чем пища, одежда, металл или стада? Вот что такое подлинная щедрость, сын: когда человек отдаёт себя. Иной может и не иметь зримого достояния, — даже малого, ничтожного: но величайшее достояние имеет каждый. Найди же себе достойное дело и будь в нём щедр. Достойное дело есть то дело, которое делается ради блага мира и людей. Такого дела ты не сможешь вершить, если не будешь подлинно щедр. Да и не найти ничего, что было бы более достойно щедрости, чем мир и люди. Отдай им не только своё достояние, но и свой ум, свою доброту, свою силу, свои умения, свою плоть, свою жизнь. Только такой подлинно щедр: а меньшая щедрость недостойна человека. Подлинная щедрость по средствам и богатому, и бедному, и умному, и глупому, и сильному, и слабому, и молодому, и старому, и мужчине, и женщине. Кто не столь щедр, тот живёт напрасно» (Наставления сыну X, 2-18)

Трудно сказать красноречивее и точнее. Щедрость в наивысшем своём выражении — это стремление посвятить себя людям и миру, их благу, стремление отдать им всего себя, без остатка. Подарить им свой ум, свои лучшие качества, свои силы, время, свою плоть и саму жизнь. Такая щедрость включает в себя всё. Тут и нематериальный аспект, и материальный. Лучшим примером слияния того и другого является жизнь. Можно сказать «посвятить жизнь людям и миру», — то есть направить на их благо всё своё время, силы и возможности, посвятить им всю свою деятельность, весь свой жизненный путь. А можно сказать «отдать жизнь за людей и мир», — то есть умереть за них, во имя их блага. То и другое есть проявления высшей щедрости, в обоих её аспектах, материальном и нематериальном. Потому что это самое большее, что мы можем отдать: отдать себя.

Это нормально для человека. Он предназначен для того, чтобы быть таким. Он сам — самое большое своё достояние, в узко-личном смысле. То есть то, что он может отдать. Действительно, было бы странно, если бы высшая щедрость измерялась деньгами. Это означало бы, что деньги по ценности равны человеку, и что он сам стоит ровно столько, сколько готов отдать: кто-то — грош, кто-то — миллион (по сути, это одно и то же). Тогда человек был бы просто вещью, имеющей денежную стоимость. И это было бы гораздо страшнее, чем торговля людьми во времена рабовладения. Да и если подумать, то окажется, что именно такое отношение человека к себе, когда оно имеет место, становится фактором, разрушающим общество. Люди устанавливают денежный эквивалент для своей совести, ума и самой жизни. Поэтому буйным цветом цветут коррупция, преступность, разного рода лихоимство и рвачество, — вплоть до того, что кое-то без мзды даже не подскажет вам, как пройти на такую-то улицу. Страшное дело, когда человек измеряется деньгами или имуществом. В таком обществе жутко жить. А о таких людях в процитированном отрывке сказано: «Не жалок ли тот, кто не владеет ничем лучшим, чем пища, одежда, металл или стада?».

На самом деле, каждый из нас владеет чем-то гораздо большим. И может быть гораздо щедрее. А если возникнет вопрос «Почему я должен отдать самое дорогое, чем владею, — самого себя? Почему это нормально?», то ответ будет прост: потому, что ты отдаёшь это ради чего-то ещё большего. Другого человека нужно ценить и любить больше, чем себя. То есть даже ради одного-единственного человека можно это сделать. Что же говорить обо всех людях, обо всём мире? Возможность отдать себя ради них, отдать меньшее ради большего, — это счастливая возможность. Это ни что иное, как возможность максимальной самореализации. Человек устроен так, что максимально раскрыться и воплотить весь свой потенциал в дело он способен тогда, когда его желания, стремления и усилия направлены не на частное, а на общее. Когда он не замкнут на себе, а раскрыт в мир, в человечество. Таково то, что заложено в нас эволюцией. И потому наше предназначение осуществляется через нашу высшую щедрость. Одно нераздельно слито с другим. Можно сказать, здесь мы видим идеальный расклад: нечто, что хорошо и для человека, и для мира (и для человечества, как для части мира).

А миру и людям нужна эта щедрость. Ведь она даёт им жизнь. Если её не будет, а будет только алчный эгоизм, человечество уничтожит себя и свой мир. Поэтому вполне справедливым будет утверждение, что всё держится на людях, способных на величайшую щедрость. Они животворят всё окружающее. О таких в цитировавшемся тексте сказано: «Щедрый есть воплощённое благо» (Наставления сыну X, 23). Здесь имеется в виду подлинная щедрость, — та, которую не измеришь деньгами. Выше я говорил, что одним из мерил щедрости является потребность получающего в том, что он получает. Так вот мир и человечество нуждаются в нашей высшей щедрости для того, чтобы жить. Чтобы не задохнуться, не сгнить заживо, не сгореть.

В чём она может проявляться на практике? Примеров много. Учёный посвящает себя науке. Общественный деятель посвящает себя тому, чтобы сделать общество лучше. Эколог спасает природу. Солдат жертвует собой, защищая мирных жителей. Хлебороб выкладывается по полной, чтобы накормить людей. Рабочий вкалывает у станка, производя то, в чём все нуждаются. Педагог старается наилучшим образом научить и воспитать подрастающее поколение. И так далее, и так далее. Возможностей масса, — выбирай любую. Все их объединяет одно: направленность усилий более на общее, чем на личное. Это и есть настоящая щедрость. И даже если ты по объективным причинам не в состоянии делать что-то такое, то постарайся стать лучше сам и сделать лучше тех, кто подле тебя. Это тоже нужно миру и человечеству. Ведь высшая щедрость — это не столько то, как много ты можешь дать в смысле общественной пользы, сколько то, как много ты можешь дать в смысле отдачи себя. Если один продвинул вперёд мировую науку, а другой просто старался быть хорошим человеком и хорошо воспитать своего ребёнка, но при этом оба выложились по максимуму, думая о том, что больше их самих, то они одинаково проявили высшую щедрость. Каждый из них отдал себя. Прибегая к денежной аналогии, — что в данном случае вполне уместно, понятности ради, — я скажу так: если один имел миллион и отдал миллион, а другой имел грош и отдал грош, то они одинаково щедры. Что это означает? То, что высшая щедрость по плечу каждому. Каждый может отдать себя миру и людям, вне зависимости от того, что конкретно он может для них сделать. Нужно лишь хотеть быть по-настоящему щедрым. Если действительно захочешь, то сможешь. И ничто не будет для тебя непреодолимым препятствием в этом.

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *