Путь длиною в жизнь

put-dlinoyu-v-zhizn

Можно ли достичь значительного духовного продвижения в короткий срок? Многие убеждены, что можно. Одна из бед современного общества заключается в том, что оно приучено удовлетворять свои потребности суррогатами, — поскольку так проще и быстрее. Люди становятся всё более нетерпеливыми и поверхностными. Когда человек хочет есть, он идёт в заведение фастфуда или покупает какую-нибудь лапшу быстрого приготовления (залей горячей водой и ешь); когда он хочет прочесть хорошую книгу, он покупает урезанную втрое и адаптированную для малоумков версию (как в случае с «Войной и миром»), или смотрит киноверсию, максимально примитивизированную и не имеющую с оригиналом ничего общего, кроме имён некоторых персонажей. И что печальнее всего, после этого он думает, будто действительно знаком с книгой. В точности такой же подход формируется и по отношению к духовной стороне жизни. Болезнь общества потребления перекинулась и на эту сферу.

Очень многие из тех, кто находится в духовном поиске, на самом деле находятся в поиске очередной порции духовного фастфуда. Обычно это поиск каких-то практик или курсов, позволяющих в рекордно короткие сроки — за полгода, а порой и за 2-3 месяца — достичь крупных духовных успехов или даже просветления и раскрыть в себе способности к ясновидению, целительству и т.п. Ушлые наставники порой даже выдают отучившимся соответствующий диплом или сертификат. Результатом же такого «духовного раскрытия» становится, как правило, самодовольство, взлёт самомнения до небес (ибо основное, что развивается такими методами, это именно самомнение) и привычка посматривать свысока на различную непросветлённую шушеру, путающуюся под ногами новоиспечённого духовного гиганта. Много и таких, которые прыгают из одного духовного учения в другое, стараясь везде снять сливки и нигде не задерживаясь подолгу. Прочтя пару книг или немного потёршись среди последователей какого-то учения или религии, такой важно говорит «Я уже глубоко постиг этот путь, и он дал мне всё, что мог дать» и, как этакая духовная пиявка, отправляется искать, к чему бы ещё присосаться. Нередко он совмещает одновременное «следование» нескольким несовместимым учениям, руководствуясь соображением, что хороший телёнок двух маток сосёт. Однако психология коровы в духовном поиске помощник не лучше, чем психология пиявки. И всё это было бы очень смешно, если бы не было так печально.

В действительности невозможно быстро достичь значительных духовных успехов. Для этого нужна долгая и упорная работа над собой. И работа эта должна происходить в рамках одного духовного пути. Ведь для неё нужна основа. Нужно понять ту картину мира, которую предлагает этот путь, понять, насколько это возможно, действующие в ней законы, уяснить место в ней человека, его возможности и цели, понять методы достижения этих целей, научиться применять их к себе, вообще научиться жить в этом контексте и быть его частью. Всё это — дело отнюдь не месяцев, и даже не лет, а десятилетий. Человек зачастую и себя-то самого не может толком понять; а уж разобраться в таком обширном комплексе понятий, психологически интегрироваться в него и достичь реальных успехов в изменении себя к лучшему — задача, архисложная во всех смыслах. Тут нужно сильное стремление, трудолюбие, внимательность, воля, упорство, самокритичность и терпение. То есть всё то, с чем у современных духовных искателей большие проблемы.

На протяжении всей истории человечества это было понятно и даже очевидно для ищущих. Они искали именно путь, по которому могли бы идти, строя свою жизнь в соответствии с ним и постепенно продвигаясь вперёд. Духовные успехи не мыслились в отрыве от такого пути. Человек принимал определённую религию, предполагая не только прожить жизнь в соответствии с ней, но и принять соответствующее ей посмертие. Поступая в ученики к духовному Учителю, человек следовал его учению всю жизнь; переход от Учителя к Учителю происходил, как правило, в рамках того же учения. Конечно, мог иметь место и переход из учения в учение, — но это было серьёзнейшим решением, с намерением следовать вновь избранному пути всю жизнь, а не просто что-то урвать из него и бежать дальше. Что же до практик, то они были частью конкретного учения, требовали глубокого его понимания и применялись исключительно в его контексте. Целью их было не какое-то абстрактное духовное совершенствование, непонятно откуда берущееся, а решение вполне конкретных духовных задач, ставящихся именно этим учением и решаемых методами именно этого учения, вытекающими из его картины мира. В наше время понимание всего этого уже почти утрачено. Поэтому духовных искателей и духовных практик всё больше, а духовности в обществе всё меньше. Весь пар уходит в свисток.

Учение Единого Храма в этом смысле традиционно. Или даже лучше сказать — здраво. Здесь не обещают духовного роста в спринтерском темпе и не гарантируют просветления за четыре месяца плюс неделя на дополнительный курс ясновидения, — потому что так не бывает. Здесь предлагают знания, с которыми нужно будет работать умственно и душевно, ответственность, — потому что она тем больше, чем больше знания, — и необходимость трудиться на благо мира и людей, — потому что к пониманию этой необходимости ведут знания и осознание ответственности. Тут предлагают путь длиною в жизнь, — потому что такое большое дело, как изменение себя к лучшему, требует больших усилий и длительного времени. И это только то, что касается себя. А чтобы что-то сделать для людей, нужно постараться гораздо больше.

Последователь Учения — это человек, который понимает это и готов к столь долгому пути. Он изучает Учение, — сначала в более-менее общих чертах, затем подробнее, настолько, насколько он хочет и может, — работает над собой и, опять же, по возможности, старается принести пользу миру и людям. Практики вроде медитации, манипуляций с чакрами, накопления энергии и т.п., в Учении не используются. Какой смысл искусственно стимулировать свою энергетику, если ты духовно не готов к работе с ней? Многие думают, что именно работа с энергией, раскрытие энергетического потенциала ведёт к духовному росту. Но это то же самое, что думать, будто двигатель автомобиля работает потому, что крутятся колёса. В действительности всё как раз наоборот. Дух первичен, а энергия вторична; поэтому духовное развитие даёт возможность раскрыться энергетическому потенциалу. Практики в Учении — это познание и правильные поступки. Ты познаёшь мир и человека, учишься понимать, где благо, а где зло, учишься хотеть блага и поступать в соответствии с этим. Познание, ведущее к пониманию и осознанию, и волевое усилие, помогающее сделать правильный моральный выбор, — вот то, с помощью чего совершенствуется Дух. И чем он чище, тем больше возможностей для раскрытия энергетического потенциала или каких-то экстраординарных качеств и способностей. Хотя 100% гарантии нет. Её нет просто потому, что это — не главное. Стремление к знаниям и практикам только ради этого — признак инфантильности или болезненного тщеславия. Так ребёнок, начитавшийся комиксов, думает «А круто было бы заполучить суперспособности!», и так любящий рисоваться пижон мечтает о престижном авто. Цель духовного развития состоит не в том, чтобы открыть в себе экстра-способности, — их возможное открытие является лишь побочным эффектом, — а в том, чтобы стать тем, чем должен быть человек для Вселенной: живым сосудом, в котором совершенствуется драгоценная частичка души Творца. Ради этого каждый последователь Учения и вступает на путь длиною в жизнь.

Хотя жизнь в данном случае — не максимальная единица времени. Путь может продолжаться и после жизни, и в следующей жизни, и во всех последующих жизнях. Истина есть Истина; и её путь, проходящий через цепочку жизней как нить в ожерелье сквозь нанизанные на неё жемчужины, ведёт в мир Духа. Но об этом — как-нибудь в другой раз.

© Атархат, 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *