При свете белого огня

В нескольких текстах пандэкта упоминается то, что называется «белым огнём». Нигде прямо не объясняется, что это такое; но можно видеть, что это нечто очень значимое. А когда начинаешь неплохо разбираться в Учении, тогда уже становится легче понять, что же имеется в виду.

Белый огонь — это благая сила, исходящая из мира Духа. Именно под таким символическим названием она фигурирует в Учении. В текстах она может отождествляться с самим Духом, — что и понятно, потому что они неразделимы. Где активно проявляется Дух, там проявляется и эта сила, — то есть сияет белый огонь. Что значит «проявляется»? Это означает, что она благотворно воздействует на всё вокруг, и её свет теснит тьму. Человеку, в котором проявился белый огонь, он придаёт силы для борьбы со всем дурным, отрицательным, тёмным. Дух проницает собою всё существующее, и он содержит в себе все лучшие качества, всё самое благотворное, светлое и сильное во Вселенной. И качества эти, для которых Дух служит проводником, аккумулируются в том, что мы называем белым огнём.

Ниже я приведу и поясню несколько мест из наших текстов, где речь идёт о белом огне. Это поможет лучше понять, чем он является в контексте Учения.

«Белый металл, белый металл, закалённый в белом огне, ты — творец врат, через которые течёт река. Взойди к небу, оружие из белого металла; ты рождено в белом огне, и ты уйдёшь в белый огонь» (Путь II, 8-9) Что такое «белый металл» и «оружие из белого металла»? Это человек, раскрывший в себе духовные качества и претерпевший глубокие внутренние изменения, — ставший лучше, сильнее, целеустремлённее и упорнее в вершении блага. Так меч выковывается и закаляется в огне, становясь прочным. Так простой сырой металл, закалённый в белом огне, становится белым металлом. Почему оружие? Потому что по Учению каждый человек — воин, борющийся со злом. Оружие здесь — символ человека, избравшего благо и ставшего благом, противостоящим всему дурному, отрицательному. Мы все вышли из Духа и в Дух вернёмся; поэтому оружие из белого металла восходит к небу, чтобы слиться с Духом. И с белым огнём, который с ним неразделим.

«Свет находит свет, ибо свет есть всё, и всё есть белый огонь, душа и плоть Вселенной» (Путь IV, 20) Под светом, который есть всё, и в том числе белый огонь, подразумевается Дух. Как было сказано выше, Дух проницает собою всё, — и потому он в прямом смысле есть душа Вселенной, душа Творца, содержащая в себе его качества. Но в то же время он есть и плоть Вселенной, потому что энергия — это «сгустившийся» Дух, а материя — это «сгустившаяся» энергия. Это состояния одной и той же субстанции. То есть материя, по сути, представляет собой ни что иное, как самое плотное и грубое состояние Духа. В ней самой по себе, таким образом, тоже содержится белый огонь, но в непроявленном состоянии.

«Извлечённый из недр забвения, раскрывается перед достойными цветок Амра, — око белого огня» (Путь V, 1) Цветок Амра — это олицетворение Учения, его символ. Оно было утеряно и основательно забыто; а то, что сохранилось, было искажено. Теперь оно возрождено. И теперь оно для всех, — то есть, в отличие от прошлых откровений, оно уже не для узкого круга, и достойными являются все. Учение даёт людям Истину, несёт им свет Духа и силу белого огня. Потому оно «око белого огня», — источник, через который благая сила Духа изливается в мир.

«За стеною тела горит белый огонь: вот, глина плоти обожжена и тверда, и ветер Бездны не разрушит её, и зубы Дракона не оставят на ней следа, и многие укроются за твоею стеной. Глина не задержит света белого огня; свет белого огня проникает за преграду, оповещая путников об укрытии от ветра, кое сулит стена» (Путь VIII, 9-10) В каждом из нас содержится Дух и белый огонь, который «горит за стеною тела». Глина плоти — то есть грубая субстанция материи — под воздействием белого огня становится подобна несокрушимой крепостной стене. Это символическое выражение того, насколько твёрд и надёжен становится человек, открывший в себе белый огонь и черпающий из него силу. Он не поддастся даже самому худшему и страшному, что есть во Вселенной. Сквозь эту стену сияет белый огонь, и за ней могут найти защиту и помощь те, кто в них нуждается.

«И каждый рождается вновь, когда приходит его время. Тогда человек обретает новое тело, и обретает его ради того, о чём я сказал прежде. Тот же, кто в обеих частях мира обрёл величайшую Мудрость и величайшую силу в благе, обращается в белый огонь и проницает собою мир, как кровь проницает тело. Так он вершит величайшее благо, и самим собою обустраивает мир, и просвещает сердца людей, входя в них и обращая их к добру» (Отцы XVIII, 23-26) В цепочке перерождений мы познаём и совершенствуемся. Что-то для своего познания мы черпаем в мире материи, что-то в мире энергии, постепенно обретая всё большую благую силу. Когда же человек достигает в этом максимально возможного и переходит в мир Духа, он вместе со всем Духом проницает собою Вселенную, даруя всем людям и вообще всему существующему свои высокие качества и свой белый огонь. Так он уже самим своим существованием делает мир лучше. Его благотворное влияние в буквальном смысле слова входит в душу каждого человека, помогая ему стать лучше. Его белый огонь согревает людей изнутри и придаёт им сил для их пути.

Можно было бы продолжать, но я ограничусь вышеприведёнными цитатами. Из них с достаточной ясностью видно, какое большое значение в Учении имеет концепция белого огня. Настолько большое, что символика белого огня занимает центральное место в обеих наших эмблемах, основной и неформальной. В первой из них фигура, находящаяся в кольце из цепи, это и есть символ белого огня. Этот же символ расположен в центре флага, символизирующего Учение во Вселенной, — поскольку Учению следуют многие разумные расы, и для них оно тоже является источником, из которого исходит белый огонь. На неформальной эмблеме изображён белый огненный цветок, прорастающий сквозь расколовшийся камень. Как нетрудно догадаться, цветок — это Амра, то есть Учение, сияющее белым огнём.

Последователи Учения трудятся умственно и духовно, познают и работают над собой, стремясь открыть в себе источник этой светлой силы. Но открытие его — не самоцель, а средство. Средство обрести неиссякаемые силы для того, чтобы сделать лучше наш мир. Можно сказать, что они идут по жизни при свете белого огня, которым освещает им путь Учение. К чему они идут? Прежде всего, к тому, чтобы и самим стать источниками этого света. А в итоге пути, который проходит через много жизней, — к возвращению в мир Духа, к слиянию с океаном белого огня. К тому, чтобы влиться в этот океан каплей, ещё более чистой и сияющей, чем в тот день, когда она истекла из него, отправившись в свой долгий и нелёгкий путь.

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *