Предлагать, но не навязывать

Эту небольшую статью я начну большой цитатой из одного моего пока ещё нигде не опубликованного текста:

«Может возникнуть вопрос (мне приходится и, вероятно, ещё не раз придётся в дальнейшем делать такие допущения, позволяющие отвечать на возражения и вопросы, которые я не могу сейчас услышать, но которые с большой вероятностью могут появиться у читателя): «Если его учение, как он сам утверждает, истинно, то почему он всё-таки не собирается убеждать, призывать, уговаривать принять его? Неужели его так мало волнует, прислушается кто-нибудь к его словам или нет?». На самом деле это меня очень волнует. Ведь я живу для того, чтобы передавать людям истинное учение. Моё самое большое желание — чтобы они приняли его. Однако я знаю и ясно понимаю одну вещь: Истину можно предлагать, но нельзя навязывать. Её просто не сможет принять тот, кто не хочет или не готов к этому. Добиваться, чтобы он её принял, бесполезно. И даже если бы он заявил, что принимает её, это ничего бы не изменило. Она была бы принята только на словах, но не сделалась бы подлинным достоянием его ума и сердца, и всё равно не стала бы для него настоящим путём. Такое псевдопринятие не приведёт ни к чему хорошему, — зато может стать причиной конфликта в будущем. Навязчивая пропаганда (я не говорю уж о насильственном насаждении того или иного мировоззрения) — вещь противоестественная, как старания пробудить любовь через избиение, и нелепая, как попытка сварить кашу из топора. Любовь так не родится, а пищей такой никого не насытишь»

Издревле повелось так, что торговец, желающий продать товар, заботился о том, чтобы добиться внимания покупателя. Это вопрос эффективности рекламы. Кто-то ходил с лотком, крича «Покупай, налетай!». Кто-то нанимал зазывал, или сам стоял у дверей своей лавки, хватая прохожих за рукава. Кто-то придумал развешивать по городу рекламные плакаты. Теперь эти плакаты превратились в сияющую всеми огнями рекламу, от которой над ночными городами стоит самое настоящее зарево. А по телевидению рекламы крутят едва ли не больше, чем самих телепередач. Всё ради продаж, всё ради прибылей. И стоит ли удивляться тому, что религиозная реклама идёт путями, проложенными рекламой коммерческой? Тем более, что она в определённом смысле и является коммерческой. Человеческие души под таким углом зрения довольно сильно смахивают на акции, которые можно перекупать у конкурентов и вкладывать в дело. Эти акции приносят прибыль. Какую конфессию или религиозную организацию ни возьми, там либо взимают взносы или обязательные пожертвования, либо настойчиво выпрашивают добровольные пожертвования, убеждают платить. Потому и религиозная пропаганда часто имеет навязчивый, и даже по-своему агрессивный характер. Как правило, в качестве яркого примера навязчивости приводят хождение сектантов по квартирам с предложениями поговорить о Боге и приглашениями на собрания. Что же до риторических приёмов религиозной пропаганды, — практически любой конфессии, — то здесь используется старый добрый метод кнута и пряника. Человека стращают прижизненной или посмертной карой за грехи либо надвигающимся концом света и заманивают перспективами прижизненных наград за благочестие и посмертным блаженством в той или иной форме.

В Учении ничего такого нет. Прежде всего, оно не является религией, его последователи не боятся конца света и не рассчитывают после смерти попасть в рай. Затем, люди в нем не рассматриваются как источник прибыли: они не платят взносов и у них никто не просит пожертвований. А ещё мы уважаем свободу выбора, и не хотим кому-то что-то навязывать. Даже если это что-то — сама Истина.

Да, людям нужно знать её и следовать ей. Но это должно быть естественным желанием, добровольным выбором. Никакое навязывание или, тем более, принуждение здесь недопустимо. Благие дела не должны делаться дурными методами. Цель не оправдывает средства. Это как предлагать хорошую пищу. Можно просто положить её на видное место и поставить табличку «Отдам бесплатно», а можно хватать прохожих и силком пихать её им в рот. Учение придерживается первого варианта. Хотя у этого варианта есть свои минусы. Например, многие просто не поверят, что нечто хорошее может предлагаться бесплатно, и уже поэтому пройдут мимо. Людей приучили к тому, что бесплатное опасно («Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»). А мне неоднократно советовали брать за обучение деньги. «Ведь у людей — говорили мне — логика проста: если ты не берёшь денег за то, что предлагаешь, значит, это какая-нибудь ерунда. Бери деньги, и количество желающих познакомиться с Учением возрастёт в разы». Вот такой метод рекламы Истины — через назначение ей цены. Можно подумать, что всё, за что берут деньги, оказывается качественным. Как раз наоборот: самые большие навары часто делаются на продажах какой-нибудь дряни или подделки. Или вообще пустоты, одной видимости. Ассоциация «деньги — качество», укоренившаяся у современного потребителя на уровне инстинкта, раз за разом его подводит. Но он ничему не учится на своих ошибках.

Мы ставим себе целью помочь как можно большему числу людей познакомиться с Учением. Но так, чтобы это не было навязыванием. У нас есть изданная книга, которую можно найти в книжных магазинах. Информация, касающаяся Учения, имеется в Интернете, в свободном доступе. На данный момент у Учения есть сайт, где можно прочесть книги пандэкта и другие материалы, есть электронный журнал и канал на YouTube. Желающие могут читать, слушать, смотреть. При этом никто не зазывает их в стиле «Обязательно зайдите, обязательно прочтите! Это Истина, и вы должны это прочесть, должны увидеть!». И уж подавно никто не запугивает апокалипсисом или адом, от которого можно спастись, купив книгу или прочтя пандэкт, и не обещает указать дорогу в рай.

Это, кстати, особый момент. У нас нет того, что можно назвать завлекухами. Да, мы предлагаем Истину. Но кто сказал, что знание Истины облегчает жизнь? Чаще бывает наоборот. Идти по избранному пути, бороться со своими худшими качествами и воспитывать в себе лучшие качества, быть принципиальным, стараться творить добро и противиться злу, — всё это очень нелегко. Всё это зачастую осложняет жизнь. И мы честно предупреждаем об этом тех, кто начинает интересоваться учением. Не обещаем и посмертного блаженства. После смерти человека ждёт существование в мире энергии, а затем новое рождение и новая жизнь, со всеми её сложностями, радостями и бедами. Об этом мы тоже говорим прямо. И таким образом, как считают некоторые, мы делаем Учению антирекламу. Но что ж поделать, если правда звучит как антиреклама?

Учение не обещает решения всех проблем, улучшения жизни и посмертного блаженства. Что же оно даёт? Оно даёт знание Истины, понимание предназначения человека, возможность встать на верный путь, стать лучше самому и помочь стать лучше людям и миру. А для всего этого нужно потрудиться. Потрудиться познавая, меняя себя, делая что-то на всеобщее благо. Этот путь и открывает Учение. И обещает оно только то, что это верный путь.

На сегодняшний день наш методы, в целом, сводятся к тому, что информация об Учении и его материалы выкладываются в свободный доступ, о чём и сообщается там, где это уместно, — например, на тематических сайтах или в социальных сетях. Узнавая о существовании Учения, люди сами решают, хочется ли им узнать о нём больше. Если человек почитал, посмотрел и заинтересовался, он может обратиться с вопросами; если захочет, может стать учеником. При этом никто не будет зазывать его и завлекать.

Конечно, такой подход к продвижению Учения, так сказать, в массы, даёт достаточно скромные результаты. Это как в старом анекдоте: ты не продашь слона, если не будешь его расхваливать. Но перед нами и не стоит задача что-то продать в кратчайшие сроки и набить себе карманы, чтобы ещё успеть потом покутить. Наша задача — изменить людей и мир к лучшему. А это дело даже не десятков, а сотен лет. Поэтому мы ничего не навязываем и никого не завлекаем лживой рекламой. Мы предоставляем возможность узнать, что Учение существует. И дальше каждый уже сам смотрит, интересно ли и нужно ли оно ему.

Со временем у нас будет становиться больше возможностей для того, чтобы рассказать людям о существовании Учения. Однако правило «Предлагать, но не навязывать» останется неизменным. Ведь духовное развитие человека основывается на принципе свободы выбора. И эта свобода должна реализовываться прежде всего в выборе духовного пути.

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *