Под крылом Небесного Гепарда

Среди метафорических образов, используемых Учением, есть и такой своеобразный, как Небесный Гепард. Это зверь с крыльями, могущий и бегать по земле, и парить в небе. Он упоминается в двух текстах. Вот несколько отрывков из них.

Из митэвмы «Путь»:

«Прыжок Небесного Гепарда есть путь через пропасть. Крылатый зверь в небе не опередит птицу, но на земле — властелин. Он впряжётся в твою колесницу, Ананда, пожрав твоих коней и растерзав медлящих. В жемчуге шкура Небесного Гепарда, жёлтое пламя — его зев. Битва с Драконом — его жизнь; битва, которая никогда не кончается. Сними с него упряжь, Ананда, чтобы встать с ним рядом. Так говорит свиток: Небесный Гепард — в вечном прыжке; логово его — обитель белого огня» (Путь I, 20-26). «Рассвет — твой путь, Ананда. Ты и идущие с тобою — вихрь белого огня, ураган света. Вы есть зубы крылатого зверя: остры и белы; и рык крылатого зверя несётся над вашими головами, не задевая ваших шлемов. Прыжок через пропасть; о ты, Небесный Гепард, крылатый зверь земли: это твой путь. Бездна не страшна для крылатой твари. Он терзает гада бескрылого, живущего в Бездне; сверху, где нет верха, снизу, где нет низа, справа и слева, где нет ни правой, ни левой стороны, спереди и сзади, где нет направлений, — здесь добыча крылатого зверя. Два змея сошлись в битве, их жала переплелись: вот белый, средоточие света, в теле крылатого зверя, и вот змей без вида и плоти, средоточие небытия, в теле Дракона» (Путь IV, 1-7). «Подними глаза: над тобою парит крылатый зверь неба. Войди в сень его крыл — и жар небесного огня не опалит тебя; ветер же, приходящий из сердца пустыни, не иссушит тебя, но наполнит и развернёт крыла твои» (Путь X, 8-9).

Из митэвмы «Видение»:

«Потом явился дракон; и он, раскрыв пасть, набросился на человека, открывшего врата. И кусал его, и бил лапами и хвостом, и наваливался на него боком, желая раздавить, — но повергнуть не смог. Тут с неба спустился зверь, подобный тигру; зрачки его пылали белым пламенем, и зев извергал свет; и он имел крылья словно бы из огня. Зверь этот схватился с драконом, и земля сотряслась» (Видение, 24-27). «Когда же последний из пришедших коснулся дракона, он утих совершенно и лёг, распластавшись. Тогда зверь, подобный тигру, схватил его зубами за хребет и вместе с ним поднялся к небу» (Видение, 40-41).

Первое, что можно сказать по поводу этого символа, — это то, что он устойчив и традиционен для Учения. Авторы смыслов процитированных текстов принадлежали к Учению в разные эпохи. Автор смыслов «Пути» — несколько тысяч лет назад; автор смыслов «Видения» — не один десяток тысяч лет назад, и жил он совсем в другом регионе. Но образы, рисуемые ими независимо друг от друга, практически идентичны. То, что в одной митэвме он назван Небесным Гепардом, а в другой — зверем, подобным тигру, не должно смущать. Просто каждый сравнивал его с тем, с чем имел возможность сравнить. Культуре Шер-Андера было знакомо такое животное, как гепард, и именно оно послужило сравнением для символического небесного зверя. В том времени и регионе, где жил Тантаиддан, гепардов не знали, но знали тигров, — потому и небесный зверь был уподоблен тигру. Понятно, что это и не гепард, и не тигр, а некий зверь, в принципе напоминающий хищника из семейства кошачьих, снабжённый крыльями, — огненными или не обязательно огненными. В других текстах «Эвора» и «Дорона» он не упоминается. Однако это не означает, что во времена других откровений в Учении не было подобного образа. Судя по его сходству в двух процитированных текстах, он был общим для Учения в разные эпохи. Вероятно, он возник во времена первого или одного из ранних откровений, тогда же получил свои очертания, а в дальнейшем существовал в мире энергии. Его видели таким пророки или Учителя; и таким его увидел Тантаиддан, не будучи Учителем, но получив возможность заглянуть в вероятное будущее с помощью своего Учителя. Таким его получили и мы, как часть наследия Учения. Таким он и останется для будущего.

Что символизирует крылатый зверь? Почему именно зверь, хищник? Не просматривается ли здесь некая агрессия? Нет, не агрессия. Борьба. Он — тот, кто сражается с Драконом. Кто такой Дракон? Это проводник тенденции небытия, проводник импульса к разрушению, служащего искушением для осознающих. То есть проводник самого худшего, что только может быть во Вселенной. Задача осознающих, и в том числе людей, — отвергнуть его и победить, изгнать из себя его влияние. Сделать это нелегко, потому что он силён. Сила его воздействия велика, ибо она соответствует его задачам, затрагивающим всех осознающих Вселенной. Но они могут победить, и побеждают, — потому что имеют в себе силу, даже не равновеликую силе Дракона, а превосходящую её. Не будь в них такой силы, они были бы заведомо обречены на поражение, и тогда всё это не имело бы смысла. Однако они не обречены и на победу, — потому что в этом случае не было бы никакого свободного выбора. Эта сила имеется в каждом, — но её нужно мобилизовать и привести в действие. Тогда любой и каждый сможет, выйдя на единоборство с Драконом, победить его. Эту внутреннюю силу и символизирует Небесный Гепард. Он имеет клыки и когти, потому что ему сражаться с хищным Драконом. Он символизирует борьбу, битву, — но битву только с одним конкретным противником, оружию и напору которого нужно противопоставить своё оружие и свой напор. Символом такого же плана могли бы быть два скрещённых меча: один — оружие тёмных сил, другой — светлых.

Сила, олицетворяемая Небесным Гепардом, имеет своим источником Дух. Указание на это содержится, например, в словах «зрачки его пылали белым пламенем». Следует также подчеркнуть, что это именно небесный зверь; здесь небо — символ чего-то высшего, «высшего» в смысле «благого». И сам зверь уподобляется небу: «В жемчуге шкура Небесного Гепарда, жёлтое пламя — его зев». Жемчуг здесь олицетворяет звёзды, а жёлтое пламя клыкастого зева — солнце, которое может быть суровым и причинять боль. Небо с сияющими звёздами и дарящим свет солнцем сходится в схватке с тёмной, высасывающей жизнь Бездной. «Он терзает гада бескрылого, живущего в Бездне; сверху, где нет верха, снизу, где нет низа, справа и слева, где нет ни правой, ни левой стороны, спереди и сзади, где нет направлений, — здесь добыча крылатого зверя», — вот как об этом говорится в митэвме.

В ней сказано также: «Ты и идущие с тобою — вихрь белого огня, ураган света. Вы есть зубы крылатого зверя: остры и белы; и рык крылатого зверя несётся над вашими головами, не задевая ваших шлемов». Белый огонь — это сила блага, исходящая из Духа. Когда дело идёт конкретно о борьбе с Драконом, о том, что люди выходят на противостояние с ним, обобщённый образ белого огня отливается в более конкретную форму, и возникает образ Небесного Гепарда. Люди, сознательно выходящие на бой с Драконом, становятся как бы частью сражающегося с ним небесного зверя. Ведь его сила реализуется через них. И они уподобляются его зубам — зубам, которым он терзает гада Бездны. Такие воины — «вихрь белого огня, ураган света». Через них в мир изливается сила Духа, побеждая то, что исходит из Бездны.

Воины, выходящие на такую битву, осенены крылами Небесного Гепарда. Об этом сказано: «Подними глаза: над тобою парит крылатый зверь неба. Войди в сень его крыл — и жар небесного огня не опалит тебя; ветер же, приходящий из сердца пустыни, не иссушит тебя, но наполнит и развернёт крыла твои». Быть под его распростёртыми крылами — это и защита, и помощь, и побуждение, и залог победы. И у тебя самого развернутся крылья. Ничто не сможет повергнуть такого воина. Он сам — проводник белого огня. И Дракон, один из высших элементалов, существо вселенского масштаба и соответствующей мощи, оказывается слабее его. Слабее человека.

Каждый из людей — такой воин. Не может им стать в некой далёкой перспективе, а уже является им. Все люди таковы от рождения; это заложено в их сущность. Но некоторые не знают об этом, другие не хотят или боятся знать, третьи знают, но не желают этим воспользоваться, потому что предпочитают покоряться Дракону. Что может быть печальнее и неприятнее, чем вид воина, при приближении противника трусливо бросающего оружие и поднимающего руки?..

К счастью, такая слабость всегда временна. Каждый воин однажды вспоминает о том, что он — воин. И оружие, брошенное и, казалось бы, потерянное на месте позорной капитуляции, чудесным образом снова оказывается у него в руках. А над ним, в вышине неба, звёздного ночью и солнечного днём, простираются крыла Небесного Гепарда. Простираются как покров надёжной защиты и источник неисчерпаемой силы.

Каждый в своё время вот так выйдет на бой с Драконом. И сможет победить. Потому что человек — всегда человек, в какие бы бездны мрака и трясины грязи он себя ни уронил. Его глубинная сущность, из которой сияет белый огонь, не утрачивается: она всегда в нём. И скрытая в этой сущности сила, мощи которой он и сам не представляет, не остаётся скрытой вечно. Она существует для того, чтобы проявляться. Рано или поздно это происходит. И тогда воин оказывается под сенью крыл Небесного Гепарда, и слышит над своей головой его рык, предвещающий победу.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *