Перед лицом Природы


Читая статьи и другие материалы, посвящённые Учению, можно заметить его особое отношение к Природе. Мы часто говорим о ней как о живом существе, как о личности. Причём личности, более всего напоминающей Бога. Природа вездесуща и всеведуща. Она создаёт всё, что существует во Вселенной, включая человека. Она видит человека насквозь, знает его лучше, чем он сам знает себя. Она воплощает собой законы Мироздания, она что-то позволяет и чего-то не позволяет. У неё есть цели, есть своего рода план, который она осуществляет, и на осуществление которого работают эти законы. Действительно, похоже на Бога. Однако давайте рассмотрим всё это поближе.

Прежде всего, в отличие от Бога, Природа несовершенна. Она развивается, совершенствуется, вырабатывает то, что необходимо ей для дальнейшего существования. Затем, она не всемогуща, и не может изменять свои законы произвольно, следуя каким-то желаниям. Эти законы обязательны и для неё самой, вместе со всеми их взаимосвязями, принципом причин и следствий и т.д. Она вездесуща потому, что она и есть всё, что существует во Вселенной, всё в его совокупности. Она присутствует в каждой частице себя, — так же, как и человек присутствует в каждой частице себя. Природа всеведуща, потому что, присутствуя в каждой частице себя, она видит (воспринимает) то, что с этой частицей происходит. То же и в отношении человека: он — частица Природы, и она знает всё, что он чувствует, думает и делает. Она видит его как бы изнутри. При этом её восприятие не затуманено факторами, которыми затуманено его восприятие, и она видит в нём то, чего он и сам в себе не видит. Природа всё создаёт, — но создаёт не посредством сверхъестественной силы, а эволюционным путём. Эволюция — это совокупность законов, направленных на «разработку» более прогрессивных форм организации всего, что существует во Вселенной. Природа сама живёт по этим законам, и не может их переиначить и заставить появиться то, что не вписывается в причинно-следственную логику эволюции. То есть она творит по плану. А план — это та же эволюция. Есть цель, которой должен достигнуть Творец: новое преображение. Мироздание создавалось именно ради достижения этой цели, и под это были изначально «заточены» все законы, сама эволюция. Всё работает на это, — на осуществление программы развития, изначально заложенной в систему Природы.

Если смотреть под таким углом, то Природа уже не напоминает Бога. Всё вполне естественно, логично и понятно, без какой бы то ни было мистики, божественного произвола и непостижимых тайн божественного замысла. Так что же она такое по своей сути? Я скажу так: то, что мы называем Природой, это совокупность законов и принципов, действующих в Творце, животворимых и направляемых единым для всего Духом и вещественно воплощённых в материи и энергии. Собственно, это сам Творец, но обращённый в себя, выраженный через его законы и субстанции. Так же можно говорить о природе человеческого организма, подразумевая совокупность законов, по которым он существует, и субстанций, из которых он состоит. Причём природа организма работает даже тогда, когда человек спит или находится без сознания. Это механизм, который запущен и работает так, как ему положено. То же относится и к Творцу. Сейчас он себя не осознаёт, — однако Природа работает, её законы действуют, программа выполняется. Так что в этом смысле Природа — это стихийная ипостась Творца, организованная и получившая первый импульс для развития в момент творения, благодаря разуму и воле Творца, но дальше действующая уже как запущенный механизм. Только механизм живой и чувствующий.

Тут напрашивается вопрос: если наша Вселенная — это Творец, и Природа, как мы её понимаем, это тоже Творец, то можно ли считать Учение пантеистическим? Вопрос хороший. Ведь от правильного определения зависит многое.

За определением самого пантеизма обратимся к Википедии. Там сказано следующее: «В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-Творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе». В принципе, очень похоже, почти один к одному. Почему «почти»? Потому что Бог всё же воспринимается как высшая сверхъестественная сила, — даже если он имеет телесное воплощение. В приведённом определении сказано, что для пантеистов Бог не личностен и не антропоморфен, — и не сказано, что он не является сверхъестественным существом, что он сам является плодом эволюции и тоже подчиняется её законам. Впрочем, несколько дальше говорится следующее: «Внутри сообщества пантеистов ведутся споры о применении слова «Бог». Пантеисты не верят в Бога в традиционном понимании в качестве личности и творца, вследствие чего одни современные пантеисты стараются не применять слово «Бог», поскольку, по их мнению, оно вводит в заблуждение. Другие полагают, что слово «Бог» существенно для выражения силы чувств, которые они испытывают в отношении природы и Вселенной. Некоторые критики утверждают, что в пантеизме под словом «Бог» понимается не что иное, как «природа», «Вселенная» или «реальность». Однако слово «Бог» (если его употребляют) означает скорее выражение чувств пантеиста, чем проявление сверхъестественных сил во Вселенной». Ещё говорится о разновидностях пантеизма (материалистический, идеалистический, дуалистический), о разных интерпретациях этого понятия и т.д.

Довольно сложно ответить на вопрос о пантеистичности Учения, если у самого пантеизма нет однозначного определения. Но если всё-таки исходить из того, чем мы располагаем, то можно сказать так: если под Богом подразумевать сверхъестественное всемогущее существо, воплотившее себя во Вселенной и её природе, то тогда — нет, это не об Учении. Если под Богом подразумевать Вселенную и Природу как совокупность естественных законов и субстанций, но без личностного начала, то тогда — тоже нет. По Учению, Природа — это совокупность естественных законов и субстанций, имеющая в себе личностное начало как личность Творца, который не является сверхъестественным и совершенным существом, который претворил себя во Вселенную ради собственного эволюционного развития, и сделал это по естественным законам, а не посредством сверхъестественного акта. Определение довольно тяжеловесное, но при этом достаточно точное. Если представленную в нём картину можно считать пантеистической, то это будет утвердительным ответом на вопрос. Хотя я считаю, что при общей размытости понятия «пантеизм» этот ответ вряд ли является убедительным. Иными словами, я считаю вопрос о пантеистичности Учения открытым. Похоже, что здесь требуется иной термин, не «пантеизм». Какой же? Сложно сказать. Его нужно выработать.

Так всё же, является ли Природа личностью? По большому счёту, да. У неё есть восприятие, ощущения, желания, — например, желание, чтобы эволюция шла успешно и приводила к нужным результатам. У неё есть своего рода эмоции, — например, она любит людей (ведь они её частицы), страдает и скорбит, когда они страдают и погибают, и она рада им помочь, когда им трудно. У неё есть своеобразная форма разума — как соединение пассивного разума, присутствующего во всём, и активного разума, проявляющегося в осознающих. Да, она — личность: видящая и чувствующая, знающая и понимающая, любящая и скорбящая, щедрая и строгая. Она глобальна, она — сама Вселенная. Её восприятие, сила, знания и ответственность имеют вселенские масштабы, её разум действует по-другому, и потому её личность очень отличается от личности человека. То есть в нашем, привычном, индивидуалистическом понимании, в нашем понимании мышления и волевого действия она не укладывается в определение «личность». Её определение как личности гораздо масштабнее и специфичнее, оно необычно для нас. Его даже сложно описать, сформулировать. Но тем не менее. Природа — личность, хотя и в непривычном для нас понимании.

Она личность, но не Бог. Ей не нужно поклоняться, её не нужно бояться, у неё не нужно что-либо просить, её не нужно задабривать дарами. Она и так делает всё, что должна и что может; она не станет делать недолжного, сколько ни проси; она всегда поможет, — только ты сумей понять и принять эту помощь; и от людей ей нужно лишь одно — чтобы они были для Вселенной теми, кем должны быть. Чтобы они были людьми.

Мы все стоим перед лицом Природы, как перед лицом доброй и любящей, но при этом бдительной и строгой матери. Матери, давшей нам жизнь. Той, плотью от плоти которой мы являемся. Той, для кого мы можем стать бедой, а можем стать радостью. Той, кто ответственна за нас и за кого ответственны мы. Той, кто возлагает на нас большие надежды, — ведь мы должны помочь Творцу придти к новому преображению, и тем самым помочь Природе воплотить смысл её существования. Мы обязаны ей всем, и мы можем сделать для неё так много. Ради этого следует постараться. А прежде всего нужно уметь её любить. Любить, как она любит нас, как любишь свою плоть и кровь, как любишь душу, единую с твоей душой. Тогда мы сумеем понять её, принять всё, что может дать нам она, и сами дать ей всё, что можем. И тогда нам будет не стыдно уже сознательно встать перед её лицом и сказать: «Здравствуй. Мы с тобой едины».

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *