Отцы XII, 53

Всякий человек под грязью ничтожности есть подлинный человек. (Отцы XII, 53)

У того, кто прочёл эти слова, может сразу же возникнуть несколько вопросов. А что значит «подлинный человек»? Разве есть не подлинные люди? И если считать кого-то таковым, то не значит ли это унижать его? Всё это закономерные и правильные вопросы. И на них имеются ответы.

Начну с того, что не подлинных людей нет. Каждый человек — это настоящий человек. Однако он может стать таким, что в нём практически перестаёт просматриваться человеческое. Это можно сравнить с ситуацией, когда кто-то перестал следить за собой, опустился, спился, стал лживым и агрессивным, ходит грязным и рваным, и в завершение всего его находят валяющимся в канаве, запаршивевшего, в блевотине и собственных испражнениях. Что это за существо? Оно не выглядит как человек, не действует и не говорит как человек, его желания — это уже никак не желания человека, и в этом смысле даже в сравнении с животным он проигрывает. Но по сути своей он продолжает оставаться человеком. И может вернуться к нормальному человеческому состоянию. Потому что то, что он с собой сделал, — это внешнее, поверхностное. Его беда в том, что он позволил внешнему, ненастоящему и ненормальному возобладать над внутренним, настоящим и нормальным. На самом деле он не утратил своей человеческой сущности, но пренебрёг ею, забросил её и забыл.

Оставаясь по своей сущности человеком, он в каком-то смысле перестал им быть. Является ли констатация этого факта оскорблением? Вряд ли. Тут если кто-то кого-то и оскорбляет, то только он сам себя. Довести себя до такого состояния — значит даже не то чтобы оскорбить себя, а просто надругаться над собой.

То же самое происходит и тогда, когда человек доходит до такого состояния внутренне, внешне оставаясь вполне нормальным. Он чисто умыт, опрятен, вежлив, культурен, его поведение, вроде бы, вполне социально. Но его внутреннее пространство представляет собой помойку. Он алчен, подл, властолюбив, похотлив, самовлюблён, лжив, жесток. Вся его жизнь — служение порокам. Он приносит людям неприятности и беды, идёт к своим целям по головам, а чужие страдания, как и судьба окружающего мира, его нимало не волнуют. Это такие же грязь, парша и блевотина, как и в предыдущем примере, — только скрытые под внешним лоском. Этот тоже продолжает оставаться человеком по своей изначальной сущности, и продолжает выглядеть им внешне, но по желаниям и поступкам это самое настоящее чудовище. И такие чудовища встречаются чаще, чем валяющиеся в канавах забулдыги.

Те и другие впали в ничтожность. Это значит, что они предпочли ложное истинному, низменное высокому, мелочное великому. Вместо того, чтобы развивать и расширять своё восприятие себя, подниматься в своём осознании до уровней человека-мира и человека-Вселенной, они сузили себя до рамок самых низменных желаний, какие только могут быть, ограничили себя рамками самого узкого, эгоистичного «я». Это подобно грязи, толстый слой которой налипает на подлинную человеческую сущность, обволакивает её собой, — и вот ту уже трудно разглядеть. Причём не только для того, кто смотрит со стороны, но и для самого её обладателя.

Несмотря ни на что, человек всегда остаётся человеком. Его подлинная сущность бессмертна. Ею можно пренебречь, её можно забросать мусором, — но совершенно отказаться от неё нельзя, и утратить её невозможно. Это значит, что к ней всегда можно вернуться. Всегда можно возродиться.

Что же такое эта подлинная сущность? Это то, что соответствует предназначению человека. То, чем он наделён для исполнения своего предназначения. Интеллект, способности и таланты, чувства, положительные качества и добродетели, свободная и сильная воля. Всё лучшее, что есть у Творца. Потому что без этого человек не смог бы быть тем, чем он должен быть: силой, совершенствующей Вселенную. Это и есть подлинный человек. Таков каждый из нас. И нужно стараться соответствовать этому. Тогда мы будем жить полной жизнью.

Одна из самых печальных вещей на свете — когда человек теряет себя и превращается чёрт знает во что. Но одна из самых замечательных вещей на свете — то, что это всегда можно исправить.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *