Отцы XI, 8

Вот мера ничтожности: ничтожен тот, кто мерой своей жизни и мерой своих дел ставит себя. (Отцы XI, 8)

Эгоизм — парадоксальное явление. Парадоксальное уже в том, что сведение всего к собственным интересам и пренебрежение интересами окружающих создаёт для эгоиста неблагоприятную среду. Если бы всё действительно могло ограничиться только его личным замкнутым мирком, то, может быть, построение исключительно комфортной среды и было бы возможно. Однако так не бывает. Все живут в обществе и взаимодействуют с ним. Попытки построения собственного комфорта за его счёт вызывают ответную реакцию. На чисто человеческом уровне это плохое отношение окружающих, за счёт которых — счёт материальный и моральный — эгоист выстраивает своё благополучие. И в итоге он теряет больше. Он поступает как человек, в погоне за копейкой теряющий рубль, — потому что отрицательное отношение окружающих создаёт ему дискомфорт в настоящем и лишает его множества возможностей в будущем. Что же до общества в целом, со всеми его институтами, то эгоистичными действиями мы расшатываем его, разрушаем, — и в дальнейшем это, опять же, ухудшает нашу жизнь. Эгоист портит среду, в которой обитает, тем самым усложняя своё собственное положение, делая его менее комфортным и менее безопасным, в том числе на перспективу. То есть парадоксальность эгоизма — в его недальновидности. Эгоист стремится улучшить свою жизнь, но на самом деле ухудшает её. Это одна из самых трагичных форм самообмана.

Другой парадокс заключается в том, что эгоист, считающий себя самым важным, что есть в мире, превращает себя в ничтожество. Человек существует не сам по себе. Оно просто не предназначен для этого. Он всегда часть чего-то большего. Например, пары. Или, в более широком смысле, семьи, рода. Часть рабочего коллектива. Компании друзей. Часть религии, партии, социальной доктрины, которую он принимает. Часть своего народа, страны, общества в целом. Часть человечества и нашего мира. Часть Вселенной. То есть он всегда больше, чем единица. Но когда он начинает рассматривать самого себя как главную ценность, когда он в своих же глазах заслоняет собой всё остальное, отделяясь от него и противопоставляя себя ему, тогда он становится крошечной пылинкой в сравнении с ним. Это как поднести пылинку к самому глазу, да ещё и глянуть на неё через сильное увеличительное стекло. Она покажется громадной, как гора, закроет собой весь мир, горизонт, закроет солнце. И это будет всего лишь иллюзией. На самом деле она останется пылинкой.

В этом суть того, что происходит с самовлюблённым эгоистом. Сводя меру своей жизни и своих дел к собственным интересам, малым в масштабе человечества и ничтожным в масштабе Вселенной, он сам становится ничтожным. И тем более ничтожным, чем больше он концентрируется на себе. Когда человек воспринимает себя как часть чего-то великого, живёт его жизнью и следует его целям, он становится этим великим. Когда же он отделяется и начинает жить только собой, он становится мелким и незначительным, как пылинка. Возвышая себя сверх всякой степени, ставя свои личные интересы выше интересов всего остального и всех остальных, он унижает себя до состояния ничтожества. Так его не смог бы унизить и худший недоброжелатель.

Эгоизм — производное от гордыни. Именно она и совершает с человеком это печальное чудо: вызывая иллюзию исключительности и величия, заставляя забыть о себе подлинном и видеть только себя мнимого, ввергает его в ничтожность.

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *