Одос: путь должного

Несмотря на то, что Учение в своём нынешнем виде появилось недавно, оно уже успело обзавестись некоторыми традициями. Традиционно, например, использование в нашей терминологии древнегреческого языка. Начало ему было положено тогда, когда Эмере сам дал название одному из надиктованных им текстов. Это было древнегреческое слово «эосфор». Тогда мы, используя тот же язык, поименовали тексты, до того остававшиеся без названий, и разработали терминологию для обозначения частей пандэкта (митэвма, энон, логион и т.д.). Был разработан термин «гносалетэйа». Всё это уже прочно вошло в наш лексикон, стало привычным. Мы не перешли полностью на древнегреческую терминологию, но время от времени в словарь Учения добавляются новые слова, обозначающие некоторые специальные понятия. Сегодня мы поговорим об одном из них. Это понятие «Одос».

«Одос» — довольно многозначное слово (что в порядке вещей для древнегреческого языка). Именно соединение в нём нескольких значений позволяет выразить тот глубокий смысл, которым наполнено одно из важнейших для Учения понятий. Прежде всего, это значение «путь», «дорога», — в прямом и переносном смысле, а также в значении «переход», «путешествие», «движение». Затем — «русло», «течение», «направление». Затем — «метод», «способ», «средство». И, наконец, «делать нечто надлежащим образом» и «поступать здраво». Это ещё не все значения, — но может показаться, что и их уже слишком много. Однако это не так. Приведённые значения как раз очень хорошо отражают разные аспекты того, что мы называем «Одос».

Что же такое Одос? Можно сказать так: это совокупность принципов и моральных норм, которыми последователи Учения руководствуются в жизни. Вытекают эти принципы и нормы из того, как устроен мир и каково место в нём человека. Они имеют практическое воплощение в поступках, которые мы совершаем. Правильный поступок — это поступок, который соответствует Одосу. То есть такой, который не идёт против законов Природы, а наоборот, является их выражением и содействует им. И при этом соответствует предназначению человека, — то есть это поступок естественный, правильный, нужный; такой, каким и должен быть нормальный человеческий поступок. Человек — не ничтожная и бессмысленная пылинка: он часть Вселенной, важный элемент в механизме Природы. От него кое-что зависит. И если он поступает неправильно, плохо, то тем самым он не только причиняет вред Вселенной, но и лишает своё существование смысла. Или даже хуже: придаёт ему отрицательный смысл. Это как если бы важная и нужная шестерёнка часового механизма искривилась или начала вращаться в обратную сторону, нарушая работу часов и заставляя их врать. Правильные же поступки, напротив, способствуют развитию самого человека и помогают исправно работать механизму Вселенной. Одос — это практическое осуществление через человеческую жизнь всего нормального, правильного, благотворного.

Одос — это путь, которым идёт последователь Учения. Жизненный путь, нераздельно слитый с путём духовным. Это движение в определённом направлении и к определённой цели. Путь к самому себе, — такому, каким ты должен быть. Путь к тому, чтобы научиться самой своей жизнью помогать Вселенной существовать и развиваться. Это духовное и моральное русло, по которому течёт твоя жизнь; русло, задающее направление её течению. Это методы, способы и средства, которыми ты действуешь, — то есть конкретное, практическое выражение тех принципов и моральных норм, которые формируют твой путь, прокладывают русло для течения твоей жизни. Это не просто какие-то поступки, а поступки надлежащие, — такие, которые соответствуют подлинной сущности человека, его предназначению, помогают ему выполнять важную работу, доверенную ему Природой. Это здравые поступки, основанные не на капризах, выгоде, страхах, злобе или порочных желаниях, а на знании, что именно является необходимым и правильным, на осознанном стремлении к благу, на силе воли и лучших человеческих качествах. Всё это Одос, всё это разные его грани.

Если постараться определить его как-то проще, в двух словах, то это будет звучать так: путь должного. Но и тут не обойтись без хоть сколько-нибудь развёрнутых пояснений. Путь должного — это когда ты делаешь то, что правильно и нужно, при этом понимая, почему оно правильно и для чего нужно, осознавая себя единым целым с тем, в чём и ради чего ты это делаешь (т.е. с миром, со Вселенной), и делая это добровольно и с радостью, как то, что тебе хочется делать. Здесь соединены знание, понимание, осознание, ощущение, чувство, желание, устремление, мышление, выбор, действие, результат. То, что получится в результате такого соединения, и будет Одос, или путь должного.

Одос — это также образец, эталон, по которому может оцениваться правильность и неправильность конкретных поступков. То есть можно сказать «Этот поступок — не по Одосу». Это значит, что поступок неправильный, безнравственный, недостойный человека и его предназначения, вредный для него самого, мира и людей. И наоборот: поступок по Одосу — это правильный, достойный и благой поступок. «Жить по Одосу» значит жить по естественным законам и сознательно (это важно!) быть их частью, их проявлением в мире людей.

Для того, чтобы было понятнее, проведу параллель с индуистским понятием «дхарма». Вот что о нём говорится, например, в Википедии: «Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар или дхри dhṛ — «держать, поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т.п.». Собственно, Одос и есть тот эквивалент, который трудно найти. Это, так сказать, дхарма по Учению. Жить по Одосу — значит самой своей жизнью поддерживать нормальное действие вселенских законов, помогая им в этом. Это и долг человека как его Великое Долженствование, и нравственное развитие, и практическая этика, и вытекающие из неё конкретные решения и поступки. Только при всём при том — ничего религиозного, мистического, никакой апелляции к сверхъестественным силам. И картина мира — не индуистская, а по Учению. И представления о сущности человека и его целях, естественным образом вытекающие из этой картины.

Цель каждого последователя Учения — научиться жить по Одосу. То есть научиться быть тем, чем надлежит быть человеку. Научиться — значит узнать, разобраться, понять. Поэтому познание, изучение Учения, доверие Учителю тоже являются неотъемлемой частью жизни по Одосу. Как и стремление изменить себя в правильную сторону, изменить к лучшему. Мы для того и познаём, чтобы узнать, кто мы, какими нам следует быть, как нам нужно измениться, ради чего, и что для этого нужно делать. А прежде всего нужно изменить свои желания. Нужно научиться хотеть правильных вещей. Если ты хочешь стать лучше, правильнее, и хочешь по-настоящему, нелицемерно, тогда изменить свои конкретные поступки станет существенно легче. Ведь очень трудно делать то, чего не понимаешь, в чём не видишь пользы и чего не хочешь. И наоборот — ты легко, с радостью и удовольствием делаешь то, что находишь полезным и приятным. Так через знание и правильное желание ты приходишь к правильному действию. Через эти три шага — познать, захотеть, действовать — ты осуществляешь Одос, то есть должное.

Можно ли идеально следовать Одосу? Нет, — как бы странно это ни прозвучало. И сразу же возникает вопрос: зачем учиться тому, чему невозможно следовать? Ответ прост. Ему невозможно идеально следовать уже потому, что познание — это процесс, растянутый во времени. Мы учимся постоянно. К нашим знаниям и умениям всё время что-то добавляется, — и впереди всегда остаётся ещё много. Я скажу так: ты можешь быть хорош ровно настолько, насколько ты можешь быть хорош сегодня, при твоём сегодняшнем багаже знаний и уровне осознания. А завтра, когда ты прибавишь к этому ещё что-то, ты сможешь быть ещё лучше. Жизнь по Одосу — не спринтерский рывок, когда через несколько секунд ты уже на финише, и пожинаешь лавры. Нет: это постоянное движение, подъём наверх, когда под твоими ногами всё новые и новые ступеньки, а до неба всё никак не дотянуться. Ты следуешь Одосу настолько хорошо, насколько можешь; и делаешь всё для того, чтобы завтра смочь следовать ещё успешнее. Таково движение жизни, эволюция. Ну а когда ты приблизишься к небу вплотную, тогда ты уйдёшь в него. То есть перестанешь перерождаться и перейдёшь в мир Духа. Это будет означать, что твоё следование Одосу, то есть должному, правильному, стало практически безупречным. Настолько безупречным, что улучшить его с помощью тела уже невозможно. И тело тебе больше не нужно. Это конец цепочки перерождений, высшая точка твоего развития как личности. И ты возвращаешься в мир Духа, откуда когда-то вышел менее совершенным, и сливаешься в великом единстве с другими прошедшими путь.

Нет ли здесь противоречия? Ведь выше сказано, что идеально следовать Одосу невозможно. Да, всё так: идеально следовать невозможно. Однако можно достичь уровня, когда такое следование становится возможным. Просто в тот момент, когда ты достигаешь этой высшей точки своей личной эволюции, ты перестаёшь перерождаться и быть человеком. Ты становишься частью того, что можно назвать сверхличностью. Частью будущей личности Творца.

Такова цель, к которой ведёт следование Одосу, жизнь по Одосу. Нужно учиться жить так, нужно всегда стараться следовать ему настолько хорошо, насколько ты можешь, исходя из твоего сегодняшнего уровня. Только так можно продвинуться дальше, и однажды достичь цели, — пусть не в нынешней жизни, пусть в одной из следующих, но достичь. И достижение это возможно только потому, что ты делаешь шаги к нему уже сегодня. Если ты сегодня остановишься, достижение в будущем не состоится. Поэтому то, что ты делаешь сегодня, так важно. Продвигаясь сегодня, ты живёшь в будущем. И вместе с тобой живёт вся Вселенная, которая не может без тебя обойтись. Не может обойтись без твоего вклада в её будущее.

Вот что значит «жить по Одосу». Можно ли вместо этого сказать «жить по Учению»? При желании, да. Однако Одос не в точности то же самое, что Учение. Оно имеет теоретический аспект, а Одос подразумевает по большей части аспект практический, выражение Учения в действии. То есть если ты знаешь картину мира по Учению, знаешь, какие принципы из неё вытекают и признаёшь их верными, — это ещё не Одос. Одос — это когда всё перечисленное переходит в действие, становится практическим содержанием твоей жизни, её плотью. Одоса без Учения быть не может, ибо практика должна опираться на теорию. А Учение без Одоса бесполезно, ибо без него оно не работает, оставаясь просто картинкой. Это то же самое, как если изложить его в книге, а потом поставить книгу на полку и никогда не открывать. Изложение есть, толку нет. Одос — Учение в действии. Живое Учение. То есть, иными словами, Одос в своём практическом осуществлении — это люди.

Последователи Учения — это Одос во плоти. На самом деле мы не просто следуем ему, живём по нему. Мы и есть он. И следуя ему мы осуществляем себя. О том и шла речь выше, когда я сказал, что это такие поступки, которые соответствуют подлинной сущности человека, его предназначению. Живя так, как должно, человек досоздаёт себя. Достраивает себя на том фундаменте, который заложила Природа, приведя его в первое рождение. Это то, что мы делаем, следуя Одосу, будучи им.

Здесь, пожалуй, и закончу. Тема далеко не исчерпана, и не может быть исчерпана. Мы ещё не однажды к ней вернёмся в дальнейшем. Например, у неё есть интересное продолжение, — то, что касается одократии. Это, в отличие от просто принятого на вооружение слова «одос», ещё один уникальный термин, разработанный специально для Учения. Но о нём — в другой раз.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *