Очередной рецепт спасения?

ocherednoj-recept-spaseniya

Сейчас никого уже не удивишь речами о том, что мир стоит на краю пропасти, и что кто-то принёс людям учение, которое должно помочь спастись тем, кто пойдёт за ним, или должно чудесным образом преобразить мир. Такие спасители ожидаемы, и появляются постоянно. В наше время — особенно часто. Саму тенденцию понять несложно. Мир и впрямь стоит на краю пропасти; это становится всё более очевидным фактом. Соответственно, всё больше становится тех, кто обещает спасение, и тех, кто охотно верит таким обещаниям. И «спасительные» учения растут как грибы после дождя.

На их фоне УЕХ может поначалу теряться. Потому что на первый поверхностный взгляд оно кажется похожим на них. Есть человек, утверждающий, что получает знания из высшего источника. Есть построенное на основе этих знаний учение, которое должно благотворно повлиять на ситуацию и помочь миру отойти от края пропасти. Вроде, схема та же.

Вот именно: вроде. На деле же всё обстоит иначе.

Во-первых, спасение, в рассматриваемом контексте, есть понятие религиозное. А УЕХ — не религиозное учение. В нём нет мистики. И сам его источник информации — не какое-то сверхъестественное существо, милостиво соизволившее помочь грешникам спастись, а Природа, частью которой мы все являемся. Мы, люди, живём в ней, а она нуждается в нас, как в важной своей части, от которой многое зависит. Живой организм борется с болезнью, обострившейся в одной из его частей, — в человечестве. Это не милость и не желание заставить кого-то поклоняться и возносить мольбы и хвалы, а естественный процесс. Природа помогает нам, мы через себя оздоровим и сделаем лучше её. Поэтому в Учении нет никакой мистической истерии и религиозной экзальтации, и не нагнетается тяжёлый ужас перед концом мира, — тот ужас, на котором, собственно, и держатся «спасительские» культы. Всё проще. Ситуация в мире ухудшается, — в том смысле, что становится больше агрессии, алчности, эгоизма, аморальности всех возможных разновидностей, гордыни и умственной ограниченности. Всё это вряд ли приведёт ко всеобщему счастью и процветанию. Значит, надо что-то делать. Надо помочь людям выйти на верный путь, уводящий от края той самой пропасти. Природа помогает, передавая людям знания о подлинном устройстве и смысле существования Мироздания и о месте в нём человека. Предполагается, что это подтолкнёт их к тому, чтобы взяться за ум. И никаких воплей о надвигающемся светопреставлении и о необходимости всё бросать и начинать бороться за возможность оказаться в числе спасённых.

Небольшая ремарка. Ясное дело, что каждое учение считает истинной именно свою картину мира. Но тут уже надо смотреть по конкретному учению, — анализировать его на предмет выяснения, насколько вообще вменяема предлагаемая им картина. То есть сам факт претензии на обладание Истиной ещё не говорит ни в пользу того или иного учения, ни против него. Людям свойственно считать истинными те или иные взгляды. Здесь даже доходит до парадоксов: например, бытует убеждение, что никакая точка зрения не является неоспоримой Истиной. Притом само это убеждение преподносится именно как такая Истина.

Идём дальше. Во-вторых, что обычно понимается под «спасением», опять же, в религиозном смысле этого слова? Это быстрое избавление (за счёт милости высших сил, подкреплённой поклонением им и определённой религиозной практикой) от тяжести грехов или иного духовного груза, открывающее возможность попасть в рай или какой-то его аналог. Либо возможность избежать гибели в надвигающемся апокалипсисе. Либо то и другое вместе. Предлагает ли Учение нечто подобное? Начнём с того, что оно не обещает рая после смерти. Оно говорит, что путь человека в мир Духа гораздо длиннее, и он проходит через ряд жизней, в каждой из которых будут свои проблемы, свои страдания и труды. Таким образом, самого заманчивого — персональной путёвки в рай в кратчайшие сроки — не предлагается. Как уже говорилось выше, нет и запугивания неизбежным апокалипсисом. То есть в центре внимания здесь не личное, а общее. Спасать надо не столько себя, сколько мир, в котором нам ещё жить не одну жизнь, постепенно развиваясь и становясь лучше. И катастрофа не неизбежна. Смысл появления Учения в том, чтобы помочь её предотвратить. Помочь сберечь наш общий дом, а не открыть дорожку в рай тем, кто окажется праведнее прочих, обречённых гибели. Чувствуете разницу? Отсюда же вытекает и ещё одно отличие УЕХ от религиозных учений, сулящих личное спасение. Состоит оно в том, что Учение не акцентирует меркантильного момента. Ведь обычно провозглашаются призывы либо раздать своё имущество (которое всё равно не пригодится ввиду надвигающегося апокалипсиса, или просто не нужно тому, кто сориентирован на посмертные блага), либо пожертвовать его спасительному учению. То и другое расценивается как очень существенный довод (обращённый к высшим силам) в пользу того, что жертвователь достоин спасения. Ну а второй вариант стал золотой жилой для всевозможных мошенников, выдающих себя за спасителей. Зачем тебе деньги и имущество здесь, если тебе нужно в рай? Отдай всё, и ты туда попадёшь, даже если настанет конец света. А главное — после смерти не сможешь предъявить обманщику обвинения в мошенничестве. Практически беспроигрышная схема. Ну а в Учении ничего такого нет. Покупать нечего, потому что в рай после смерти ты всё равно не попадёшь. Откупаться не от чего, потому что грехи аннулировать невозможно, сколько ни заплати. Имущество и деньги — вовсе не зло, если наживать их честно и пользоваться ими достойно, и избавляться от них незачем. Тем более, что и апокалипсис не неизбежен. Смысл как раз в том, чтобы его не допустить. Поэтому Учение не вымогает у своих последователей деньги и не выманивает имущество, пугая ужасами и суля блаженства. Нет. Живите на здоровье и пользуйтесь тем, что у вас есть. Просто будьте людьми, а достоянием своим пользуйтесь не во вред миру и другим людям, а на пользу.

В-третьих, Учение не предлагает лёгких путей. Оно не обещает, что через применение каких-то практик или следование каким-то обрядам ты в рекордные сроки духовно усовершенствуешься и станешь достойным вхождения в рай, нирвану, вечный свет, обитель совершенных душ и т.д. (нужное подчеркнуть). Оно не обещает также, что явится некто сверхъестественный и могучий и спасёт весь мир (может, при помощи людей, а может, и так). И уж подавно не обещает оно рецепта быстрого и всеобщего просветления, — так, чтобы за несколько лет человечество совершено преобразилось и вошло в пресловутую Новую Эру. Здесь нет быстрых способов. Большие дела требуют большого труда и длительного времени. Чтобы пройти путь личного совершенствования до конца, каждому предстоит прожить не одну жизнь, и в каждой основательно потрудиться, побороться и пострадать. И никто не придёт, чтобы в эпической битве победить зло и затем ввести всех в свет. И не существует способа быстро преобразить людей и мир. На это нужно много времени. Очень много. Потому что люди меняются на протяжении многих жизней, а мир меняется вместе с ними.

Что же предлагает Учение? По сути, оно предлагает три вещи: знания о мире и человеке, методы изменения мира и человека к лучшему, и возможность воспользоваться этими знаниями и этими методами. Оно расставляет ориентиры и обозначает путь. Ну а идти по этому пути и менять себя и мир предстоит нам. Никто не придёт и не спасёт ни нас, ни мир. Даже УЕХ не сделает этого. Оно — путь и способ. Путь и способ для тех, кто действительно может всё сделать наилучшим образом: для самих людей. Природа даёт подсказку, и она же придаст сил тем, кто эту подсказку поймёт. Это именно подсказка, а не загадка. Её не нужно разгадывать. Нужно лишь захотеть её понять. И захотеть потрудиться. Ну а силы понадобятся. Очень нелегко менять себя и мир. Но за людей этого не сделает никто.

Из вышесказанного можно сделать вывод, является ли Учение одним из тех рецептов спасения, которые один за другим обнародуются в нынешнем частью религиозном, частью материалистическом, и большей частью суеверном обществе. Вывод очевиден: оно не стоит в одном ряду с ними. Ну а кто не склонен поверить на слово, тот может проверить сам, ознакомившись с Учением, изучив его. Оно доступно всем. Кстати, это ещё один момент, отличающий его от некоторых — заманивающих эзотеричностью — рецептов спасения.

© Атархат, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *