Обособиться, чтобы объединить

Как можно объединить людей, имеющих разные национальности, разные языки, традиции, мировоззрения и цели? С одной стороны, разделение означает разнообразие, широкий спектр творческих возможностей и т.д. С другой стороны, оно означает противоречия, вражду и все связанные с этим беды. В качестве средства объединения очень часто предлагаются всевозможные компромиссы, — когда стороны договариваются, идя на определённые уступки друг другу. Однако компромисс тем и плох, что он редко заканчивается ко всеобщему удовольствию. Гораздо чаще все остаются недовольны, в большей или меньшей степени, — потому что каждому приходится чем-то поступиться. А люди таковы, что обычно потери ощущаются ими гораздо острее, чем приобретения.

Объединение происходит гораздо эффективнее, когда имеет место отказ от прежних взглядов, традиций и т.д. и принятие новых. Принятие добровольное, в результате критического переосмысления прежнего и убеждённости в правильности нового. Тогда у человека совсем иные ощущения: он воспринимает это как избавление от ненужного и получение нужного, — то есть для него это не потеря, а только приобретение. Именно по такому принципу действуют религии прозелитического типа, рассылающие по миру миссионеров, чтобы те переубеждали людей иных взглядов и привлекали их, так сказать, в лоно. Каждая такая религия имеет в виду, что однажды к ней должны придти все, — что и станет объединением человечества. Приблизительно так же действуют и социально-политические учения, — взять хотя бы коммунизм, как один из ярчайших примеров. Суть в том, чтобы переубедить (насильственное обращение в расчёт не принимаем, как противоречащее самой сути метода), дать всем одну общую мировоззренческую основу, и таким образом объединить. В идеале это гораздо действеннее, чем путь компромиссов, который не избавляет от противоречий, а только заставляет терпеть их. Правда, никому ещё не удалось достичь этого идеала и по-настоящему всех объединить. Но сам принцип верен. Потому что человек — мыслящее и познающее существо, и по-настоящему он принимает что-то только тогда, когда приходит к выводу, что это правильно.

Учение действует таким же образом. Мы, его последователи, уверены, что в дальнейшем — пусть и не скоро — оно объединит всех людей. Объединит путём убеждения и научных доказательств того, что оно является истинным, — то есть что его мировоззрение соответствует реальности. Оно не предлагает компромиссов в стиле «Мы признаем что-то ваше, а вы взамен признаете что-то наше». Оно предлагает свой вариант мировоззрения как целостный путь, по которому могут идти все.

Оно было основано недавно, и сейчас находится в периоде своего становления. Что это значит? Это значит, что оно оформляется как самобытная культура. То есть культура, отличная от прочих. Иначе и быть не может, — поскольку мировоззрение, отличное от других мировоззрений, будет и в жизни проявляться по-своему, не совсем так, как они. Вот и получается, что первым шагом к объединению всего человечества для Учения оказывается обособление и формирование в отдельную культуру. Ведь для того, чтобы нечто предложить людям, сначала нужно это создать.

Здесь возникают закономерные вопросы. Прежде всего, как это — «создать»? Выдумать, разработать, изобрести? И что значит «обособиться»? Полностью отделиться, порвать с обществом?

Начнём с ответа на первый вопрос. У Учения долгая история: 27 откровений на протяжении нескольких сотен тысяч лет. Каждый раз появлялось сообщество тех, кто принимал его, в этом сообществе формировались свои традиции и правила. В каждом конкретном месте в конкретную эпоху у них были те или иные нюансы в том, что касается формы выражения, но основа оставалась единой и общей для всех. Потому что это всегда было одно и то же учение, с той же картиной мира, теми же принципами, тем же моральным кодексом, той же системой поведения и взаимоотношений с окружающими. То есть можно говорить о единой культуре Учения, которая то приходила в мир, то исчезала из него, и о связанных с нею традициях. Проблема, однако же, в том, что мы очень мало знаем о тех откровениях и о жизни тогдашних последователей Учения. У нас есть житийно-исторические тексты, и кое-что видно из них, — но это буквально крохи нашего огромного культурного наследия. И сейчас нам приходится начинать практически с нуля. Основа всё та же, но форма выражения её в очередной раз претерпевает изменения. Тем более, что теперь она ориентирована не на более или менее узкий круг посвящённых, как было во времена прежних откровений, а на открытое обращение ко всему человечеству. Это делает формирующуюся в наши дни культуру Учения особенной и уникальной даже по отношению к прежним её же формам.

Но это тема для отдельного разговора. Пока же скажу, что «создать» — значит выработать формы существования Учения в современном мире. Потому что даже одни и те же представления и принципы можно выражать разными способами, и следование им тоже может иметь разнообразные нюансы в своём выражении. Что-то сформируется само по себе, что-то будет выработано целенаправленно и закреплено соответствующими установлениями. Здесь я имею в виду самые разные области выражения мировоззрения, — от манеры поведения до языковых особенностей, от характерных стилей в разных областях искусства до этики, от собственного подхода к решению социальных проблем до принципов семейной жизни, и так далее, и так далее. Культура включает в себя всё, все проявления жизни. И сейчас мы находимся в начале становления новой, но при этом очень древней культуры Учения. Можно сказать, что в новых условиях она должна расцвести новым цветом. Цветом, отличающимся от всех остальных культур.

Теперь что касается обособления. «Обособиться» для нас не означает «отделиться, полностью отгородиться ото всех». «Обособиться» — значит жить в обществе, но придерживаясь, так сказать, своего стиля жизни и поведения. Это касается всего того, что я упоминал выше, — этики, искусства, социальных методов и т.д. Чтобы понять, что я имею в виду, представьте общество, где основой является, скажем, некая религия. А внутри него имеется община последователей другой религии. Они тоже граждане, для них актуальны местные законы, они работают, участвуют в общественной жизни, общаются с окружающими и так далее. Но при этом у них свои обычаи и обряды, своё искусство, свой стиль в одежде, свои правила взаимоотношений внутри общины. Не потому что они ставят себе цель быть другими, а потому что отличия естественным образом вытекают из разности мировоззрений, — то есть из разных представлений о картине мира и о том, что из неё следует. Эта община не отгораживается от общества, она достаточно интегрирована в него, — но всё же несколько обособлена, потому что живёт немного иначе. Таково естественное следствие разности мировоззрений.

К тому же идёт и Учение как сообщество последователей. У нас своё мировоззрение, на его основе формируется собственная культура, — и это означает, что мы с течением времени будем всё явственнее отличаться от других. Плохо ли это? Вовсе нет. Это нормально.

И вот здесь наш разговор возвращается к тому, с чего он начинался. А именно — к мысли о том, что Учение однажды объединит всех людей.

Оно уже сейчас предлагает миру духовный путь, который считает истинным и правильным, глубокую и целостную философию, обоснованную систему этики. В дальнейшем оно сможет предложить выросшую на этой основе культуру, включающую в себя обычаи, искусство и всё остальное, вплоть до того, что относится к политике, науке, технике, промышленности, бизнесу и другим сферам деятельности. Мы убеждены, что истинность Учения, которая будет подтверждена научными открытиями, его здоровая мораль и его подход к различным сторонам жизни и сферам человеческой деятельности приведут к постепенному принятию его всем человечеством. И если бы не было так, то не было бы смысла и в самом существовании Учения.

У него пока что не много последователей. И эти люди, стоящие у истоков Учения, сейчас формируют его культуру. Тем самым наше сообщество несколько обособляется внутри социума, принимает специфические, свойственные только ему черты. Этот процесс только начался, — но главное, что он уже идёт. Формируется то, что будет предложено человечеству как альтернативный путь. И не на основе искусственного слияния как сомнительного результата ряда компромиссов, а на основе изменения мировоззрения.

То, как это будет происходить, можно описать в виде следующей картины. Представим общество (в мировом масштабе) в виде океана. От этого океана отделяется капля. Но она не отделяется совсем, оставаясь связанной с ним тонкой водяной нитью. Капля обособилась, но не оборвала связей с океаном; она продолжает оставаться с ним единым целым. Так последователи Учения остаются частью общества, хотя и формируют в нём свою специфическую культуру. Затем океан по связывающей их водной нити начинает постепенно перетекать в каплю. Она растёт, становится больше. Потом сравнивается в масштабах с океаном, из которого вышла. И вот она уже сама становится океаном, и в неё вливаются последние капли былого океана.

Примерно так всё и будет. Учение, сейчас маленькая капля, постепенно превратится в океан. Без насильственного принуждения, без никого не удовлетворяющих компромиссов, без обмана и грязных манипуляций. Со временем всё человечество примет Учение, — а значит, войдёт в Вечный Народ. И так уж получается, что для того, чтобы объединить всех, нам нужно сначала обособиться.

Для кого-то всё вышесказанное прозвучит странно. Но это не важно. Целью этой статьи было не убедить кого-то в чём-то, а добавить ещё один штрих к портрету Учения как оно есть. Ну а действительно ли всё будет так, как я сказал, действительно ли капля окажется способной вобрать в себя океан, спорить не имеет смысла. Будущее покажет.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *