Об аспектах познания себя через единство с миром

ob-aspektax-poznaniya-sebya-cherez-edinstvo-s-mirom

Снова возвращаюсь в своих размышлениях к идее единства с миром. Я упоминала уже о целом ряде особенностей и закономерностей, которые вытекают из этого удивительного принципа; сегодня же хочу коснуться еще одной. Речь пойдет о познании себя. К познанию себя стремятся во многих традициях, пытаются достичь этого через различные практики, — такие, как, например, медитация. В нашем же понимании познание себя начинается с познания мира. Если представить, что клетка в организме обладает активным разумом и способна ощущать себя как личность, то несложно понять, что свое истинное предназначение и цель своего существования она смогла бы определить только понимая, как устроен весь организм и какое место она в нем занимает. Этот же принцип справедлив и относительно человека. Только понимая, как устроена Вселенная и какое место в ней занимает человек, можно доподлинно понять, с какой целью он был порожден Природой и каким ему надлежит быть.

Я уже говорила, что человек — великое существо, на котором лежит ответственность за будущее Вселенной. Через него, как и через другие разумные существа во Вселенной, совершенствуется Дух. Осознающее существо порождено для совершения нравственного выбора, и именно это кардинально отличает его от других живых существ. Можно сказать, что человек — то ушко иголки, через которое протекает все бытие Вселенной, чтобы перейти на новый этап развития. Великая цель и великая ответственность. Вмещая в себя единицу личности, через единый Дух каждый из нас вмещает в себя и всю Вселенную целиком. Словно бы вся Вселенная сменила свое восприятие и начала воспринимать себя через конкретно взятого человека. Именно это и происходит в каждом из нас. Мы и личность, и Вселенная, и все другие личности одновременно.

Именно благодаря этому удивительному принципу единства возникает совершенно иной подход к познанию себя. Уже нет необходимости познавать себя исключительно как отдельную единицу (хотя это познание тоже происходит), но есть возможность познавать себя через мир вокруг и в соприкосновении с этим миром. Это как наблюдать за собой глядя в зеркало. Точно так же мы отражаемся во всем вокруг, во всем, с чем соприкасаемся.

Лично для меня подобная связь ярче всего проявляется при работе с растениями и землей. Когда сажаешь растения, то непосредственно соприкасаешься с тем, что даруешь чему-то жизнь. При этом происходит прямой и очень интенсивный обмен энергией. Ты вкладываешь энергию и силы в работу, но взамен получаешь еще больше. Фактически, нельзя ничего отдать Вселенной, потому что все, что мы имеем, уже принадлежит ей. Отдавая, мы, по сути, отдаем самим себе, как части Вселенной, — но получаем уже преумноженное. Из уже существующего мы своим трудом порождаем новое, и это преумножает нас же самих. Тот же принцип работает, когда ты любишь и даришь свою любовь: как бы много ты ни отдал, у тебя не становится меньше, а любви в мире прибывает. Это можно назвать «законом преумножения блага». Он справедлив относительно любого благого вершения, и нет ничего, что способно по-настоящему воспрепятствовать ему. Разрушение всегда вторично относительно созидания. Будь иначе, Бытие погибло бы, — а вернее, даже не зародилось бы.

Познание же себя происходит, прежде всего, именно через соприкосновение с миром через благое вершение. Воспринимая себе через каждую частичку мира, человек по-настоящему узнает, каков он. Через дурное же вершение он познает не себя, а то, чем он быть не должен. Это познание необходимо как потенциал, но фактическое вершение его приводит к обратному: познания не происходит, процесс останавливается до того момента, когда благо снова возьмет верх. Этот принцип позволяет дурному чахнуть внутри человека, но никогда не перейти за пределы его сущности. Так благое преумножается и переходит в мир, а дурное оседает осадком.

Преумножая же благо вокруг, человек познает и преумножает самого себя. Есть же вещи, которые невозможно понять иначе, чем через соприкосновение с этим. К такому, например, относится рождение женщиной ребенка. Это абсолютно уникальный опыт, который при правильном восприятии меняет женщину кардинальным образом. Она участвует в процессе развития новой разумной жизни, питая ее собой и получая в ответ не меньше. Этот опыт позволяет ей развиться самой в полноценную личность и познать ту часть себя, которая была нераскрыта до этого. Не имея же этого опыта она навсегда оставляет важную часть себя нераскрытой. К счастью, человек проживает ни одну жизнь, и не получив такого опыта в одной жизни, он с большой вероятностью получит его в другой.

Аналогичное же происходит при любви мужчины и женщины. И такая любовь, как и порождение новой жизни, необходима не только с точки зрения продолжения рода, но и с точки зрения познания себя. Есть нечто, что женщина может познать только любя мужчину. И есть нечто, что мужчина может познать только через любовь к женщине. Это сакральные процессы, которые необходимы для развития Духа. Именно поэтому мы рождаемся здесь, на Земле, и рождаемся людьми. Возможно, нам будет необходим и какой-то другой опыт, который мы получим, переродившись позже среди другой разумной расы.

Это сложные и очень интересные процессы, которые происходят повсеместно. Но, к сожалению, не все люди задумываются об этом. В жизни нет механических действий, и даже самое простое действие, такое, как принятие пищи, может восприниматься осознанно. Ведь пища нужна нам не только для восполнения энергии, но в это время часть материи проходит через нас и становится нашей частью, становится частью разума, который нужен для работы Духа. Даже в таком простом действии заложен огромный смысл. Каждый миг и каждое движение наполнено смыслом, и тянется к великой цели, к будущему.

Если человек живет согласно закону преумножения блага, и осознает это, то уже одним этим он делает огромный шаг вперед. Так происходит познание себя. Оно может быть сокрыто от посторонних глаз, и можно даже не знать, в какие вселенные человек углубляется через себя. Пассивный разум доступен любой частичке Вселенной, он содержится и в цветке, и в камне, и в мелкой букашке. Все это обладает полнотой знаний; человек же должен осознать это знание, прожить его, сделать его своей активной частью. Понимая это, радуешься всему, что видишь вокруг. Во всем, что тебя окружает, видишь себя, и себя видишь глазами всего, что тебя окружает. Так происходит уникальная работа и извне, и изнутри, всестороннее развитие и познание себя в мире.

У этого закона есть еще один важный аспект: это не удел избранных, это достояние каждого. Если во многих традициях необходимо быть в кругу посвященных и знать определенные практики, которые обещают привести к результатам, то в нашей традиции этого может достигнуть абсолютно каждый. Причем достижение этого не является чем-то особенным или сверхсложным — это нормальное состояние для каждого человека. Каждый в определенный срок придет к этому, потому что такими мы порождены Природой. Рыба рождена с хвостом и плавниками, чтобы плавать, птица — с крыльями, чтобы летать, человек — со способность осознавать, чтобы познать и умножить благо вокруг себя. Таков естественный закон. Идя против него, человек лишь удлиняет свой путь, но не изменяет его, потому что нельзя изменить то, что изначально заложено в нас Природой. В системе, где путь разрушения — тупиковый, нельзя никуда прийти, следуя такому пути. Разве что в тупик. И из тупика придется начинать путь заново.

Закон преумножения блага заложен в каждом из нас, и для него мы рождаемся людьми. Познание себя через мир и мира через себя будет достигнуто каждым человеком, но в разные сроки. Следование этому пути приносит человеку настоящее счастье, потому что это главное полное счастье, которое ему доступно и будет доступно в будущем. От познания меньшего мы идем к большему, и так же — от меньшего счастья к счастью большему. И нет лучшего, чем делиться этим.

© Амрадхари, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *