О женщине-Учителе

Вопрос: Может ли женщина быть Учителем?

Ответ: Разумеется. Мнение, ставящее женщин ниже мужчин по интеллектуальным, психологическим, моральным и духовным качествам, ошибочно. Предполагается, что оно уже стало достоянием прошлого; однако это не так, к большому сожалению. В обществе ещё существуют его пережитки, — и во многих регионах мира они довольно сильны.

Женщина ничем не хуже мужчины. Оба пола равно несут в себе частицы Духа — а следовательно, качества Творца — и равно ответственны за его совершенствование. Они равно познают и осознают, равно делают моральный выбор, за который равно несут ответственность, равно участвуют в труде на благо людей и мира. В духовной деятельности, как и в других занятиях и профессиях, они также равны. Иное дело, что для общества это всё ещё непривычно, — поскольку, как и было сказано, предрассудки ещё сильны. Женщина может быть знаменитой монахиней, посвятившей себя помощи людям, как мать Тереза, или знаменитым автором книг религиозной тематики, как Елена Уайт, — но многих ли женщин-духовных Учителей мы знаем? Кто-то сразу вспомнит Елену Блаватскую и Елену Рерих. Кто-то поспорит с этим. Но в любом случае, женщина-Учитель — огромная редкость. В этой роли всем обычно видятся мужчины. Они во все времена и были Учителями, за немногими исключениями. Так было не потому, что женщины хуже, а потому, что почти всегда и почти везде бытовало предубеждение против них. И печальнее всего то, что они сами зачастую попадали под влияние этого мнения и относили себя к людям второго сорта. Опять же, кое-где это встречается и сейчас.

Можно сказать так: убеждённость в том, что женщины хуже и ниже мужчин, довлела над общественным сознанием, определяя не только отношение мужчин к женщинам, но и отношение женщин к самим себе. И это чётко прослеживается также в духовной сфере. Даже если взять наш пандэкт, то обнаружится, что в нём крайне мало упоминаний о женщинах-Учителях, — хотя Учение никогда не ставило женщин ниже мужчин. Для примера возьмём Нйневех, главную героиню митэвмы «Двадцатидневье». Учитель, к которому она пришла, прогнал мужчин, отнёсшихся к ней неуважительно, а её принял в ученицы. И хотя повествование не доходит до момента, когда она стала Учителем, мы знаем, что она им стала. Другой пример. В митэвме «Круг» говорится, что при четырнадцатом Первом Мастере в Круге было пятнадцать Мастеров (т.е. Учителей), среди которых была одна женщина. Словом, и в Учении с этим не всё обстояло благополучно. Почему? Потому, что в прежние времена в ученики принимали не всех, а лишь некоторых, наиболее подходящих. Желающие отсеивались, невзирая на половую принадлежность. Женщины и просто учиться-то приходили нечасто (им препятствовали предрассудки как общества, так и собственные), да некоторые ещё и отсеивались. А из оставшихся в ученицах лишь единицы становились Учителями. Учителей-мужчин было больше уже просто потому, что было больше учеников-мужчин, и им не приходилось преодолевать таких психологических барьеров, какие приходилось преодолевать женщинам.

В наше время ситуация в мире изменилась в лучшую сторону, — по крайней мере, хочется на это надеяться. Что до Учения, то здесь отношение ко всем равное, как было всегда. Учителем может стать любой и любая. Это вопрос не пола, а интеллекта, компетентности и личных качеств. Ожидается, что в дальнейшем Учителя-женщины будут столь же обычным явлением, как Учителя-мужчины.

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *