Неполиткорректный Санта

На днях в США имел место следующий инцидент. Телекомпания NBC объявила о намерении разорвать контракт с одной из сотрудниц, ведущей популярного телешоу. Причина — расистские высказывания телеведущей в эфире.

Что же там произошло? Первый связанный с ней случай датируется ещё 2013 годом. Тогда некая темнокожая зрительница выразила недоумение по поводу того, что Санта-Клауса представляют и изображают в образе белого мужчины. Телеведущая ответила, что это просто потому, что Санта — белый. И добавила, что Иисус тоже был белым. В результате последовали обвинения в расизме, однако к увольнению это, насколько мне известно, не привело. Ну а недавно на её шоу шёл разговор о костюмах на Хэллоуин, и она заметила, что когда белые и темнокожие гримируются друг под друга, то в их адрес неизбежно последует критика, — хотя в таком гриме, по её мнению, нет ничего расистского, а только лишь отыгрываются определённые образы. При этом прозвучало слово «блэкфэйс». Так в прошлом назывался образ, когда белый красил лицо в чёрный цвет, чтобы представить негра в какой-либо сценке или выступлении, когда, например, белые изображали негритянскую музыкальную группу.

Вот этот-то пассаж про костюмы и «блэкфэйс» вызвал самую настоящую истерику, — прежде всего, в соцсетях, а затем и далее. Началось давление на проштрафившуюся ведущую. Она давала письменные объяснения, где признала недопустимость своего поведения, извинялась в эфире. Ничего не помогло: телекомпания объявила о её увольнении. Теперь дело идёт к судебной тяжбе по этому поводу.

Совсем недавно, в предыдущих номерах журнала, я писал о том, что в обществе ещё полно пережитков расизма, и как важно с ними бороться. Ну а сейчас я пишу по поводу, так сказать, обратной проблемы. Потому что вот так бороться с расизмом — это уже перегиб.

Мы видим в действии то, что я называю «законом маятника». Если груз маятника сильно качнуть в одну сторону, он потом так же сильно качнётся в другую. История расизма и борьбы с ним — яркий тому пример. Чернокожих так долго не считали за людей и угнетали, что теперь идёт избыточная ответная реакция. С одной стороны, возник так называемый «чёрный расизм»: те же разговоры о превосходстве одной расы над другой и эскалация ненависти, только с переменой цвета кожи на противоположный. С другой стороны, расизм стали выискивать и «искоренять» там, где им даже и не пахнет. Становится опасно сказать что-то безобидное, или даже констатировать какой-нибудь факт. Например, в Америке уже опасно просто упомянуть тот же «блэкфэйс» как сценический образ. Да, во времена процветающего расизма его часто использовали для создания живых карикатур, высмеивающих негров. И что? Об этом теперь нельзя даже упоминать? Как и о том, что белый может в карнавальных целях загримироваться под негра, и наоборот? Теперь за такие «кощунственные» речи полагается увольнение с работы?

Один мой знакомый, желая вставить в разговор что-то, совершенно к его теме не относящееся, делал это словами «Кстати, о неграх». Эта фраза в узких кругах стала хрестоматийной. Так вот — кстати, о неграх. За одно это слово кое-где уже подают в суд. А ведь «негр» происходит от «negro» — что значит «чёрный». И всё. На то же самое слово, но произнесённое по-английски, темнокожие граждане пока ещё реагируют не так болезненно (хотя кто как…). Но в тех же США, например, их теперь полагается называть «афроамериканцами». При этом знаете, как называют белых? Трудно поверить, но их так и называют — «белые». Однако если уж быть последовательными, то белых американцев следует называть «евроамериканцами», — по аналогии, кстати, и с «латиноамериканцами». А то получается дискриминация белых, разве нет? Почему они просто «белые»? Непорядок! Можно пойти и ещё дальше. Белых, живущих в Африке, нужно называть «евроафриканцами», а тамошних чернокожих — «афроафриканцами». Глупость? Конечно. Но вряд ли большая, чем политкорректное «афроамериканцы».

Однако самым неполиткорректным оказывается Санта-Клаус, который посмел быть белым. А вот афроамериканцы не согласны! Это ущемляет их человеческое достоинство. Почему это его представляют белым мужчиной, а?! Что ж, могу объяснить, почему. Санта-Клаус — это святой Николай. А он был белым мужчиной. Вот так, внезапно. Но если кому-то это не нравится, — более того, если это кого-то дискриминирует, — тогда давайте считать, что он был чёрным. И женщиной, — если того пожелают феминистки. Давайте вообще менять всё, что не нравится «борцам за равенство». Давайте считать, что Авраам Линкольн и Наполеон были неграми, Карл Маркс и Эйнштейн — женщинами, Мао Цзедун и Нельсон Мандела — белыми, а Екатерина II и Флоренс Найтингейл — мужчинами. Какая разница, кем они были в действительности? Главное — задобрить недовольных. Ну а кто не прогнётся и посмеет констатировать факты, того под суд за расизм, шовинизм, нетерпимость и негибкий хребет.

Грустно и противно, когда какое-нибудь хорошее, справедливое дело вырождается в собственную противоположность. В мире много настоящего расизма, ломающего людям жизни и уничтожающего их физически, — а в некоторых государствах (не только США) занимаются ловлей блох, придираясь к словам и идя на поводу у тех, кто раньше был угнетаем, а теперь уже стремится диктовать свои условия. Я потому и взял слова «борцы за равенство» в кавычки. Потому что это раньше они были борцами за равенство. Теперь же они, спекулируя на былой угнетённости, уже сами разворачивают самую настоящую дискриминацию. Например, фирма набирает сотрудников. Профнепригодным белым отказывают спокойно. Профнепригодному чёрному отказать боятся, потому что он засудит их за дискриминацию. Это не утрирование: были реальные случаи подобных эксцессов, и в американской сатире это уже не раз высмеивали. Так кого в этих ситуациях дискриминируют на самом деле? Вообще, есть такой невесёлый анекдот. К директору приходят возмущённые сотрудники и говорят: «Предпримите уже что-нибудь в отношении своей секретарши. Она ничего не делает, хамит посетителям, сослуживцам, да и вам тоже, у всех на виду. Увольте, или хотя бы наложите взыскание». А он печально отвечает: «Здесь я бессилен. Ведь она чернокожая лесбиянка с еврейскими корнями».

Реальность всё больше смахивает на этот анекдот. Возможно, и за слова «сковорода чёрная» скоро тоже будут обвинять в расизме.

Я критикую не Америку, и уж тем более не современных негров. Я критикую человеческую наглость с одной стороны, трусость с другой, и откровенный идиотизм с обеих. Всё это теперь почему-то называют «политкорректностью». О, политкорректность… Богатая тема. Один из ярчайших показателей возрастающей невменяемости современного общества. Думаю, в дальнейшем мы об этом обязательно поговорим.

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *