Наверху и внизу

naverxu-i-vnizu

В тексте знаменитой «Изумрудной Скрижали», приписываемом Гермесу Трисмегисту, сформулирован основополагающий (как считают многие) принцип герметизма: что наверху, то и внизу. Однако встретить его можно не только в герметизме, но и в некоторых других учениях. И везде он трактуется примерно одинаково: как констатация того факта, что Микрокосм подобен Макрокосму, — т.е. человек подобен Вселенной (в некоторых вариантах — Богу). Подобен по своему устройству, по принципам своего существования. По сути, это указание на их единство, в некотором смысле даже на тождество. Хотя когда речь заходит об обосновании этого постулата, об указании на то, в чём конкретно они подобны, обычно оказывается, что чётких ответов нет. Вернее, они есть, — но практически все они представляют собой толкования, интерпретации различных малопонятных текстов, заимствованных из них глубокомысленных и расплывчатых сентенций и намёков. Иначе говоря, это не столько то, что там есть, сколько то, что кому-то хочется там видеть.

Так имеется ли в этом высказывании действительный смысл? В самом ли деле Микрокосм и Макрокосм подобны?

Да, это так. Человек и Вселенная подобны в целом ряде важных аспектов. Хотя правильнее будет сказать — человек и Творец (принципиально важная поправка, если учесть, что материальная Вселенная — это только физическое тело Творца). Они не только подобны, но и тождественны. Однако обо всём по порядку.

Прежде всего, Творец, как и человек, появился в результате эволюции. Эволюция эта происходила (хотя почему «происходила»? Она продолжается и сейчас) в иной Вселенной, неизмеримо большей, чем наша; и сроки её также были неизмеримо более длительными. Результат её также превосходит все возможности нашего воображения: уже одно то, что Творец сумел так преобразовать собственный организм, установив в нём законы, по которым он функционирует, и задав направление эволюции, сложно даже представить. Но главное не это. Главное то, что он — не сверхъестественное существо, а участвует в эволюции, так же, как человек. Собственно, мы и Творец участвуем в одном и том же эволюционном процессе. Наша эволюция — часть эволюции Творца. И это уже не просто подобие, но тождество.

Как и мы, он познаёт свой мир и себя, чтобы стать совершеннее. Этот принцип развития — через познание — един для нас и для него. Неизвестно, как именно он познавал свой мир, через какие органы чувств, какими методами. Но познание для него, как и для нас, связано с восприятием, наблюдением, мышлением, анализом. Мы унаследовали всё это от него, потому что наш разум — это его разум, действующий по тем же принципам, но, так сказать, в более мелком масштабе. А само наше познание — это познание Творцом себя. Рассеяв свой разум в бесчисленных сонмах разумных существ, осознающих, людей и не людей, он наблюдает себя их глазами, изучает себя их умами, делает о себе выводы через их мышление. И это уже снова тождество.

Общая схема развития человека выглядит так: он познаёт устройство мира и своё место в нём, обретает способность понимать, что такое добро и что такое зло, учится различать их и делать между ними правильный выбор, благодаря которому совершенствуется морально. Так совершенствуется Дух — душа Творца, так же, как и его разум, рассеянная своими частицами в бесчисленном множестве живых существ. В том числе — в людях. Это значит, что когда лучше и совершеннее становится человек, тогда лучше и совершеннее становится Творец. У нас с ним общие цели: стать лучше через познание и нравственный выбор. То, чего он достиг до своего претворения во Вселенную (хотя точнее будет сказать — в Мироздание), принадлежит нам, содержится в нас; то, чего достигаем мы, становится его достоянием. Вот мы и пришли снова к тождеству.

Вообще, отметить тождество можно по самым разным моментам. Наша эволюция — это его эволюция. Наши умы и наше познание — это его ум и его познание. Наши качества и наше моральное совершенствование — это его качества и его моральное совершенствование. Наши души — это его душа. Наша плоть — это его плоть. Он смотрит на мир — т.е. на самого себя — нашими глазами; мы же видим его, глядя в зеркало. Если он погибнет, не сумев достичь того, чего должен достичь, то погибнем и мы, — хотя и будем тогда уже в мире Духа. Если же достигнет, станет совершеннее и продолжит свой путь, то вместе с ним продолжим путь и мы, как его частицы. И так далее, и так далее.

Список подобий, которые оказываются также и тождествами, можно продолжить. Суть же сводится к простому факту: мы с Творцом — одно целое. Я сказал «к простому факту» — но просто это именно как факт сам по себе; уложить же его в голове вовсе не так просто. А понять, как всё это устроено и как работает — ещё сложнее, неизмеримо сложнее. Фактически, мы существуем как раз для того, чтобы это понять. Именно понимание этого и является целью науки и философии, целью познания вообще.

Мы познаём мир — и тем самым познаём себя, поскольку начинаем яснее видеть своё место в нём, начинаем лучше понимать своё предназначение. Мы познаём себя — и тем самым познаём мир, поскольку являемся его частицами. Уже очень давно был провозглашён принцип «Познай себя». А ведь это как раз то, что сейчас делает Творец. Мы познаём себя — он познаёт себя. Это взаимообусловлено. Он обратил свой взор в себя; мы же, вглядываясь в дали Вселенной, смотрим на него, — и тем самым смотрим на себя. То есть человек изучает себя как глядя в микроскоп, так и глядя в телескоп. Это удивительно и грандиозно. А результат? Становимся мудрее и лучше мы — становится мудрее и лучше Творец. В определённом смысле, мы занимаемся строительством: мы строим Творца изнутри, конструируем его, нового и лучшего. Он посредством эволюции создал нас, — и теперь мы, живя с ним одной жизнью, создаём его.

Мне иногда задают вопрос: может ли быть так, что в нас на микроскопическом уровне живут некие существа, — не бактерии или микробы, а разумные существа, — которые являются для нас тем, чем мы являемся для Творца? Я могу ответить так. В точности тем же — вряд ли. Ведь человек не создаёт из себя Вселенную и не направляет свою внутреннюю эволюцию так, как направил её Творец, — следовательно, механика его внутреннего развития работает иначе. Но не исключено, что в каких-нибудь частицах нашего организма — например, в атомах — содержатся своего рода Вселенные. Почему бы и нет? Если масштаб невообразимо укрупняется в одну сторону, — атом, человек, Творец, Вселенная Творца, и далее, до беспредельности Бытия, — то он может невообразимо уменьшаться в другую сторону. Человек, атом, Вселенная в атоме, некто живой и разумный в этой Вселенной, и далее… Это действительно возможно, и даже логично. А значит, когда мы говорим про «наверху и внизу», то мы не обязательно говорим только о Творце и человеке. Быть может, мы говорим также о человеке и… И о чём? О сокрытых в нас Вселенных и их обитателях? Что ж: возможно, мы когда-нибудь это узнаем.

© Атархат, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *