На строительной площадке Истины

na-stroitelnoj-ploshhadke-istiny

— Я готов ответить вам на все ваши вопросы.
— Нет, на все не нужно. Я перестану вам верить, если вы согласитесь отвечать на все вопросы.

х/ф «Семнадцать мгновений весны»

Нынешнее откровение, положившее начало современной истории Учения, имеет несколько принципиальных отличий от прежних откровений. Например, то, что оно предназначено не для более-менее узкого круга посвящённых, а для всех людей. Или то, что оно является последним. А ещё то, что оно содержит информации больше, чем любое из них.

Если с двумя другими моментами всё понятно, то третий вызывает несколько вопросов. Что значит «больше информации»? Каким образом удалось произвести сравнение? И насколько это правильно — давать человечеству готовые знания, тем самым избавляя его от необходимости самостоятельного познания? Конечно, никакой возможности сравнить объёмы информации у нас нет. Просто известно, что сейчас её передаётся больше, чем раньше. Кризисы познания, перетекавшие в духовные кризисы, на протяжении истории человечества повторялись неоднократно, — и всякий раз новое откровение давало столько знаний, чтобы можно было выправить ситуацию. То есть всякий раз по-разному. Сегодняшняя ситуация оказалась самой проблемной за всю историю. Потому и откровение стало особенным.

Как уже бывало не единожды, человечеству даются знания о Бытии, Творце и самом человеке. Но означает ли это, что кто-то собирается сделать за нас нашу работу, избавляя нас от необходимости познавать?

Начну с того, что невозможно передать всю полноту знаний. Ведь вся полнота знаний о Вселенной равновелика самой Вселенной. У человечества нет возможности принять, зафиксировать и обработать такой объём данных. И никогда не будет. Да и не понадобится. Оно пройдёт свой путь до конца и уйдёт с исторической сцены прежде, чем хотя бы приблизится к полному познанию Вселенной. Только Вселенной. А ведь она — только частица некоего ещё более грандиозного мира. И есть ещё беспредельное Бытие, в коем мир Творца, в свою очередь, — малая частица. Это значит, что возможности для познания беспредельны, в прямом смысле слова. Человечество же не вечно, и его познавательные способности далеко не беспредельны. В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», в той её части, где речь идёт об отделе Абсолютного Знания, есть такие строки: «Странный это был отдел. Лозунг у них был такой: «Познание бесконечности требует бесконечного времени». С этим я не спорил, но они делали из этого неожиданный вывод: «А потому работай не работай — всё едино». Поэтому сотрудники отдела и не работали. Самой значительной их деятельностью было деление нуля на нуль. В результате они постепенно деградировали, глупели, и их уши обрастали шерстью. Вот так иронично авторы выразили убеждение, что невозможность абсолютного познания ещё не означает, что в познании как таковом нет смысла. Напротив: неисчерпаемые возможности и беспредельные перспективы вдохновляют. Поэтому в той же повести сомнительной философии сотрудников отдела Абсолютного Знания противопоставляется философия других персонажей: «Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же». Можно сказать, что так и есть. Вечная жизнь — это вечное движение, которое невозможно без вечного познания. Значит, смысл жизни, сама жизнь и непрерывное познание нераздельны. Пока познаю — иду вперёд; пока иду вперёд — живу; а жизнь прекрасна в любом случае, и жить — великое счастье. Именно невозможность абсолютного и конечного познания является залогом вечной жизни Бытия. Парадокс? Нет, — хотя и выглядит парадоксально.

Бывает, мне задают какой-то вопрос, а я не могу ответить. И тогда человек искренне удивляется: «Но почему же в Учении ничего об этом не говорится? Оно рассказывает о Бытии, Творце, мире энергии, посмертии, — а ведь то, о чём я спрашиваю, будет попроще!». Вот здесь и кроется ответ на вопрос гораздо более важный: не делают ли за человека его работу по познанию?

В идеале было бы хорошо, если бы люди доходили до всего сами. Но это им не удаётся. О причинах сейчас говорить не будем: это тема для отдельного разговора. Так уж выходит, что требуется помощь. И здесь можно поставить уже другой закономерный вопрос: какова должна быть степень этой помощи? Всё это напоминает ситуацию с ребёнком, делающим уроки. Порой бывает необходимо помочь ему, объяснить, где-то и подсказать. Однако нельзя делать уроки за него, — потому что тогда он ничему не научится. Что же подсказывают нам? Не пытаются ли сделать наши уроки за нас? Нет, не пытаются. Тот, кто нам помогает, лучше нас самих понимает, что это недопустимо. Разжевать знания и положить их нам в рот означало бы не помощь, а добавление к нашим проблемам ещё одной. Это не в интересах Природы. Ей нужно умное и целеустремлённое человечество, а не умственно вялое и ленивое. Потому и помощь даётся ровно такая, какая необходима. Такая, чтобы помочь преодолеть пробуксовку в познании и двинуться дальше.

Если посмотреть на Учение в целом, то станет понятно, что оно обрисовывает картину мира в общих чертах, намечая основные её детали. Прежде всего это моменты, очень важные для понимания этой картины, но такие, которые человечество в любом случае вряд ли познает самостоятельно. Например, как исследовать то, что находится за пределами Вселенной? Как составить хотя бы самое приблизительное представление о Бытии? Или как понять, хотя бы в самых общих чертах, почему Творец претворил себя во Вселенную? А ведь без этого не будет понятно всё, что из этого вытекает, — то есть как и зачем появилась Вселенная, как она развивается, какую роль в её эволюции играет разум и его носители (в том числе — человек), каковы онтологические критерии различения добра и зла, и ещё немало столь же важных моментов, каждый из которых оказывает влияние на человеческую жизнь. Учение обозначает эти ключевые моменты, где-то больше углубляясь в частности, где-то меньше. Но в целом оно не даёт исчерпывающей картины. Оно даёт достаточно общий её набросок. Я бы сравнил его с чертежом сложного механизма, на котором показаны его важнейшие узлы и схематически обозначено их взаимодействие. Тому, для кого сделан этот чертёж, предлагается доработать его. Он должен самостоятельно разработать большинство узлов и деталей, продумать принципы их взаимодействия с главными узлами и между собой, изготовить всё это и собрать действующий механизм. То, что показано на чертеже изначально, служит лишь подсказкой, даёт ряд базовых пунктов, опираясь на которые нужно выполнить основную работу, масштабную и сложную. Учение представляет собой такой чертёж. Оно раскрывает и поясняет ключевые моменты, опираясь на которые, используя их как ориентиры, люди должны самостоятельно продвинуться по пути познания, понять и дорисовать картину мира во всей её сложности. Можно привести и другое сравнение, — в определённом смысле более наглядное. Сравнение со строящимся домом. То, что даёт Учение, — это каркас, основные несущие элементы, плюс общий план будущего строения. Этот план нужно доработать, дополнить конструкцию и довести стройку до конца. Так, чтобы дом не разваливался, и в нём можно было жить.

Мы все — рабочие на строительной площадке Истины. Нам дали каркас будущей постройки и поставили задачи, — а дальше уже всё зависит от нашего ума, мастерства и усердия. Тем более, что на самом деле это не одна постройка, а несколько в лице одной. Мы строим картину мира, — то есть познаём Истину своими силами, средствами науки, философии и личного опыта, опираясь на указанные ориентиры. Мы строим человеческое общество, стараемся сделать его лучше, совершеннее. Каждый из нас выстраивает себя как личность, строит свою жизнь и, по мере сил и возможностей, помогает в этом другим. И всё это делается через познание мира и человека. Строительная площадка Истины не имеет границ. Мы сейчас работаем на одном из небольших её участков, — на планете Земля. Со временем люди выйдут за его пределы и пойдут дальше, неся с собой мудрость и созидание. Но для этого сначала нужно хорошо сделать свою работу здесь.

© Атархат, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *