На четырёх столпах

na-chetyryox-stolpax

В митэвме «Двадцатидневье» Творец назван Четырёхруким. Этот эпитет сразу вызывает в воображении определённый образ: некое существо, подобное многоруким индуистским богам. Образ внушительный, — но вряд ли он соответствует действительности. На самом деле мы не знаем, как выглядит Творец сейчас, как он выглядел до своего преображения во Вселенную и как будет выглядеть после нового преображения. Но как бы он ни выглядел, в нём всегда будут присутствовать четыре качества, из-за которых в упомянутом тексте пандэкта он получил имя-эпитет «Четырёхрукий». Эти качества — Великие Начала. Они относятся не только к Творцу; они действуют во всём Бытии, являясь основополагающими законами его жизни. И если по отношению к Творцу их можно уподобить могучим рукам, с помощью которых он обустраивает Вселенную, то по отношению к Бытию я уподоблю их четырём незыблемым столпам, на которых оно зиждит себя. Это четыре опоры, на которых строится здание Бытия; четыре столпа, служащие опорами для вечности и беспредельности, пищей для никогда не угасающей жизни и побуждением для вечного движения.

Что же они такое? Об этом я в общих чертах рассказал в одном из своих пока ещё не опубликованных текстов, отрывок из которого привожу ниже. Пусть он послужит материалом для этой статьи.

***

Великими Началами в Учении называются основные принципы, простирающие своё действие на всё Бытие. То есть они действуют не только в нашей Вселенной, но и за её пределами. Их четыре: Жизненное Начало, Благое, Прогрессивное и Разумное.

Жизненное Начало даёт Бытию и всему, что в нём есть, возможность существовать. Оно противодействует распаду и помогает различным структурам сохранять целостность. Проще говоря, если бы оно вдруг прекратило действовать, всё начало бы распадаться, и Бытие как живая система погибло бы. Однако для поддержания существования недостаточно одного «сцепления». Чтобы жить, живая система должна развиваться. И три других Начала имеют своей сутью именно обеспечение развития Бытия, его эволюции. Так, все процессы, протекающие в Бытии, имеют в своей основе Прогрессивное Начало. Любое развитие происходит благодаря ему. Оно обеспечивает формирование и действие эволюционных принципов и закономерностей, согласно которым в Бытии возникают и развиваются различные структуры и системы, — например, наша Вселенная, и все структуры и системы, существующие и развивающиеся внутри неё. Но я сказал «все процессы». Это значит — и отрицательные тоже. Ведь развиваться может, например, и болезнь, и иное разрушительное явление, — в том числе, процессы, теоретически могущие угрожать существованию самого Бытия. Поэтому существует Благое Начало, которое обеспечивает преобладание созидательных процессов над разрушительными. Оно даёт импульс, благодаря которому тенденции развития в Бытии в совокупности оказываются сильнее тенденций распада. Проще говоря, оно побуждает Бытие двигаться вперёд преимущественно по пути полезного развития. Разумное же Начало обеспечивает способность живых форм, достигших определённой эволюционной ступени, к мышлению и активному познанию. Пробуждение этой способности необходимо для эволюции различных структур, существующих в Бытии, и тем самым — для эволюции Бытия в целом. Для примера возьмём, опять же, нашу Вселенную. Она (т.е. Творец) может успешно развиваться только при том условии, что будет совершенствоваться Дух, составляющий её высший план (или мир, или уровень, — термин здесь не столь важен). А это возможно лишь в том случае, если населяющие её существа смогут познавать окружающий мир и себя, делать моральный выбор между благом и злом, вершить сознательное созидание. То есть пробуждение разума — ключевой фактор в совершенствовании Духа. Поэтому эволюция внутри Вселенной ориентирована на появление существ, в которых может проявиться разум. Подобным же образом проявление разума играет ключевую роль и для других структур Бытия, на определённой стадии их развития. Это ступень развития, через которую должно пройти всё, что есть в Бытии, любая его частица. Иначе дальнейшее развитие будет невозможно.

Чтобы было более наглядно и понятно, я уподоблю совокупность Великих Начал автомобилю. Жизненное Начало — это болты, сварочные швы и всё прочее, что скрепляет составные части автомобиля, позволяя ему оставаться единым механизмом, целостной системой. Прогрессивное Начало — это двигатель, благодаря которому автомобиль едет. Благое Начало — это система управления, благодаря которой автомобиль движется в нужном направлении. До поры до времени это движение происходит как бы на автопилоте; но наступает момент, когда для того, чтобы выбрать верный маршрут, уже не обойтись без творческого, этического и, в то же время, волевого подхода, на который способен только живой водитель. В роли такого водителя, в определённые моменты совершающего выбор направления движения, выступает Разумное Начало. Точнее говоря, существа, в которых проявляется активный разум. В их числе и люди.

Пример, конечно, очень упрощённый. Но для того, чтобы дать более-менее ясное представление о роли каждого из Великих Начал и их взаимосвязи, он вполне годится.

Взаимосвязь и взаимозависимость их постоянна и неизменна. Они действуют только вместе. Если бы вдруг хотя бы одно из них перестало действовать, тотчас перестали бы действовать и остальные, — так как исчезла бы обусловленность их действия, — в Бытии начался бы процесс тотального распада, и оно погибло бы. Но это лишь теоретическое допущение, призванное проиллюстрировать их взаимозависимость. На самом деле подобного произойти не может; это невозможно в принципе, — поскольку именно на недопущение этого направлена вся работа Великих Начал.

Великие Начала — не божественные силы, а естественные принципы, постоянные свойства Бытия. Они существуют столько же, сколько существует Бытие (то есть вечно), и простирают своё действие на все его беспредельные пространства, в которых наша Вселенная — лишь малая песчинка. Все законы, вершащиеся в Бытии, в любой его частице, колоссальной или микроскопической, являются производными от Великих Начал и действуют в соответствии с ними. Поэтому в Бытии действуют единые принципы жизни и эволюции. В каждой из существующих Вселенных и иных структур, имеющихся в Бытии, эти принципы осуществляются, так сказать, с поправкой на местные условия, — то есть адаптируются под особенности данной конкретной структуры. Однако различия эти имеют определённый диапазон, ограниченный естественными пределами действия Великих Начал. Иными словами, законы Природы, действующие в различных структурах Бытия, могут значительно различаться между собой, но никогда не противоречат Великим Началам.

Это относится и к нашей Вселенной. Действующие в ней законы также основаны на Великих Началах. В соответствии с ними вершится эволюция, одним из плодов которой стал человек.

***

© Атархат, 2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *