Мудрость камня для пути человека

Книга «Дорон» закрывается митэвмой «Камень». Это означает, что человек по имени Тахилам, надиктовавший данный текст, жил ближе к нам по времени, чем авторы смыслов других текстов, вошедших в книгу.

«Камень» — притча. Она рассказывает о беседе человека с камнем. В действительности этого не было. Но могло бы быть, если бы камни умели говорить. А вернее, если бы человек мог услышать то, что говорит камень.

Повествование ведётся от первого лица. Главный герой рассказывает, как однажды, охотясь в горах, по неосторожности споткнулся о камень, упал и поранился. Поднявшись на ноги, он обрушился на виновника своего падения с гневной инвективой: «Ты, негодный камень! Ты оказался здесь, на моей дороге, и попал мне под ногу. По твоей вине разорваны мои одежды и кровоточит моя рука. И по твоей же вине от меня ушла добыча, — и выходит, что я пришёл в эти горы напрасно. Ты лежишь здесь, безмозглый, и тебе ни до чего нет дела. Будь ты человеком, я покарал бы тебя так, что ты предпочёл бы быть бесчувственным камнем. Но ты — пустой камень, и ты столь ничтожен, что тебя даже и не покараешь. Уже то, что я ругаю тебя, для тебя выше самой высокой чести. Ты и малейшего внимания недостоин; я даже не помочусь на тебя. И я пойду своей дорогой, — а ты, ничтожный, останешься лежать, где лежал. Оставайся, жалкий, засохшая грязь!» (Камень, 4-14). Внезапно камень ответил ему, назвав дважды слепцом: во-первых, за то, что тот не увидел камня, а во-вторых за то, что он не видит подлинной сущности камня. Впечатлённый человек сел рядом с ним, и началась беседа.

Камень говорил о том, как непросто принять Истину. Сначала нужно вырвать из своей души заблуждение, — и душе будет больно, потому что в ней откроется зияющая рана. Только потом можно будет вложить в душу Истину, и душа заживёт и станет зрячей. Ну а далее последовало неожиданное: камень сказал, что он лучше человека. Вот как он объяснил, почему: «Знай, что камень знает больше, чем человек. Я чувствую все прочие камни, сколько их есть в мире, и знаю их жизнь. Я лежу здесь, — но знаю и равнины, и вершины гор, и глубины вод, и пропасти земли. Я вижу насквозь саму землю, как ты видишь дно ручья сквозь его воды. Я прозреваю и сквозь небо, и вижу всё Мироздание до его границ. Я знаю, чтО есть моя душа, — и потому она зряча. Она — одно с душами всего, что существует, и потому я — одно со всем, что существует. Я живу жизнью всего, что существует. Я — здесь, перед тобою; но солнце — это тоже я. Во мне — его сущность, а в нём — моя. Человек, душа которого слепа, хуже камня; он, поистине, на то только и годится, чтобы об него спотыкаться. Далее знай, что камень добрее человека. Я знаю своё место; вот я здесь, и не хочу чужого. Для чего мне хотеть чужого, если я един со всем, что существует, и если всё и так моё? Вот на тебе драгоценный браслет: не добыл бы ты его, и он не был бы твоим; а если его у тебя отнимут, то он твоим не будет. Ты его и добывал, и бережёшь; а ведь он мой, и был моим до того ещё, как металл его был извлечён из земли, и останется моим, где бы ни был. Я не ведаю ни обид, ни жажды мщения; если я един со всем, что существует, то на кого мне обижаться и кому мстить? Я угоден миру, ибо не иду против него. Каков я есть, таков есть; каков буду, таков буду. Мне быть камнем — и я камень; разве я стану сетовать на то, что я не птица? Разве я стану пререкаться с другими камнями о месте, на котором мне лежать? Я знаю, кем мне надлежит быть и как мне следует жить: вот я и таков. Поэтому моя грязь благороднее твоих одежд. Поэтому моя неподвижность действеннее твоих деяний. Поэтому моё молчание прекраснее твоих песен. Всему, что существует, я милее тебя; я люблю всё и всё любит меня. Я непорочен, и потому я лучше человека; и всякий другой камень — таков же» (Камень, 51-77).

Конечно, сама ситуация — всего лишь притча. Но в слова камня вложен подлинный смысл. Действительно: в Природе всё, даже простой камень, находится на своём месте и делает то, что ему надлежит делать. То есть он не только не идёт против законов Мироздания, но, наоборот, содействует им. При этом он ощущает своё единство со всем существующим. И вполне можно сказать, что он любит весь мир. Ненавидеть умеет только человек, — и он охотно пользуется этим своим умением. Он привык отделять себя от Природы и идти не только против неё, но и против себе подобных. Вот любить он зачастую умеет не так хорошо. Так и получается, что человек, венец эволюции, разумное существо, оказывается ниже камня. Хотя должен быть выше.

Вот как об этом говорится в митэвме: «Я смутился и устыдился, и спросил: «Если человек хуже камня, для чего он тогда живёт?». Он ответил: «Он живёт для того, чтобы быть лучше камня. У камня есть душа, и у человека есть душа; и душа человека лучше души камня. Если камень столь хорош для мира, то как же хорош должен быть подлинный человек! Он должен быть в сравнении с камнем что напиток бессмертия в сравнении с простою водой. Но человек ослепляет свою душу, — и выходит, что он хуже камня. Он в сравнении с камнем что вонючий гной в сравнении с чистою водой. Это оттого, что душа его ослеплена им самим» (Камень, 78-85). И далее — о том, как встать на путь, ведущий к подлинной человечности: «Поэтому сначала увидь, кто ты и каков ты. Если сумеешь, то это будет первое прозрение твоей души. Потом пойми, что от того, что ты назовёшь себя человеком, человеком не станешь. Если сумеешь, то это будет второе прозрение твоей души. Потом осознай свой путь к человеку. Если сумеешь, то это будет третье прозрение твоей души. Тогда она прозреет окончательно, и тогда ты пойдёшь по пути к человеку, как ребёнок идёт от младенчества к зрелости. И помни, что для того, чтобы достичь высот, подобающих человеку, тебе нужно сначала сравняться с камнем» (Камень, 90-97).

Особенно неожиданно, и оттого обескураживающе звучат финальные слова. Человек привык ставить себя очень высоко; а оказывается, что в смысле понимания мира, любви к нему и следования своему долженствованию он не дотягивает даже до уровня камня, валяющегося под его ногами. Как же так вышло? Да вот так уж… За полученную им способность активно познавать и активно развиваться он платит способностью ошибаться и впадать в заблуждения, полученной тогда же. И это в порядке вещей. Заблуждаться — нормально. Но ещё более нормально — если так можно выразиться — преодолевать заблуждения. Когда человек только выделился из животного мира, только обрёл способность познавать и осознавать, он был подобен камню, — в хорошем смысле. Он ощущал мир примерно так, как ощущает камень. Однако по мере познания и накопления заблуждений чистота его восприятия замутнялась всё больше и больше. В чём же смысл происходящего, в чём же заключается задача человека? Она заключается в том, чтобы путём познания пройти своего рода круг, или, точнее, виток спирали, и вернуться к чистоте восприятия камня, — но уже на более высоком уровне, благодаря познанному, понятому, осознанному и сделанному. Сделанному не только правильно, но и сознательно, через понимание должного, свободу воли и умение делать верный выбор, — в отличие от тех частиц Природы, которые действуют правильно, но неосознанно.

Главному герою притчи предстоит долгий путь. Прежде всего, это путь к своей человеческой сущности, а затем путь человека к тому большему, чего он должен достичь. Мудрые слова камня помогли ему сделать первый шаг.

История заканчивается тем, что он встаёт на колени, кланяется камню до земли и уходит. Уходит другим человеком. В нём больше нет гордыни и кичливости. Его душа болит, — но это боль, предшествующая прозрению. Прозрению, о возможности которого он и не подозревал, пока не споткнулся о камень.

Камень в этой притче говорит с ним — но в его лице со всеми нами, делясь тем, что людям давно уже пора узнать и осознать. И пусть камни не разговаривают вот так, на человеческом языке, — чувствуют они именно так, как чувствует их собрат со страниц пандэкта. А главное — мы при желании можем их услышать. Попробуйте как-нибудь поднять с земли первый попавшийся камень, раскрыть себя для него и прислушаться. Быть может, вы услышите нечто ещё более удивительное, чем то, что довелось услышать герою нашей притчи.

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *