Мир без недобрых людей

mir-bez-nedobryx-lyudej

Есть такая знаменитая пословица: «Мир не без добрых людей». Думаю, она была порождена сочетанием пессимизма и надежды. Она подчёркивает, что добрые люди всё-таки есть, — тем самым подразумевая, что в подавляющем своём большинстве люди не добры. И уж совсем беспросветно-пессимистической она становится тогда, когда употребляется с горькой иронией, — по отношению к тем, кто сделал кому-то нечто плохое. Оправдан ли этот пессимизм? Во многом — да. Но и надежда оправдана тоже. Ведь добрые люди существуют. Многие рассмеются в ответ на эти слова, — и это будет смех, порождённый абсолютно противоположными убеждениями. Одни будут подразумевать, что глупо лишний раз констатировать столь очевидный факт, — такой же очевидный, как то, что солнце встаёт на востоке и садится на западе. Другие рассмеются, опять же, с горькой иронией, — мол, какой наивный: дожил до седых волос, а всё ещё верит в доброту людей. А я не боюсь показаться глупым или наивным. Я даже пойду дальше и скажу: а что, если недобрых людей вообще нет? Что, если все люди добры?

Не стану утверждать, что считаю эту мысль своей оригинальной находкой. Всем нам знакомы вот эти строки:

— Не знаешь ли ты таких, — продолжал Пилат, не сводя глаз с арестанта, — некоего Дисмаса, другого — Гестаса и третьего — Вар-раввана?
— Этих добрых людей я не знаю, — ответил арестант.
— Правда?
— Правда.
— А теперь скажи мне, что это ты всё время употребляешь слова «Добрые Люди»? Ты всех, что ли, так называешь?
— Всех, — ответил арестант, — злых людей нет на свете.
— Впервые слышу об этом, — сказал Пилат, усмехнувшись, — но, может быть, я мало знаю жизнь! Можете дальнейшее не записывать, — обратился он к секретарю, хотя тот и так ничего не записывал, и продолжал говорить арестанту: — В какой-нибудь из греческих книг ты прочёл об этом?
— Нет, я своим умом дошёл до этого.
— И ты проповедуешь это?
— Да.
— А вот, например, кентурион Марк, его прозвали Крысобоем, — он — добрый?
— Да, — ответил арестант, — он, правда, несчастливый человек. С тех пор как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и чёрств. Интересно бы знать, кто его искалечил.
— Охотно могу сообщить это, — отозвался Пилат, — ибо я был свидетелем этого. Добрые люди бросались на него, как собаки на медведя. Германцы вцепились ему в шею, в руки, в ноги. Пехотный манипул попал в мешок, и если бы не врубилась с фланга кавалерийская турма, а командовал ею я, — тебе, философ, не пришлось бы разговаривать с Крысобоем. Это было в бою при Идиставизо, в Долине Дев.
— Если бы с ним поговорить, — вдруг мечтательно сказал арестант, — я уверен, что он резко изменился бы.

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

mir-bez-nedobryx-lyudej2

В первый раз я прочёл «Мастера и Маргариту» ещё в ранней юности, и эта книга сразу стала одной из моих любимых книг. Вряд ли сильно совру, если скажу, что с тех пор перечитал этот роман около 20 раз, и знаю почти наизусть. С каждым перечтением восприятие несколько менялось, понимание углублялось. Но, пожалуй, самым сложным для понимания всегда оставался вышеприведённый отрывок. Ведь утверждение, что все люди добры, и в самом деле звучит очень странно. Наблюдения, которые каждый из нас может сделать, просто поглядев вокруг, и мало-мальский жизненный опыт говорят об обратном. Поэтому слова Иешуа всегда ставили меня в тупик. Вернее будет сказать — слова Булгакова, вложившего в уста своего персонажа то, в чём он был убеждён сам. Я уверен, что был убеждён. Потому что подобную мысль не выскажет — да ещё так, чтобы она обрела, без преувеличения, программное звучание — человек, который сам так не думает. Ведь это удивительная мысль. Чтобы думать так, нужно уметь видеть в людях нечто очень глубокое. Настолько глубокое, что оно остаётся сокрытым почти от всех, — и это при том, что оно есть в каждом. Булгаков это разглядел. Как? Это отдельный вопрос. Видимо, у него было то, что помогло ему научиться понимать подобные вещи. Я тоже очень хотел научиться их понимать, — наверное, с самого первого прочтения «Мастера и Маргариты». Однако удалось мне это только благодаря Учению. Да и то далеко не сразу.

Я не буду сейчас пытаться разбирать мировоззрение Булгакова. Здесь я хочу рассказать, что помогло мне понять то, что понимал он.

Согласно Учению, основой личности каждого человека является частица Духа, — той субстанции, которой, как единой всеобщей душой, пронизано всё существующее. Это душа Творца, по частичке коей досталось каждому из нас. В Духе содержатся все лучшие качества, свойственные Творцу. И они сообщаются каждому человеку как некая основа, — не вполне совершенная и нуждающаяся в улучшении, но безусловно благая. Это можно назвать стартовым капиталом различных добродетелей, который даруется каждому из людей в тот момент, когда частица Духа, долженствующая стать основой его личности, выделяется из общей массы Духа и отправляется в своё первое телесное воплощение. Капиталом, который на протяжении цепочки воплощений нужно преумножить. То есть каждый человек изначально добр и обладает рядом добродетелей. Придя в телесную жизнь, он сталкивается со множеством факторов, осложняющих его духовное развитие, в числе которых инстинкты, не всегда ведущие в должном направлении, дурное воспитание, чужое негативное влияние, всевозможные искушения и т.д. Всё это накладывает не лучший отпечаток на психику, формирует негативные реакции, вредные привычки, вообще сильно искажает нормальное восприятие человеком мира, других людей и себя самого. А что же Дух? Он остаётся благим. Однако всё дурное, что было перечислено выше, как бы покрывает его неким тёмным налётом. Так алмаз, прозрачный и сверкающий, но покрытый толстым слоем грязи, внешне перестаёт быть похожим на алмаз. Но только внешне. Сам он при этом не становится хуже, и остаётся всё тем же алмазом чистой воды. Так каждый человек несёт в себе алмаз Духа, не подверженный замутнению. Другое дело, что налёт грязи на нем может стать таким толстым и так основательно заглушить его блеск, что человек может не только разучиться видеть его в других, но и позабыть об алмазе, который он сам несёт в себе. Вот тогда-то и появляется неверие в человеческую доброту, — включая и свою собственную. Но грязь — это всего лишь грязь. Её можно стереть — и алмаз засверкает снова. Более того: с течением времени он становится лучше, прочнее и прозрачнее. Совершенствуясь в череде жизней, человеческий Дух вбирает в себя только хорошее. Он подвержен только положительным изменениям, и никогда — отрицательным. Всё лучшее, что наш Дух вбирает в себя на протяжении этой жизни, он переносит с собой в следующую жизнь. Так Дух становится всё совершеннее, и человек с каждой жизнью становится всё лучше. Тем самым ему становится всё легче сопротивляться грязи, которая норовит в нём накопиться.

mir-bez-nedobryx-lyudej3

Каждый человек в действительности хорош и добр. Такова глубинная сущность человека, его истинная сущность. Да: она бывает скрыта под толстым налётом грязи. Однако большой ошибкой будет принимать эту грязь за самого человека. Я бы сказал, это одна из самых трагических ошибок, какие только могут быть. Она перечёркивает веру в людей, веру в самого себя, веру в то, что можно измениться к лучшему, — а значит, мешает даже попытаться. Она ввергает в отчаяние, — потому что вокруг видится только грязь и темнота. Так можно психологически задохнуться. На самом же деле человек не тождествен своей грязи. Он тождествен лучшей части себя, — своему Духу. Если понимать это, то всё выглядит иначе. Тогда и свою грязь преодолеть легче, и чужая грязь становится не столь непроницаемой: сквозь неё начинает угадываться свет.

Осознание этого далось мне не без труда. Но теперь я понимаю булгаковского Иешуа. И вместо «Мир не без добрых людей» теперь могу с уверенностью сказать «Мир без недобрых людей». Потому что это действительно так. По-настоящему злых людей не существует. Их злоба — злоба мнимая. Она — плод заблуждения, болезненная иллюзия. Так случается, когда человек забывает, что на самом деле он хорош. Так случается, когда он теряет самого себя. И это не столько вина его, сколько беда. Чем больше людей научится понимать это, тем меньше будет ненависти, вражды и горя. Уже одно понимание того, что люди в сущности своей хороши, способно изменить мир к лучшему.

Как видно из примера Булгакова, к такому пониманию можно придти не только путём Учения. Его можно достичь, вообще не принадлежа ни к какому конкретному учению или религии. Это возможно потому, что человек действительно таков. Это — Истина. Она как солнце, которое светит для всех. Чтобы увидеть солнце, не надо молиться никаким богам. Достаточно просто открыть глаза.

Давайте же держать глаза открытыми. И тогда мы увидим мир без недобрых людей. А это меняет всё.

© Атархат, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *