Краткая философия еды

Как правило, в духовных учениях существенное внимание уделяется вопросам, связанным с едой. Это разделение продуктов питания на дозволенные и недозволенные, способы приготовления, правила приёма пищи, разного рода посты и т.д. В различных околодуховных и оккультных учениях тема еды часто увязывается с темой энергетики: разъясняется, какая пища более энергетична, а какая менее, какая очищает энергетику человека, а какая засоряет и делает отрицательной, и т.п. Порой разрабатываются целые учения внутри учений, где еда и питание вообще рассматривается очень тщательно, и всё это сопровождается не только рекомендациями, но и целыми собраниями рецептов блюд, способствующих или препятствующих развитию высокой духовности. Подобные вещи весьма популярны. Почему? Потому что довольно удобны. Для большинства людей еда — не самый большой интерес в жизни, и их вполне устраивает вариант, когда просто приняв определённые правила питания ты зарабатываешь благоволение высших сил, приближаешься к раю, или же очищаешь свою энергетику и становишься более высокодуховной личностью. Конечно, подчёркивается и фактор оздоровления организма благодаря правильному — с духовной точки зрения — питанию. Однако это далеко не всегда ставится на первое место в ряду обоснований того, как следует питаться.

Что говорит о питании Учение? Имеется ли в нём, так сказать, раздел, посвящённый еде? Имеется. Но он не так обширен, как во многих других учениях. Основы его можно кратко изложить даже в небольшой статье.

Самое главное — отношение к еде. Не к каким-то конкретным продуктам, а к еде как таковой. Оно определяется ответом на вопрос «Для чего я ем?». Согласно Учению, у отношения к еде есть четыре уровня.

Первый уровень — «Я ем, чтобы насладиться вкусом». Это отношение, сводящее питание к простому вкусовому удовольствию, — то есть к наслаждению в чистом виде. Несмотря на все кулинарные изыски, призванные удовлетворять такие запросы, это самый низший, примитивный подход, не дотягивающий даже до животного уровня. Он приводит к привередливости, капризам, гурманству в худшем смысле этого слова, когда гурманство перерождается в разновидность самомнения, а также к банальному обжорству со всеми вытекающими последствиями. Второй уровень — «Я ем, потому что испытываю чувство голода». Это животный уровень, инстинктивное действие по программе «ощутил голод — отправился на поиски пищи — нашёл пищу — утолил голод». Третий уровень — «Я ем, чтобы жить». Это уже человеческий уровень, — осознанное отношение к пище, с пониманием, для чего нужно питаться. Четвёртый уровень — «Я ем для того, чтобы жить, а живу для того, чтобы трудиться на благо людей и мира и способствовать совершенствованию Творца. Таким образом, я ем, чтобы иметь силы на это». Это самый высокий уровень отношения, с пониманием высшего смысла столь простого, казалось бы, процесса, как принятие пищи. Даже это существует не просто так, не для удовольствия, не ради поддержания жизни тела ради самой жизни тела, а с гораздо более далеко идущей целью. Мы едим для того, чтобы иметь возможность выполнять предназначение человека, — то есть осуществлять то, для чего мы, люди, вообще появились как разумный вид.

Осознание этого уже само по себе может содействовать духовному развитию. Если ты понимаешь, что даже у твоего обеда есть высший смысл, и стараешься, чтобы этот смысл не остался пустым звуком, стараешься его осуществить на деле, то это даёт важный плюс к твоей работе над собой, помогает твоему духовному росту. Кроме того, в этом уровне отношения к еде содержатся, на правах подчинения, и остальные три. То есть ты питаешься для того, чтобы иметь возможность выполнять своё предназначение, — при этом поддерживаешь свою жизнь, утоляешь голод и наслаждаешься вкусом. Всё это естественно и нормально, если оно оказывается составляющими элементами чего-то более важного, придающего более глубокий смысл и этим элементам тоже. Наслаждение вкусом с такой точки зрения превращается в приятный бонус, украшающий собой цепочку смыслов, восходящих к предназначению человека, — как своего рода вишенка на торте.

Система из четырёх степеней отношения к еде — важнейшее из того, что говорит по этому поводу Учение. Всё остальное, по большому счёту, уже просто дополнения, проясняющие тот или иной нюанс.

Например, в том, что касается дозволенной и недозволенной пищи, позиция Учения очень проста: дозволено всё, кроме употребления в пищу человечины, и вообще поедания осознающих. Этого нельзя делать ни при каких обстоятельствах. В остальном разделение на «можно-нельзя» или «желательно-нежелательно» имеет уже совсем иной характер и основывается на ситуации. Например, кому-то нельзя есть те или иные продукты по медицинским показаниям. Нежелательно употреблять в пищу редкие виды животных и растений, чтобы не способствовать их истреблению. Ну и прочие подобные ограничения, по обстоятельствам.

Во многих учениях особо акцентируется необходимость вегетарианства. Обосновывается такая позиция тем, что, во-первых, мясо вредно для организма, а во-вторых, убивать и поедать животных жестоко, — то есть это является злом. Что касается вреда от мяса, то его обычно сильно преувеличивают. Человек — существо всеядное, и мясо, пусть в небольших количествах, его организму потребно. Что же до убийства живых существ… По Учению, всё является живым, — в том числе и растения, и даже камни. Так что если не убивать ради пропитания, придётся умереть с голоду. Употребляя в пищу растения, их части или плоды, мы убиваем их, калечим, или же поедаем то, что должно служить их размножению. Иначе не получается. Плохо ли это, — поедание как животных, так и растений, употребление в пищу живого? Не плохо, пока это не переходит границы нормального. В природе поедание кем-то кого-то — обычное дело. Так происходит обмен веществ в ней как в живой системе. Это не зло. Человек тоже часть этого процесса, — и употребление в пищу растений и животных предусмотрено для него природой как норма. Она как бы кормит нас своим живым телом. Потому что мы и сами являемся её частицами. Просто нужно правильно к этому относиться, принимая её дары с благодарностью. В качестве примера приведу обычай, когда-то распространённый у американских индейцев. Перед охотой они просили у природных духов позволения убить животное, поясняя, что это необходимо им для пропитания, а после удачной охоты благодарили добытое животное за то, что оно позволило себя убить и тем самым дало возможность прокормиться их семьям. Это очень правильное отношение. Природа не против того, чтобы снабжать нас пищей, — собственной плотью в лице растений и животных. Только человек должен ценить это, принимать пищу с благодарностью, как ценные дары, и жить так, чтобы эти дары пошли ему и миру на пользу, а не во вред (см. выше о выполнении предназначения).

Таким образом, вегетарианство в Учении не считается необходимым. Но и не осуждается. Если кто-то из последователей выбирает для себя вегетарианство, то, значит, это тот стиль питания, который ему ближе. Точно так же желающие могут выбрать для себя сыроедение, или же отказаться от соли, специй и т.д. Всё это приемлемо.

Что касается упомянутых выше границ нормального, то это означает быть умеренным в пище, не объедаться, стараться держаться в пределах необходимого. Хотя трудно знать пределы точно, трудно определить, сколько именно тебе нужно съесть, чтобы насытиться, но не хватить лишку. Иначе говоря, почти всегда происходит перегиб то в ту, то в другую сторону. И раз уж избежать перегиба так сложно, то лучше сознательно перегибать в более полезную сторону. То есть лучше немного недоедать, чем переедать. Я подчёркиваю: именно немного. Не морить себя голодом, а просто быть умеренным в еде. Такая умеренность и полезна для здоровья, и помогает бороться с такими пороками, как чревоугодие и жадность, и вырабатывает самодисциплину. Здесь можно упомянуть и посты, кратко отметив, что в них нет необходимости. Простой умеренности вполне достаточно.

В заключение этого краткого экскурса в вопросы питания упомяну ещё такой аспект, как влияние пищи на энергетику. Как уже было сказано, ряд концепций напрямую связывает состояние энергетики человека с тем, что он ест. Якобы именно правильное питание очищает энергетику и делает её «высокой», что важно для духовного продвижения человека. Я бы сказал, что значение этой взаимосвязи сильно преувеличивается. В действительности энергетика мало зависит от пищи, а уж духовный уровень точно не зависит от энергетики. Всё как раз наоборот: энергетика зависит от духовности. Если ты хороший человек, борешься со своими пороками, любишь людей и мир и трудишься ради них, любишь Природу, уважаешь её законы и стараешься жить в соответствии с ними, то не важно, что ты ешь, — потому что энергетика очищается через благие качества Духа. Если же у тебя со всем этим проблемы, тогда как ни питайся, твоя энергетика всё равно останется грязной, а духовность низкой. Думаю, это хорошо иллюстрирует известная пословица, гласящая, что не нужно путать дар Божий с яичницей.

Вот, пожалуй, и все основные моменты, касающиеся еды. Как можно увидеть из всего вышесказанного, Учение особо не зацикливается на этом. Его отношение к вопросам питания основано на естественности и здравом смысле, и потому подход достаточно прост, без сложных правил, многочисленных запретов, ограничений и практик типа постов.

Подытожу так. Не еда делает тебя хорошим человеком и духовной личностью. Просто старайся, чтобы съеденное тобою не пропало зря.

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *