К вопросу о смысле жизни

Во все времена люди искали смысл жизни. Они всегда задавались вопросами типа «Кто я? Зачем живу на свете?». Без ответов на эти вопросы жизнь ощущается как неполная. И скорее даже не как неполная, а как не вполне состоявшаяся. Ведь человек не сам по себе; он не абстрагирован от мира, а является его частью. Об этом говорит если не осознанное понимание, то, по крайней мере, ощущения. Так и должно быть. В системе мира у человека есть своё место, — место, на котором он необходим. Мир нуждается в нём; так механизм нуждается в важной детали, без которой не может хорошо работать. Но и деталь нуждается в своём месте, — ибо без него она ничто, просто потерянный предмет. Эта потребность в понимании своего места и своей роли в Мироздании заложена в каждого человека изначально; она идёт из его Духа. Поэтому люди всегда пытались ответить на вопрос о смысле жизни. Фактически, именно эту цель преследуют все мировоззрения, когда-либо выработанные людьми. Мировоззрение, будь оно религиозным, научным или каким угодно ещё, описывает мир именно как систему, и указывает место в ней человека. Так он обретает понимание того, кто он, как ему следует жить, что он должен делать. Это наполняет его жизнь смыслом более глубоким, чем просто выживание. Так что стремление познать мир и выработка мировоззрения в действительности есть ни что иное, как попытка объяснить самого себя. Как для отдельного человека, так и для человечества в целом.

Вариантов такого объяснения создано множество. Ясно, что все они не могут быть верными. Хотя в действительности искомый ответ может разделяться на два аспекта: «Каково предназначение человека вообще?» и «Каково лично моё предназначение?». Ответ на второй вопрос может и должен быть разным для разных людей. Это частные случаи, и такое предназначение может зависеть, скажем, от врождённых талантов и способностей индивидуума, или же от его волевого решения. То есть в данном случае ответ более субъективен, и найти его должно быть несколько легче (хотя не факт, что легко). Понятия о личном предназначении формируются под воздействием самых разных факторов, — от следования традициям до завышенного самомнения. Для тех, кто не очень склонен к размышлению и самоанализу, за предназначение может сойти что угодно, — по принципу «Моё место там, где я нахожусь сейчас». Если же начать рассуждать и анализировать, то почти неизбежно придёшь к тому, что сперва нужно понять предназначение человека вообще, — и уже в его контексте разбираться со своим личным предназначением, со смыслом собственной жизни. Это как подняться на гору и с её высоты посмотреть на свой дом, чтобы понять его расположение на местности. Задача нового уровня, более сложная, чем осмотреть дом изнутри. В роли горы тут выступает то или иное мировоззрение, объясняющее мир, показывающее место человечества в мире и помогающее определить место отдельного человека в двойном контексте мира и человечества.

Как уже было сказано, различные учения, описывающие мир, это, фактически, попытки отыскать место в нём человека. Поиск ведётся от большего к меньшему, — ведь именно меньшее является здесь целью. Немного парадоксально: огромный мир познаётся для того, чтобы определить место в нём маленького человека. Однако если взглянуть под другим углом, то парадокса нет. Ведь для человека путь к чему бы то ни было пролегает через самого человека. Даже если он ставит себе целью изменить огромный мир, то прежде всего он, опять же, должен заняться познанием себя, чтобы понять, кто это хочет изменить мир, почему он этого хочет, какими возможностями для этого располагает. Мы познаём мир и себя в нём, а затем пытаемся изменить мир (каким мы его видим) с помощью того, что поняли о себе. Человек идёт к себе через мир, а к миру — через себя. Поэтому тем более неудивительно, что понять смысл своей жизни можно только поняв смысл жизни человечества, — то есть поняв его место и функцию в системе мира. Без понимания этого контекста, в котором разворачивается твоя жизнь, не поймёшь и её предназначения. Это можно сравнить с театром. Чтобы понять, какую роль ему предстоит играть, актёр сначала должен понять, какую пьесу ставит его труппа.

Различные религии и учения предлагают различные варианты этой пьесы, в диапазоне от «Человечество — прах у ног всемогущего Бога, вершащего судьбы всего и вся» до «Человечество — участник слепой и жестокой эволюционной борьбы, которая в перспективе бессмысленна». УЕХ предлагает свой вариант.

Быть может, это слишком амбициозно, — считать, что оно может показать верный вариант, дать правильный ответ на вопрос о смысле жизни? Да нет, это не амбициозно, а вполне нормально. Оно рисует определённую картину мира, — и, естественно, в этой картине определено место человека. Было бы странно, окажись это не так.

По Учению, смыслом жизни человечества (как и других разумных рас Вселенной) является следование Великому Долженствованию. Это значит — через познание, моральное совершенствование и созидательный труд способствовать внутренней эволюции Творца, его развитию, с тем, чтобы в будущем он смог испытать новое преображение. Разумные существа (осознающие) — это те, через кого проявляются и совершенствуются разум Творца и его качества. Но проявляются и совершенствуются не стихийно или механически, а через участие свободной воли. То есть осознающий (в нашем случае — человек) хоть и является деталью в механизме Природы, но деталью не бездумной и безвольной, а такой, которая способна понять механизм и свою роль в нём, способна выстроить свою судьбу и через волевые решения повлиять на судьбу Творца. Ведь осознающие могут привести его как к преображению в более совершенное существо, так и к гибели.

Осознав свою причастность к столь великому делу, как совершенствование Творца, осознав своё личное предназначение как часть общего предназначения человечества, начинаешь понимать, что смысл твоей жизни неразрывно связан с этим. Ты словно струя в великом и мощном потоке. И струя должна течь вместе с потоком, она должна стремиться к гармонии с ним, должна усиливать его собой, чтобы вместе с ним достичь общей цели. Иными словами, смысл жизни отдельного человека естественным образом вписывается в смысл жизни человечества, в его Великое Долженствование. А это значит, что ставя себе цели и выбирая себе дело, можно и нужно сделать это так, чтобы они не противоречили Великому Долженствованию, а содействовали ему. Тогда смысл жизни человечества — и твоей, как его частицы — и смысл жизни, который ты выбрал для себя сам, станут единым целым, гармоничным и осмысленным. Не к такой ли гармонии всегда стремились люди? Это слияние с миром, нахождение своего места в нём, — и в то же время собственный путь в этом слиянии. Так можно обрести внутреннюю свободу — подлинную, а не мнимую, которую путают с эмансипированностью от законов общества и мира — и такую силу, какую в себе даже не подозревал.

Бесполезно искать смысл жизни, ограничиваясь масштабами самого себя. Одна буква, вырванная из текста, ничего не значит. Пока не увидишь текст, не поймёшь, какой в ней смысл. Отдельный человек — буква на странице, называемой «человечество», входящей в главу «Творец» книги «Бытие». Только учась читать эту книгу, сможешь постичь значение буквы. Возможно ли научиться её читать? Да, возможно. Человеку дана такая способность. Иначе в его существовании не было бы смысла.

© Атархат, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *