Интервью с мёртвыми душами

Я жемчуг не бросаю курам,
Стихи не сочиняю дурам.

Строки, полученные двумя пожилыми дамами от вызванного ими духа Пушкина, которого они попросили сочинить стихотворение персонально для них.

Спиритизм — одно из знаковых явлений недавнего исторического прошлого и, в несколько меньшей степени, настоящего. Хотя он был и раньше. Только выглядел немного по-другому. В европейской Античности всё это вращалось вокруг прорицателей, умеющих вызвать душу умершего из подземного мира, чтобы она могла пообщаться с живыми, — обычно его, прорицателя, устами, хотя порой и появляясь воочию в виде тени-призрака. Подобная практика, в принципе, не считалась чем-то противоестественным и недопустимым, хотя и была весьма специфичным делом. В Средние Века отношение изменилось. Теперь это больше связывалось с чёрной магией и рассматривалось как некромантия, которая идёт против естественного (Божьего) порядка вещей и не может осуществляться без помощи адских сил. Ещё позднее, ближе к XIX веку, спиритизм был реабилитирован в обществе, хоти по-прежнему осуждался Церковью. Можно даже сказать, что именно из-за церковного осуждения он стал одним из аспектов демонстративного вольнодумства, которое само по себе сделалось модным. Отчасти это было и развлечением. Спиритизмом стало не зазорно заниматься членам высшего общества и интеллигенции. Затем у него появились сильные теоретики — такие, как Аллан Кардек — и знаменитые приверженцы — такие, как Артур Конан Дойл. Ну а далее произошло то, что часто происходит с явлениями, ставшими очень популярными: он начал выходить в тираж. Им стали заниматься все, кому не лень, спиритические методики примитивизировались, появилось огромное количество шарлатанов. Соответственно, он опошлился, почти утратил тот флёр загадочности и мистики, которым был славен. Такой ценой он из сферы духовности и философии перешёл в сферу масс-культуры и стал её неотъемлемой частью. И сегодня есть те, кто пытается практиковать его на серьёзной основе, — но это уже не производит былого впечатления и выглядит не слишком убедительно.

Что же в спиритизме такого, что всегда делало его столь притягательным и завораживающим? Притягательным несмотря на то, что у него всегда имелось множество критиков, прямо называющих его мошенничеством чистой воды, а наука не желает даже рассматривать возможность того, что он имеет под собой какие-то реальные основания.

Прежде всего, это соприкосновение с тайной смерти. Сам факт того, что кто-то может придти оттуда и поговорить с тобой, успокаивает. Ты видишь, что там не небытие и не адские бездны, а тоже жизнь, хотя и отличная от земной, и оттуда даже можно нанести визит сюда. Теперь, вроде как, и самому не так страшно отправляться туда. Тайна стала менее таинственной и менее пугающей. Тем более, что можно получить из первых рук информацию о тамошнем житьи-бытьи. Вот моя бабушка, например, была в этом отношении очень скептична и не верила вообще ни в какие описания загробного мира. Она говорила: «Ещё никто оттуда не вернулся и не рассказал, что там». Думаю, приверженцы спиритизма поспорили бы с ней.

Другой притягательный момент спиритизма — доступ к информации. Звучит очень современно, правда? К тому же, всем известно, что знание — сила. Так вот с точки зрения спиритов, общение с усопшими — бездонный кладезь сведений буквально обо всём, что касается людей, истории, человеческой цивилизации вообще. И не только. Поскольку собеседники — уже там, в ином мире, по ту сторону жизни, то они имеют доступ к таким тайнам и сведениям о Мироздании, которые и не снились тем, кто живёт во плоти. А эти последние очень любознательны, и не упускают случая узнать что-то новое через общение, так сказать, с очевидцами. Одни спрашивают вызванных ими великих людей о туманных и неизвестных фактах их биографий. Другие докапываются до подноготной исторических загадок. Третьи интересуются высокими философскими тайнами Бытия и выясняют детали мироустройства. Четвёртые пытаются проникнуть в перспективы собственного будущего или получить ценные советы. Перечисленными моментами всё не исчерпывается, есть и другие. Но, так или иначе, дело тут сводится к получению интересной и полезной информации.

Ещё один момент, который нельзя не упомянуть, это сама возможность личного общения с умершими. Когда уходит из жизни близкий человек, который тебе дорог и потеря которого становится личной трагедией, а потом выясняется, что с ним можно поговорить, это производит впечатление. Надежды на получение такой возможности для многих уже достаточно, чтобы уверовать в спиритизм. Тут имеет место чисто эмоциональный фактор, — но как раз он-то зачастую оказывается сильнее всех других факторов, а также и здравого смысла.

Для осуществления связи с умершими было разработано немало методик. В основном, все они опираются на участие медиумов. Например, умерший может говорить прямо через медиума, временно принимая контроль над его телом. Но это уже некий экстрим, опасно балансирующий на грани одержимости. Чаще требуется просто присутствие медиума как «оператора» сеанса связи. Он обеспечивает канал, через который вызванный дух может общаться с теми, кто его вызвал.

Самое расхожее представление о спиритическом сеансе — это люди, сидящие вокруг стола, по которому, в круге из написанных букв, перемещается блюдце. Из букв, на которые оно указывает, складываются сообщения духа, адресованные участникам сеанса. Действительно, такой метод применяется чаще всего; именно он был взят на вооружение большинством мелких шарлатанов и спиритов-дилетантов, а также тех, кто просто развлекается подобным образом. Соответственно, именно он чаще всего подвергается высмеиванию и критике. Скептики утверждают, что умелый мошенник-«медиум», кладущий пальцы на блюдце наравне с другими присутствующими, способен незаметно для остальных направлять не только его движение по буквенному кругу, но и вращение вокруг своей оси. Но здесь легче сказать, чем доказать. Даже просто направить движение блюдца, когда его касается много чужих пальцев, и при этом не выдать себя, не так-то просто; заставить же его во время этого движения ещё и вращаться (опять же, не выдав себя ни одним движением, ни одним видимым напряжением пальца) — задача ещё более сложная. Попробуйте как-нибудь сами. Просто положите блюдце на гладкую поверхность и с помощью неподвижно вытянутых пальцев заставьте его плавно ходить по широкому кругу, от точки к точке, и во время этого движения (именно так, и не иначе!) ещё вращаться. И чтобы по вашей руке не было заметно никакого нажатия на блюдце и прилагаемых к нему усилий. А теперь представьте, что его касается ещё дюжина чужих пальцев, мешающих вам и ощущающих каждое ваше движение. Ну как, получается? Даже для большого ловкача это не будет задачей настолько простой, чтобы этим можно было объяснить все случаи «бегающего блюдца». К чему я это? К тому, что блюдце часто и впрямь перемещается независимо от усилий людей. Мне довелось лично наблюдать только один такой сеанс, организованный кустарно, в домашних условиях. На нём совершенно точно не было никого, кто умел бы манипулировать блюдцем, — но оно резво бегало от буквы к букве и вращалось, указывая на них нарисованной на его боку стрелкой. Правда, первое же сообщение оказалось невразумительным: оно представляло собой бессмысленный набор букв. А потом один из участников сеанса запаниковал, и действо прервалось.

Другие методики — это, например, задавание вопросов, подразумевающих ответы «да» или «нет», на которые вызванный дух отвечает стуками либо иными звуками где-то в стороне от сидящих за столом. Или, что более известно, приподнимает одну сторону стола, производя стук ударами его ножек о пол. Ещё отмечу так называемое «автоматическое письмо». Суть данного метода заключается в том, что спирит входит в подобие транса, а вызванный дух завладевает его рукой и пишет свои сообщения на бумаге. Именно таким был излюбленный способ упомянутого выше Аллана Кардека. Им и его сотоварищами было собрано большое количество сообщений и ответов на вопросы, полученных от духов (см., например, опубликованную им «Книгу духов»). В числе последних, среди различных знаменитостей большего или меньшего масштаба, я с удивлением обнаружил некоего непонятного Духа Истины и… самого Иисуса Христа. Думаю, что, при всём уважении к Кардеку, весьма скептические выводы напрашиваются сами собой, и дальнейшие комментарии тут излишни.

Так всё же, работают ли спиритические методики? Ведь шарлатанство шарлатанством, а блюдце в некоторых случаях и впрямь движется как бы само, столы стучат ножками, и «автоматическое письмо» даёт сообщения и графические образы (что я также наблюдал сам). Потом, мы знаем, что мир, куда люди уходят после физической смерти и где обитают до следующего рождения, существует. Значит, с умершими действительно можно пообщаться на спиритическом сеансе, — по крайней мере, при условии, что медиум настоящий?

Боюсь, что ответ будет отрицательным. Даже при стечении всех благоприятных условий это вряд ли удастся. Да, но ведь блюдце движется, и так далее. Кто же это делает?

Вот именно — кто?

Дело в том, что людям, пребывающим в мире энергии (который в просторечии называют «загробным миром», «тем светом» и т.д.), крайне редко дозволяется вмешиваться в дела живущих здесь, в мире материи, и вообще общаться с ними. Законы Природы препятствуют этому, как делу по большей части ненужному и вредному. Исключения бывают, но крайне редко. Это происходит лишь в редчайших случаях, когда вмешательство оказывается необходимым с точки зрения самой Природы. Желания людей, их эмоции и страхи, их любопытство, амбиции, и уж тем более легкомысленное стремление поразвлечься во внимание не принимаются. Насколько редко это происходит? Скажем так: если в мире ежедневно имеет место несколько тысяч спиритических сеансов или иного общения с умершими, то количество реальных контактов едва ли превысит несколько в год.

Глубоко заблуждаются те, кто думает, что умершим нечего делать, и что они только и ждут, когда их позовут поболтать. Люди в мире энергии вовсе не бездельничают. У них там своя жизнь и свои задачи. Одни не смогли бы ответить на призыв просто потому, что они не в состоянии. Человек может быть в личном аду или находиться в иллюзии, он может путешествовать по миру энергии, будучи далеко от Земли, и так далее: причин могут быть десятки и сотни. Но даже если он в данный момент не особо занят и мог бы, и даже хотел бы пообщаться, законы Природы ему этого не позволят.

Кстати говоря, любители спиритизма обожают вызывать различных знаменитостей. Мало того, что это интересно, — так ведь ещё и очень лестно думать, что пожелай ты вызвать Наполеона, как он всё бросит и поспешит явиться к тебе, чтобы удовлетворить твоё любопытство. И так будет бегать на вызовы раз за разом, — сегодня к тебе, завтра к доне Женуарии из Рио-де-Жанейро, послезавтра к собранию спиритов в Париже. А если его призовут сразу несколько человек в разных уголках мира (с очень знаменитым покойником может случиться и такое), то он раздвоится и растроится. Звучит смешно? Конечно. Однако подавляющее большинство спиритов относится к этому именно так. Возможно, они просто не дают себе труда как следует задуматься над подобными вещами?

Итак, мы снова возвращаемся к вопросу «Кто же это делает?».

Дать точный ответ затруднительно. В мире энергии помимо людей имеется бесчисленное количество иных обитателей. Среди них много тех, кто охотно играет роли вызываемых на спиритических сеансах людей. Эти самозванцы выдают себя за различных знаменитостей или родственников тех, кто принимает участие в сеансах. Одни делают это достаточно правдоподобно, выражаются культурно и рассказывают нечто с претензией на глубокомыслие и возвышенность; другие несут откровенную околесицу. Но сидящие за столом склонны верить всему. Ведь они дотянулись до загробного мира, на их глазах происходит таинство соприкосновения жизни и смерти, — и как можно сомневаться в том, что им говорят с той стороны? Ну а если вызывают чьего-нибудь родственника или друга, то имеется способ удостоверить личность явившегося. Нужно спросить его о каких-либо фактах его биографии. А ещё лучше — о чём-то, что может быть известно только ему и его родственнику или другу, присутствующему на сеансе. Если ответит правильно — значит, это действительно тот, кого вызывали.

Это звучит хорошо — но, к сожалению, подобные проверки не работают. Причина в том, что каждая человеческая мысль и возникающий в воображении образ отражаются на энергетическом плане, и эту информацию можно считать. Особенно если считывающий сам находится в мире энергии, да ещё и понаторел в этом деле. Тот из сидящих за столом, кто знает ответ, думая о нём буквально выписывает его большими энергетическими буквами и рисует картинки, давая самозванцу возможность узнать его и таким образом войти в доверие. Так морочат головы людям, — причём даже не «медиумы»-шарлатаны, а совсем другие обманщики. Обманщики из иного мира.

Зачем им это нужно? В чём состоит их интерес? Опять же, трудно сказать. Вероятно, чаще всего им нужна энергия. А она обычно в больших количествах изливается участниками спиритических сеансов в результате эмоциональных переживаний. Острое любопытство, страх от соприкосновения с миром мёртвых, радость от общения с усопшими близкими и так далее, — всё это заставляет людей выплёскивать буквально потоки энергии, до которой всегда огромное количество охотников в том мире. Ещё может иметь место тяга к соприкосновению с материальным миром, с физической жизнью. Для многих обитателей мира энергии это прямо-таки идея-фикс (см., например, статью о вампирах в №04). Могут иметь место и хулиганские побуждения, — да, да, как бы странно это ни звучало. Там хватает тех, кто рад похулиганить, а то и злонамеренно напакостить. Могут быть и иные варианты, самые разные. В общем, спектр мотиваций столь же широк, сколь велико число разновидностей возможных самозванцев.

Подведём краткие итоги. Является ли спиритизм мошенничеством? Часто, но не всегда. Хотя сам по себе он явление-обманка. Потому что те, кого вызывают, не приходят. Приходят самозванцы, пудрящие мозги. Причём порой делающие это так творчески, так умело и, не побоюсь этого слова, вдохновенно, что даже умные люди и серьёзные исследователи оказываются обманутыми. При этом следует признать, что спиритизм, так или иначе, действительно позволяет «пробить канал» для общения с иным миром. Как факт это очень интересно, и должно приниматься во внимание.

Ну а то обстоятельство, что на другом конце канала всегда оказывается не тот, кого ты ожидаешь, имеет, как минимум, один жирный плюс: это не позволяет кому попало проникать в чужие тайны и получать доступ к знаниям, не предназначенным для кого попало. Да: лжеинформация, получаемая спиритами, как серьёзными, так и дилетантами, громоздится горами словесного мусора, где всё противоречит всему. Однако это ещё не самый плохой вариант. Если бы всё получаемое таким путём было правдой, тогда имелся бы гораздо более серьёзный повод для беспокойства.

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *