Эволюция как универсальный принцип

evolyuciya-kak-universalnyj-princip

Для религиозного мировосприятия характерна вера в сотворённость мира и человека. Их каким-то образом создаёт или порождает какое-либо божество, или несколько божеств, или некий мифический герой, или ещё какие-то высшие силы, — и далее созданное существует, практически не развиваясь и не изменяясь. Иначе говоря, религия не признаёт закона эволюции. Её демиурги создают мир, растения, животных и человека уже готовыми, — то есть в том виде, в котором те и должны существовать. Если какие-то перемены и происходят, то, опять же, по воле высших сил, но никак не эволюционным путём. Эта точка зрения очень живуча, что неудивительно: на протяжении всей своей многотысячелетней истории человечество, не умевшее объяснить происхождения мира и самого человека, приписывало это сверхъестественным силам и слагало соответствующие мифы. За последние три века многое изменилось благодаря подъёму науки. В том числе, стали изучаться свидетельства развития Земли и жизни на ней, появилась эволюционная теория. Это нанесло сокрушительный удар по религиозным представлениям. Но удар, очевидный лишь для здравомыслящих людей. Ведь религии держатся, в основном, на слепой вере, которая отвергает не только разумные доводы, но и вполне очевидные факты. Если же отвергнуть не получается, тогда факты перетолковываются и подгоняются под веру. Поэтому даже в наше время, когда эволюционная теория подтверждена множеством открытий и доказанных фактов, находятся те, кто отвергает её и продолжает утверждать, что миру всего несколько тысяч лет и что природа и люди остаются такими же, какими они были сотворены. Кажется, в последние годы приверженцы этой точки зрения даже активизировались. Они пишут книги и снимают псевдодокументальные фильмы, в которых утверждают, что теория эволюции несостоятельна, что все исследования и доказательства являются одной грандиозной фальсификацией, и что имеет место чуть ли не всемирный заговор учёных, обманывающих общество. Параллельно кое-где возобновилась борьба за отмену преподавания теории эволюции в школах и замену его преподаванием «священной истории». Словом, мы наблюдаем обостряющийся на глазах рецидив средневековья.

В этом противостоянии эволюционистов и креационистов Учение безоговорочно принимает сторону первых. Это может показаться странным: ведь по Учению, Творец существует, и создание Вселенной было плодом его волевого акта. Да, верно. Но это не сверхъестественный Творец, и создание Вселенной не нарушило законы Природы, а свершилось в соответствии с ними. Здесь я говорю о законах, действующих на уровне Бытия, — то есть о Великих Началах и вытекающих из них важнейших принципах. А также о том величайшем принципе, который стоит даже над самими Великими Началами. Звучит несколько неожиданно даже для Учения, не правда ли? Ведь, кажется, именно Великие Начала — та высшая инстанция, которая всем управляет. Да, это тоже верно. Однако если вдуматься, то станет понятно, что Великие Начала, если так можно выразиться, обслуживают тот самый принцип, о котором идёт речь. Я говорю о развитии, об эволюции.

Бытие может существовать только развиваясь. Остановка в развитии означала бы для него гибель. И Великие Начала в своём взаимодействии обеспечивают для этого развития необходимые условия: среду (Жизненное Начало), импульс (Прогрессивное Начало), направление (Благое Начало), ключевой фактор (Разумное Начало). То есть, проще говоря, они являются средствами осуществления эволюции, её инструментами. Она — поистине основополагающий, универсальный принцип, действующий во всём Бытии, на всей его бесконечной (в пространстве и во времени) протяжённости, на всех его уровнях, во всех его структурах. Если сформулировать это в виде лозунга, то он будет звучать так: «Всё — для эволюции!». Потому что эволюция — это жизнь.

Всё в Бытии подчиняется законам эволюции. В том числе, мир Творца. И сам Творец как его часть. То, что произошло в момент его преображения во Вселенную, было не капризом, и даже не свободным творческим замыслом: это была эволюционная необходимость. И в то же время — плод длительной эволюции. Ведь сложно даже представить, какой долгий путь должна была пройти эволюция в мире Творца, чтобы появилось существо — да не одно существо, а целый разумный вид — такого уровня развития. Существо, способное усилием воли изменить свою физиологию, дав начало такой суперсложной системе, как наша Вселенная, и способное «запрограммировать» законы, по которым эта система будет жить и развиваться. Я бы назвал всё это чудом, в котором нет ни малейшей примеси чуда. Это чудо эволюции. Творец — плод эволюции столь грандиозной, что в сравнении с ней все религиозные «сотворения мира» кажутся детской игрой в куличики. Религиозному сознанию и не снились такие масштабы и такие возможности. А ведь это только эволюция в мире Творца, — то есть только в одной из частиц Бытия.

Итак, Бытие постоянно эволюционирует, развивается, — и благодаря этому может жить. Эволюционирует мир Творца, эволюционирует сам Творец. В нем сейчас эволюционирует наша Вселенная, а в ней — космические объекты, от крупнейших скоплений материи до планет. На планетах эволюционирует жизнь. В каждом живом организме тоже идут эволюционные процессы, — как, впрочем, и в том, что обычно не принято считать живым. Эволюция продолжается на молекулярном уровне, на уровне элементарных частиц и далее, — на уровнях, пока ещё неизвестных современной науке. Эволюционный принцип пронизывает собою всё существующее; он подобен позвоночнику, на котором держится организм человека. Этот принцип — без преувеличения, хребет Бытия. Наука, находясь на своём нынешнем уровне познаний, видит лишь часть этого хребта, — от неполной панорамы Вселенной до элементарных частиц. Всё остальное уходит в недоступные нам пока что дали, — как в сторону увеличения масштаба, так и в сторону его уменьшения. Но и то, что мы видим, это уже немало. Это позволяет увидеть, хотя бы в общих чертах, глобальный принцип эволюции, уловить некоторые его закономерности. И эволюционная теория Дарвина вписывается в эту картину, — возможно, не идеально, но вписывается, как довольно удачный набросок того участка эволюционного процесса, который относится к живой природе одной небольшой планеты. В дальнейшем эта теория будет получать всё новые фактические подтверждения, уточняться и корректироваться. Но суть её, главная её идея, останется неизменной. Что же до рецидива креационизма, который мы сегодня наблюдаем, то он со временем угаснет. Он очень напоминает последнюю вспышку болезни, которая уже почти побеждена. В данном случае в роли болезни выступают заблуждения.

Хотя ведь можно сказать, что Учение счастливо соединяет в себе и примиряет две противостоящие точки зрения. С одной стороны — имеется Творец и волевой акт творения; с другой стороны — это происходит в рамках глобального эволюционного процесса. Естественный компромисс, в самом благоприятном значении этого слова. От классического креационизма такая схема отличается, в основном, тем, что не оставляет места для сверхъестественного, — то есть для чуда. Но взгляды, базирующиеся на желании чуда, едва ли можно назвать серьёзными.

Эволюция — универсальный принцип, базовая программа для всего существующего. И работает этот принцип, конечно же, не только в отношении физических и биологических систем. Эволюционирует также человеческая личность, — в интеллектуальном, моральном, духовном смысле. Эволюционирует общество, его верования, обычаи, социальные институты и формации. Эволюционирует наука, техника, средства коммуникации, культура и искусство, идеи, методики, профессии, индустрия развлечений, и так далее, и так далее. Эволюционирует и развивается всё — от методов изучения дальнего космоса до средств лечения насморка. И это легко понять: достаточно сделать простые наблюдения и несложные обобщения. В такой ситуации креационизм, вкупе с убеждённостью в том, что всем по своему усмотрению управляют некие сверхъестественные надмировые силы, выглядит, мягко говоря, противоречащим очевидности и здравому смыслу. Ну а Учение Единого Храма в ладах со здравым смыслом. Поэтому можно констатировать, что оно является эволюционистским, — настолько эволюционистским, насколько это вообще возможно для мировоззрения. И если в наше время кто-то ещё произносит слово «эволюционист» с осуждением, то мы примем это осуждение как комплимент.

© Атархат, 2017

One thought on “Эволюция как универсальный принцип

  1. Креационизм, как я думаю, для основной массы людей выглядит более привлекательным, чем эволюционизм. В первом случае не нужно большого труда: достаточно все слепо принять на веру, а божество само решит каким быть тебе и миру. От тебя ничего не зависит. Все зависит от воли божества, поэтому можно «не дергаться». Нужно только отдаться воле божества, через его «эмиссаров», и «плыть по течению», время от времени исполняя предписанные ритуалы. Во втором случае нужно много трудиться: понять и осознать Истину; изменять себя, изменять других, изменять весь мир, жертвовать многим. Поэтому большинство и выбирают первый путь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *