Эвбулей, 63

Если тебя спросят: «Как побороть зависть?», ответь: «Возьми себе весь мир». (Эвбулей, 63)

Что лежит в основе зависти? Можно сказать, что эгоизм. А можно сказать — желание иметь то, чего у тебя нет. Равноценно ли такое желание эгоизму? Интересный вопрос. Вроде бы, равноценно. Ведь ты хочешь иметь то, чем владеет другой человек, — будь то нечто вещественное или невещественное, неважно. Ты хочешь забрать это себе. Но, может быть, ты хочешь не забрать, а просто иметь такое же? То есть не подразумевается, что другой человек что-то потеряет и пострадает. Если же ты хочешь, чтобы он именно потерял то, что ты желаешь получить, и страдал из-за потери, то это уже злоба и жестокость, а не просто эгоизм. Тут и мерки иные. А если ты не хочешь, чтобы кто-то пострадал, а то, что является предметом твоей зависти, тебе действительно необходимо? Возможно, тогда это не эгоизм и не зависть, а просто здоровое желание иметь то, в чём ты нуждаешься?

Ну а если зависть — это желание получить нечто своё? Конечно, звучит странновато. Но тем не менее. Если ты чувствуешь нечто своё, чувствуешь подсознательно, как связь на глубинном уровне? Так, как два брата, разлучённые в детстве, а потом случайно повстречавшиеся, могли бы чувствовать взаимное притяжение, даже не подозревая о своём родстве.

С чем же можно ощущать такую связь? Со всем. С предметами, людьми, со всем миром, со Вселенной. Ведь всё является частицами единого целого, — той же Вселенной, — а значит, частицами друг друга. Когда всё слито в единстве, то любая частица является любой другой частицей. И на глубинном уровне чувствует в ней не просто нечто близкое, но даже больше: чувствует в ней себя.

Так может объясняться ощущение, порой выглядящее как зависть. Это желание воссоединиться с частицей себя. Но ведь под завистью обычно подразумевается не это, а именно отрицательное чувство, жадное, эгоистичное стремление чем-то завладеть. Завистливость — это порок. Однако и тут может помочь единство. Точнее говоря, его осознание. Ведь всё не просто уже твоё: оно в тебе. Оно и есть ты. А завидуешь ты потому, что не понимаешь этого. Завидуешь и страдаешь, — ибо зависть мучительна.

Что значит «Возьми себе весь мир»? Ведь сказано не «завладей им», «отними у других» или «завоюй», а просто «возьми». Протяни руку и возьми. Без поисков, труда, сражений, насилия. Как такое может быть? Это может быть только в одном случае: если всё уже и так твоё, и находится под рукой. Но ведь так и есть. Ты един со всем миром. Он в тебе, а ты есть он. Ты в других людях, во всём, чем они владеют, в животных и растениях, в земле, волнах океана, ветре и облаках. И это всё в тебе, — прямо сейчас, в этот самый момент. Завидовать некому и нечему: всё и так твоё. Тот, кому ты завидуешь, это ты; и то, по поводу чего ты ему завидуешь, это тоже ты. Просто осознай, что всё так и есть. Осознать — это как протянуть руку и взять. И больше не страдать от мук зависти.

Пойми, что весь мир — в тебе. Осознай себя настоящего, — такого, каков ты есть в действительности. Осознай себя как целый мир, а не как мелкое, злобно и жалко завидующее существо. Не алкай чужого, — или того, что кажется чужим: обрети себя. И тогда весь мир с готовностью упадёт в твои ладони, как спелое и сладкое яблоко.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *