Эосфор IX, 4-5

eosfor-ix-4-5

Твоя плоть есть плоть многих, бывших до тебя; и она будет плотью многих, — тех, кто будет после тебя. Считая свою плоть только своей, ты совершаешь воровство. (Эосфор IX, 4-5)

Утверждение, что всё существующее слито в великом единстве, — это не просто красивая философия, призванная подвигнуть человека на размышления. Это констатация факта. Констатация реальности, — такой, какова она есть. Признание этого особо ценно, потому что оно меняет человека, и его руками меняет мир. Конечно, размышления — тоже хорошо. Но беда в том, что для очень многих размышления заменяют действие. Они превратились в самоцель. Это как идти по пути просто ради того, чтобы идти. Но ведь всякий путь есть путь куда-то. Не просто движение, а движение к цели. И ценно это движение именно потому, что ведёт к цели. Иначе это работа вхолостую, ходьба на месте.

Единство — привлекательная идея. Но в то же время и практичная. Осознав своё единство с окружающим миром, уже невозможно остаться прежним. В итоге это проявляется через поступки; но сначала — через восприятие самого себя. У единства есть много аспектов. Одни временны, и поддаются корректировке. Например, человек — часть общества. Этот аспект довольно зыбок. Сегодня ты часть с одним статусом, а завтра с другим. Сегодня ты часть одного общества, а завтра другого. А послезавтра ты, возможно, вообще уйдёшь отшельником в горы, оторвёшься от общества, выпадешь из его жизни. Другие аспекты единства постоянны и неизменны. Именно на них держится взаимосвязь всего существующего. Например, единство через Дух. В каждом из нас его частица; и частицы эти, являясь индивидуальными, в то же время являются одним целым. Поэтому мы зависим друг от друга и развиваемся вместе, тем самым совершенствуя Творца. Такое единство не откорректируешь, и от него не отделишься. Осознание этого меняет человека.

А есть и более приземлённый, так сказать, аспект. Или более материальный. Состоит он в том, что человек — часть планеты Земля, часть её природы. Человек вообще и каждый человек в частности. Он является частью эволюционного процесса, входит в пищевую цепочку и т.д. А кроме этого само его тело входит в кругооборот химических элементов нашей планеты. Мы рождаемся — и наши тела постепенно растут, складываясь из кирпичиков вещества, которое мы получаем и усваиваем. Мы умираем — и наши тела, распадаясь на элементы, снова вливаются в кругооборот веществ. Поэтому имеет смысл задаться нетривиальным вопросом: насколько моё тело является моим, насколько оно принадлежит мне? В самом деле: оно ведь слагается из веществ, участвующих во всеобщем кругообороте (по большому счёту, даже не в земных, а во вселенских масштабах). Вещества эти путешествуют из структуры в структуру, из организма в организм. То есть моя плоть когда-то была чьей-то ещё. Она досталась мне как бы в наследство. Да что ходить за примерами так далеко? То, что мы едим и усваиваем каждый день, — это ведь тела растительных и животных организмов, их плоть, их вещества. Наши тела, фактически, состоят из их тел. Интересно: хотя бы кому-то из едоков хоть раз приходила в голову мысль, что следовало бы хотя бы мысленно поблагодарить тех, кого он ест, за то, что они подарили ему его тело? А ведь подарили. Вот оно — настоящее, практическое единство, которое можно не только понять, осознать и ощутить, но даже пощупать.

Итак, тело — нечто вроде наследства. Но ведь когда я умру, вещества моего тела, обернувшись во всеобщем круговороте, станут веществами ещё чьих-то тел. Кто-то получит свою плоть в наследство от меня. Выходит, моё тело — моё лишь относительно, временно. В действительности оно как бы взято в аренду на краткий срок. По принципу «Попользовался — дай попользоваться другому». В физическом смысле каждый человек — одновременно он сам, те, кто был до него, и те, кто будет после него. В нём слито прошлое, настоящее и будущее. Причём не отвлечённо-умозрительно-философски, а реально и конкретно, физически ощутимо. Прикоснись к себе. Чувствуешь? Это те, кто жил за тысячи лет до тебя, и те, кто будет жить через тысячи лет после тебя. А также — бывший и будущий ты. Ведь ты живёшь не одну жизнь.

Вот так легко, на самом деле, ощутить единство, просто прикоснувшись к нему рукой. И как же смешно и нелепо — нелепо до трагичности, до смеха сквозь слёзы — выглядит с этой точки зрения гордыня, превознесение себя над другими как высшего над низшими. Да: каждый — уникальная личность, в том числе физически. Но возможность обрести эту уникальность нам подарили те, из кого мы состоим. Это щедро — подарить себя будущим людям. Мы должны быть благодарны за это тем, кому обязаны своей плотью. И мы должны уметь, когда приходит наше время, с радостью передавать свою плоть дальше, — новым людям и не людям, новой жизни. Это хорошая возможность увидеть и понять себя настоящего, избавиться от глупого высокомерия и почувствовать мир и людей.

© Атархат, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *